Петров, или Апостольский пост

С 20 июня – 11июля в 2011году.

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся. Сколько длится Петров пост?Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Петровки – самый пик лета: созревают ягоды, на опушках леса появляются первые грибы, но в то же время еще нет овощей нового урожая, а соленья уже подошли к концу, да и запасы картофеля, моркови, капусты уже на исходе. Поэтому справедлива пословица: «Спасовка – лакомка, а Петровка - голодовка».

В дни Петровского поста готовили блюда и напитки из трех ранних овощей, зелени и ягод, которые поспевали на огородах в лесу – зеленого лука, щавеля, ревеня, редиса, земляники, шампиньонов, и др. Широко применяли травы дикорастущие травы: лебеду, крапиву, одуванчики. Основа белковой пищи – грибы.

 

Успенский пост

14 августа – 27 августа в 2011 году

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 28 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания»

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа.

Этот пост так же строг, как и Великий. Рыба разрешена только в праздник Преображения Господня, 19 августа, а растительное масло в блюда добавляют только в субботу и воскресенье. Основу постного стола составляют овощи и молодой картофель.

Несмотря на то, что Успенский пост довольно строг, он считается самым приятным и легким. Свое второе название – Спасовка - Успенский пост получил, потому что на этот период приходятся два Спаса - яблочный и медовый.

14 августа в день празднования Присхождения честных древ Креста Господня в храмах совершается освящение меда. С этого дня благославляется употребление в пищу меда нового сбора.

Второй Спас – день Преображения Господня (19 августа) – яблочный Спас. В этот день православные люди приносят в храм виноград и яблоки, чтобы благословить их в благодарность за получение этих плодов для пропитания человека. Только после освящения разрешается разговляться виноградом и яблоками нового урожая.

 

3.4 Рождественский пост
История поста. Рождественский пост, как и многие другие, был установлен в древние времена христианства. Упоминание о нем впервые встречается в IV веке. В то время он длился семь дней, затем продолжительность поста несколько раз увеличивалась, а в 1166 году на Церковном соборе было решено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова все сорок дней.
Устав
Рождественский пост (его иногда называют Филиппов, так как он начинается после дня памяти св.ап. Филиппа) начинается 28 ноября и длится 40 дней. Он менее строгий, чем великий. В его дни Уставом Церкви запрещены все продукты животного происхождения - мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. В понедельник, среду и пятницу запрещаются также вино и елей (растительное масло). Рыба разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг.
Последняя неделя перед Рождеством (со 2 по 7 января) — дни особо строгого поста. В эти дни рыба не благословляется даже в субботу и воскресенье. Особенно строг последний день поста, Сочельник (в старину в этот день ели только сочиво – блюдо из зерен пшеницы, риса). В Сочельник целый день христиане ничего не едят до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.
Как и во время других многодневных постов по субботам, воскресеньям и большим праздникам времени Рождественского поста можно выпить красного виноградного вина, что не означает напиться. В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания.

Рождественский пост приходится на то время, когда закончены сельскохозяйственные работы, продовольственные припасы переработаны и сложены для хранения в кладовые и погреба. Свод правил, которым регулировалась жизнь наших предков – «Домострой», требовал от глав семей заготавливать продукты впрок на целый год. Запас продуктов давал возможность семье жить без суеты, правильно планировать распорядок дня, недели, сезона. Продукты, которые всегда были под руками, позволяли нашим предкам быть гостеприимными, и хлебосольными хозяевами, помогать нуждающимся, давать приют странникам паломникам по святым местам.

Стол во время Рождественского поста состоял из хлеба, обычно грубого помола, различных каш, сваренных на воде без сливочного масла, свежих, квашенных и соленых овощей, свежих и соленых фруктов, грибов, орехов, варений.
Духовный смысл Рождественского поста
Время Рождественского поста дано Церкви на то, чтобы подготовиться к восприятию глубокого смысла Рождества Христова, чтобы вспомнить и заново осознать многое и ещё раз увериться в одном – что и мы, подобно пастухам и волхвам, находимся на своём пути ко Христу.
Этот – путь духовный. Он с каждым годом, если жива наша духовная жизнь, подводит нашу душу всё ближе и ближе к тайне Рождества в Вифлееме, которое сделала мир иным.
Воистину, после Рождения в Вифлиеме мир изменился. Бог снизошёл в страну печали и плача и воздыхания. Наконец то Он, Которого ждали все поколения гонимых праведников и побиваемых пророков, на Которого надеялись несчастные, Которому молились те, чьё сердце не могло жить без животворящей истины и правды, спустился к детям Своим «благовествовать нищим… исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4.18-19).
Но это будет позже... А пока, в дни поста, мы душою своей находимся в той ветхозаветной юдоли плача и воздыхания, мы мучительно переживаем то, что переживали жившие до Христа праведники, чью душу едва согревала слабое чаяние, почерпнутое из пророческих указаний, и едва утверждала врождённая надежда души (которая по природе христианка) на то, что в мире, от начала времён через грехопадение Адама и Евы преданном дьяволу на искушение, всё-таки восторжествует правда. Никогда не могла душа человеческая смириться с тем, что данная Богом жизнь – лишь «суета сует и томление духа», как это исповедала ветхозаветная премудрость. Это философское исповедание не освобождало от мучительного страха перед силою зла мира. Людям ещё не было обещано Царства...
Испытаем себя! Цель Рождественского поста – в приготовлении души к великому Празднику, второму после Праздника Пасхи. Верующая душа, умягчаемая и сокрушаемая воздержанием и молитвой, находит неведомую силу сердечно следовать за Вифлеемской звездой, избавленная от излишнего – обретает лёгкость в молитве, омытая от лукавства – получает дерзновение перед Богом.

 













Заключение

Что же такое пост? Физический пост - это воздержание от мясной и вообще животной пищи, временный переход на пищу постную, главным образом растительного происхождения.

Физический пост - это не только переход на постную пищу, но и воздержание, пожалуй, последнее является главным. Ведь можно формально поститься, перейти на постную пищу даже самого примитивного вида и одновременно буквально объедаться ею. Подобное отношение к посту - ничего общего не имеет с действительным постом и представляет собой его извращенное понимание. Физический пост без воздержания не дает никаких положительных результатов и является абсолютно бесцельным занятием. Физический пост - это прежде всего физическое воздержание в еде, воздержание от всех лишних привычек человека, не приносящих пользы ему в смысле здоровья, а часто даже вредящих ему. Поэтому желательно, чтобы физический пост человека не ограничивался только принятием исключительно постной пищи, но сопровождался бы воздержанием от всякого рода дурных привычек, сквернословия и т.д.

Для чего нужен человеку физический пост? Разумно осуществленный пост приводит к полному обновлению и часто оздоровлению человеческого организма. Пост полезен человеку. Это подтверждает многовековая практика Церкви, это подтверждается честными представителями медицины, отлично знающими о целительной силе поста.

Пост, ведя к временному воздержанию в смысле выбора и количества пищи, закаляет волю человека, освобождает его от рабской зависимости от привычных физических условий, ведет его через физическое воздержание к победе духа над плотью. В этом смысле пост подводит нас к началу человеческой свободы, к независимости от физических условий жизни. Пост ведет к облегчению, к приобщению ее к Вечным Ценностям, реально существующим в мире.

 Пост не распространяется на больных людей, требующих особого режима, на детей. Церковь абсолютно исключает пост в тех случаях, когда он может повредить здоровью человека.

 Физический пост - это только одна, и наиболее легкая, сторона поста. Физический пост обязательно должен сочетаться с постом духовным. Без духовного поста физический пост представляет собой бессмысленность, обряд, лишенный содержания.

Основой поста является пост духовный. Что же такое духовный пост?

 Духовный пост - это прежде всего молитвенное устремление к Богу, молитвенный усиленный подвиг, совершаемый человеком. Поэтому пост неразрывно связан с усиленной молитвой, со стремлением к Богообщению. Духовный пост - это сознательное и волевое устремление к добру в любой его форме, стремление активно проявить свою любовь и доброжелательное отношение к ближним, помочь им в их нуждах, проявить заботу, внимание, пойти по пути добротворения.

Духовный пост - это ограничение своего эгоизма и замена его подлинно человеческим отношением к людям; и подобное отношение должно быть не искусственно вымученным,, из сознания а вытекать из чистого сердца собственного недостоинства и своей греховности.

Духовный пост невероятно труден для человека, впервые вступающего на постное поприще. Он неизмеримо труднее поста физического. Здесь неизбежны срывы и отдельные неудачи. Но уже само стремление человека к духовному посту ведет к его духовному росту. В этом заключается глубокий смысл духовного поста.

Физический и духовный пост неотделимы друг от друга. Они являются совершенно необходимыми составными частями одного целого. Не нужен физический пост без поста духовного, невозможен духовный пост без поста физического. Это две стороны одного и того же явления, неотделимые друг от друга. И если есть люди, утверждающие, что они нуждаются только в одной из двух указанных сторон поста, то надо сказать, что эти люди или добросовестно ошибаются, или просто прикрывают свое бессилие в отношении поста.

Пост - величайшая духовная школа для человеческого духа. Пост - это духовный чернозем, на котором всегда и всюду вырастает богатая духовная нива, дающая человечеству величайшие духовные плоды.

 

Список литературы

 

1.А Горностай, А Ерхов.Постимся вкусно. Библиотека собеседника.ИД «Собеседник» 2010г.

2.Л.Ляховская. Энциклопедия православной обрядовой кухни.Санкт-Петербург «Интерласт»1993г.

3. В.Н.Самойленко, С.Е.Сапронов.Православие. Полная энциклопедия.Санкт-петербург «Весть» 2008г.

4.Православная энциклопедия. М.; Про-Пресс, 2000. - 456 с.

5Православная радуга, детский журнал для семейного чтения //2004. №8

6Православная радуга, детский журнал для семейного чтения //2009. № -10

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: