Пост как работа по преображению души

Посты. Правила их соблюдения

Пост как важнейшее основание духовной жизни был установлен Богом сразу после сотворения Адама и Евы, когда он заповедовал первым людям не вкушать плодов с древа познания добра и зла. С той поры пост является средством,  удаляющим от греха и приводящем к жизни в законе Божием.

Христианство как цельное мировоззрение влияет на все стороны существования человека. Цель жизни христианина- перерождение, изменение себя, очищение от зла, то есть приобретения Святого Духа, соединения с Богом. Все устроение быта направлено к этой цели. Быт человека должен помогать его духовной жизни, его очищению. Одна из главных сторон духовной жизни христианина – самоограничение, добровольный отказ от удовольствий. Почти все великие праздники предваряются таким воздержанием, которое и называется постом.

И в царских палатах, и в курной избе русские люди одинаково строго держали посты.

Пост имеет разную степень воздержания. В первую очередь это пища животного происхождения – мясо, яйца, молочные продукты. Такая пища называется скоромной, от «скоромь»- жир, масло. Следующая ступень – воздержание от рыбы, затем от елея (постного, или растительного, масла).

Пост – это не только воздержание от скоромной пищи, но и умеренное потребление постной пищи.

Пост для христианина является настоящей духовной школой, и поститься – значит радеть о спасении души своей. Тем, кто приступает к посту впервые, необходимо осознать, что телесный пост без духовного – занятие бесполезное. Физический пост представляет собой воздержание в пище. Во время поста следует воздерживаться от всякого рода развлечений, вечеринок, рассказывания анекдотов, сквернословия. Только в соединении с духовным постом он может привести к полному обновлению человеческого организма и укреплению духа. Духовный пост предполагает молитвенное устремление к богу, желание проявить любовь к своим ближним, ограничить свой эгоизм, очистить душу покаянием.

Пост – это обычай: очистительный, здоровый, проверенный поколениями. И неудивительно, что в наши дни он возвращается. Наших современников останавливает одно: уж больно голодными кажутся им постные дни! Боязно как-то: голова закружится, тело и мысли ослабнут!.. Но на то есть правило: больным, детям, странствующим позволено не поститься. А вот людям здоровым почему бы не настроиться на пост и не попробовать его выдержать хотя бы не в строгой форме. Ведь постные блюда, как правило, недорогие, доступные, вкусные и разнообразные – спасибо предкам за полет кулинарной фантазии!

 Вот уже много веков на Руси принято соблюдать посты. Когда-то давным-давно церковный устав определили их порядок и степень строгости. Пост наши предки держали убежденно и богобоязненно. Ограничивали себя в скоромной пище, развлечениях, старались не допускать сквернословия и недобрых, унылых мыслей. Поэтому и были здоровы душой и мыслям

Пост – это добровольное делание во славу Божию, которое включает в себя:

– воздержание от сытной и вкусной пищи (собственно, славянское слово пост указывает на состояние пустого, тощего желудка), развлечений, увеселений; – особенно тщательную проверку души и исправление ее; – понуждение себя на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах. Результат поста – ощутимый духовный рост. Пост – весна для души. Это очень верно. Подобно весне, растапливающей ледяные сугробы, высвобождающей жизнь из окоченевшей земли, из кажущихся мертвыми веток деревьев, пост пробуждает из спячки, высвобождает из окоченения самые светлые стороны нашей души. Нормальное состояние после выхода из поста – духовная радость и торжественная приподнятость настроения. Ты сумел перерасти самого себя и ощутить, почувствовать, что реально стал ближе к Богу!

Как начинать поститься?

Поститься в Великий пост и в среду – пятницу в течение года должен всякий христианин.

Но как приступить к посту человеку, лишь начинающему воцерковляться, тому, кто собирается поститься в первый раз? Вот  несколько советов.

Во-первых, нужно помнить, что если вы только приступаете к этому подвигу, вы можете, вместе с духовником (или знакомым священником), определить для себя посильную меру поста.

Поверьте, это не нововведение, не какие-то мои субъективные модернистские соображения, но подлинная православная традиция: соразмерять пост с силами.

Если вы только начинаете поститься, лучше взять мягкую форму и выдержать ее.

На следующий год вы можете поститься более строго.

Какой может быть эта мягкая форма поста? Воздерживаться от мяса. Молочные (преимущественно кисломолочные) продукты, яйца, рыбу – допускать. Соблюдать воздержание от алкоголя.

Если вы выдержите такой пост, с помощью Божией, на следующий год приступайте к более строгому.

Что касается постного воздержания от развлечений, акцент на посещение богослужений, на молитву, на дела милосердия.

 

Пост как работа по преображению души

Конечно, пост – это время не только пищевых ограничений. Так устроен человек, что ему легче принять какие-то запреты (например, пищевые), то есть идти от негативного, нежели думать над тем, что надо делать, какой труд над душою надо предпринимать, то есть выбрать позитивную позицию.

Так же произошло и с постами.

Сегодня очень часто верующие люди пост сводят к более или менее строгой диете.

И как-то выпускается из виду, что пост – это, прежде всего, некое делание, некий духовно-нравственный подъем, движение вверх.

Вообще, наблюдать за душою человек должен все время. Однако особенно это касается поста, и вот по какой причине. Испытывая дискомфорт от постного воздержания, человек становится более раздражительным, придирчивым, ему труднее держать себя в рамках. Можно это списать на искушения от бесов. Не без искушений, конечно, но дело в первую очередь в том, что из души вылезают все те неисцеленные настроения, которые не проявляются, пока мы сыты, не утомлены, довольны…

Поэтому духовные наставники с древнейших времен и поныне настоятельно советуют постящемуся человеку обратить внимание на свое поведение, отношение к ближним. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» (свт. Иоанн Златоуст).

Этот же святитель говорит, каким должен быть настоящий пост:

«Вместе с телесным постом должен быть и душевный… При телесном посте чрево постится от пищи и питья, при душевном душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживаетсч от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия… Видишь, христианин, какой пост душевный?»

Основа поста – борьба с грехом через воздержание от пищи. Но именно воздержание, а не изнурение – и потому правила соблюдения постов каждый должен соизмерять со своими силами. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и попросить благословения на совершение поста. Пост – это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.

Виды постов  

          Различают следующие виды постов: Строгие- (без еды или на одном хлебе с водой), сухоядение (невареная пища), вареная (вареная пища).

Нестрогие посты (разрешается вкушение растительного масла, рыбы)

В течение года предусмотрено более 220 дней поста. В их число входят: еженедельные постные дни (среда, пятница); однодневный и многодневные посты.         

Календарь постов

Однодневные посты

· Богоявленский сочельник – 18 января

· День усекновения главы святого Иоанна Предтечи – 11 сентября

· День Воздвижения Креста Господня – 27 сентября

Многодневные посты

· Великий пост от прощеного воскресенья до Пасхи-49 дней.

· Петров (Апостольский) пост от Недели  Всех святых (спустя неделю после Троицы) до дня апостолов Петра и Павла – 12 июля. Продолжительность Петрова поста различна, иногда по числу постных дней он может приближаться к Великому.

· Успенский пост от 14 августа (Медовый Спас) до Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (Хлебный Спас).

· Рождественский (Филипповский) пост, продолжительностью 40 дней, с 28 ноября по 7 января.

Еженедельный пост в среду установлен в воспоминания предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни Церковь запрещает употребление в пищу продуктов животного происхождения (мяса, молока, яиц, сыра).Разрешается растительная пища, постное масло и рыба.

На протяжении многих веков люди видели в кратковременном голодании большую пользу и телу. Исследователи, изучавшие опыт предков, подтверждают благотворное влияние постов, постной пищи на организм человека. Свидетельством этому является то, что предки наши были сильные, здоровые и крепкие люди. В народе говорили: «С поста не мрут, а от обжорства дохнут», «Что человек ест, таков он и есть».

Очень часто среди верующих людей встречается термин «заговение».

Заговение — день перед началом многодневного поста, когда в последний раз дозволяется вкушение скоромной пищи. Великому посту в отличие от Петрова, Успенского и Рождественского постов предшествует 2 заговения: сначала только на мясо (Мясопустная неделя), затем, по прошествии Сырной седмицы, на прочую скоромную пищу (Сыропустная неделя). Заговением Петрова поста является Всех святых неделя. Заговение Рождественского поста — 14 нояб. (ст. ст.), Успенского — 31 июля (ст. ст.), однако, если эти даты выпадают на среду или пятницу, являющиеся постными днями, заговение переносится на предыдущие сутки. В современных официальных изданиях богослужебных книг термин «заговение»

Народ по-своему именовал посты: пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий и пост –лакомка (Успенский).

Великий пост начинается, когда в природе происходит поворот к весне, к обновлению. Идет подготовка к весеннему севу, ожидаются испытания, требующие от человека душевных и физических сил.

Петровский пост приходится на самый разгар лета, летний зной, сенокос, полевые работы. Это время, когда организм испытывает потребность освобождения от тяжелой мясной пищи и нуждается в легком растительном питании.

Успенский пост – это проводы лета, подготовка к страдной поре: жатве, сбору урожая. Время, требующее собранности в предстоящей борьбе с силами природы, в стремлении отвоевать каждый погожий день, ибо осенний день год кормит. Осенние работы продолжаются до самого Покрова, до окончания уборочной страды. Наступает период отдыха, раскрепощения от трудов – время свадеб, застолий, трапез, приема гостей.

Вы видите, как мудро выстроена вся система православных постов. Дни радости и веселья сменяются временем воздержания, смирения, жизни в строгости и чистоте душевной, за днями поста снова следуют праздники. Именно такой образ жизни давал нашим православным предкам здоровье - и душевное, и физическое. То, чего так не хватает сегодня нам.

 

Великий пост.

7 марта наступает Великий пост 2011 года, который продлится до 23 апреля.

Великий пост, или святая четыредесятница, самый продолжительный и строгий из всех постов; он длится от Прощеного воскресенья до Вербного воскресенья с присоединением Страстной недели – всего 49 дней.

Первая, третья недели поста и Страстная неделя строже остальных. В первые два дня поста и в Страстную пятницу установлено полное воздержание от пищи и воды.

В великопостном уставе закреплены очень строгие правила: в будние дни допускалось только сухоядие (холодная пища без масла), и то лишь вечером. В субботу и воскресенье дозволена вареная пища – каши, овощи с растительным маслом.

Великий пост был установлен с апостольских времен в подражание 40-дневного поста Господа Иисуса Христа. Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

Первая постная неделя Великого поста отличается особой строгостью: можно есть растительную пищу но без масла. В пятницу первой недели говорят, освещают и едят «коливо», то есть отварную пшеницу или другие зерна с медом. Все последующие недели едят хлеб грубого помола, каши, овощи, фрукты, орехи и грибы, мак, изюм, варения, квашения и соления, но никаких блюд из мяса, молока, яиц и никакой сдобы.

Самыми популярными народными блюдами в дни поста были тюря, толокно, полевка и др. похлебки. Пекли пироги с грибами, маком, горохом, репой, ягодами, медом и яблоками. В пост делали постные оладьи, блины. Во время постов во всех трактирах блюда не отличались от тех, которые ели в монастырях. За время поста человек употреблял крупы, хлеб, грибы, сою, бобовые, орехи, фрукты, овощи, мед, сахар, сухофрукты – это продукты которые могут поддерживать силы даже при тяжелом физическом труде.

В сегодняшнее неспокойное и трудное для душевного осмысливания время многие люди все чаще обращают свой взор в прошлое, ищут и находят в нем истоки не только настоящего, но и будущего. Восстанавливаются и вновь строятся разрушенные временем или людьми церкви и храмы, иконы и другие памятники древней российской культуры. Люди ищут успокоения и находят его в православных храмах, посещая службы и участвуя в соблюдении постов. Никакое лекарство не заменит двухнедельного голода — так считали древние историки, ведь очищая во время поста свое тело, мы очищаем и свои помыслы, свою душу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: