Хосе пишет о том, что человек исчерпав все внутренние ресурсы, от бессилия применяет физическую силу

Все это приводит автора в размышление о том, что массы делают из людей дикарей. Это действительно так. И Хосе Ортега-и-Гассет доказывает это. Он пишет о том, что люди становятся дикарями в связи с тем, что массы наступают. Это происходи стихийно. Хосе говорит, что раньше, когда прогресс не был столь велик и когда человек получал информации по минимуму, и только такую которая его окультуривала, а не вгоняла в регресс, тогда он был более развит духовно, чем сейчас. Автор на протяжении всей книги говорит о том, что на данный момент человек, в связи с тем, что является массой, становится не только инфантильным, но и бескультурным.

Современное государство – наиболее очевидный и общеизвестный продукт цивилизации. Крайне интересно и поучительно проследить отношение человека массы к государству. Он видит государство, изумляется ему, знает, что это оно охраняет его собственную жизнь, но не отдает себе отчета в том, что это – человеческое творение, что оно создано известными людьми и держится на известных ценных свойствах и качествах, которыми люди вчера еще обладали, но завтра могут не обладать. С другой стороны, человек массы видит в государстве анонимную силу и, так как он чувствует себя тоже анонимом, считает государство как бы "своим". Представим себе, что в общественной жизни страны возникают затруднения, конфликт, проблема; человек массы будет склонен потребовать, чтобы государство немедленно вмешалось и разрешило проблему непосредственно, пустив в ход свои огромные, непреодолимые средства.

Вот величайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательство его во все области, поглощение всей общественной спонтанной инициативы государственной властью, а значит, уничтожение исторической самодеятельности общества, которая, в конечном счете, поддерживает, питает и движет судьбы человечества.

Массы знают, что, когда им что-либо не понравится или чего-нибудь сильно захочется, они могут достигнуть без усилий и сомнений, без борьбы и риска; им достаточно нажать кнопку, и «чудодейственная машина» государство точно сделает, что нужно.

Масса говорит себе: "Государство – это я" – но это полное заблуждение. Сегодняшнее государство и массы совпадают только в том, что оба они безымянны. Но человек массы действительно верит, что он – государство, и все больше стремится под всякими предлогами пустить государственную машину в ход, чтобы подавлять творческое меньшинство, которое мешает ему всюду, во всех областях жизни – в политике, в науке, в индустрии.

Это стремление кончится плохо. Творческие стремления общества будут все больше подавляться вмешательством государства; новые семена не смогут приносить плодов. Общество будет принуждено жить для государства, человек – для правительственной машины. И так как само государство, в конце концов, только машина, существование и поддержание которой зависит от машиниста, то, высосав все соки из общества, обескровленное, оно само умрет смертью ржавой машины, более отвратительной, чем смерть живого существа.

Этатизм – высшая форма политики насилия и прямого действия, когда она возводится уже в норму, в систему, когда анонимные массы проводят свою волю от имени государства и средствами государства, этой анонимной машины.

Европейские нации стоят перед тяжелым этапом острых внутренних кризисов, сложных проблем – правовых, экономических и социальных. Приходится опасаться, что государства, управляемые людьми массы, не остановятся перед тем, чтобы подавить независимость личности и групп и тем окончательно разбить наши надежды на будущий прогресс

Культурное влияние данного произведения.

Работа «Восстание масс» - главная социологическая и одна из важнейших культурологических его работ. Именно в данной работе философ занимается исследованием конфликта между массовой и элитарной культурой, подвергая всестороннему анализу новый для культуры его времени феномен человека «массового» общества потребления.

Ортега-и-Гассет констатирует факт наличия глубокого кризиса в западной культуре его времени. Суть этого кризиса он описывает формулой «восстания масс», которая указывает на то, что если раньше ценности культуры создавались, оберегались и служили на пользу лишь тем, кто мог их по достоинству ценить, то с 20-ых годов ХХ века эти ценности, равно как и достижения материальной культуры и культурные, общественные и политические центры, оказались во власти «толпы» - массы потребительски настроенных людей, лишённых моральных и эстетических принципов.

Если посмотреть на сегодняшние социально-политические и духовные реалии Европы, то нельзя не заметить, что многое из футуристических видений исторического развития Ортеги становится явью для нынешних поколений европейских народов. Можно сказать, что в идейном и моральном плане Ортега одержал победу над различными вариантами тоталитаризма и заложил определенную надежду на то, что история имеет смысл.

Идеи испанского мыслителя глубоко проникли в культуру XX в. и повлияли на способ видения и анализа многих теоретических и практических проблем, с которыми сталкивается современное общество, а именно: причин стандартизации и «усреднения» социальной жизни, «омассовления» и дегуманизации культуры, предпосылках и сущности тоталитаризма и ряд других. Не менее важным является его требование свободы мысли в отношении прошлого и необходимости первенства будущего над прошлым, что и является предпосылкой исторического прогресса.

Например, уже в 1930 году он предвидел путь к европейской интеграции, что фактически вылилось в образование Европейского Союза, роль которого постоянно усиливается.

Сейчас наследие Ортеги занимает прочное место в университетских курсах философских, исторических, филологических и социологических отделений университетов Европы и мира. То, о чем говорит Ортега, не только не теряет своей насущности, но становится еще более актуальным. Массовая культура остается важной составляющей нашей повседневности. А разобраться в том, в чем ее притягательность, в чем ее сила и в чем ее опасность можно попытаться, открыв труды испанского философа.

Литература:

https://www.socionauki.ru/journal/articles/818876/ - [электронный ресурс] - автор: Титов В. Ф., журнал: Философия и общество. Выпуск №5/1998
https://studme.org/42291/filosofiya/ortegl-i-gasset_v.. - [электронный ресурс]
https://psyfactor.org/lib/chernov4.htm - [электронный ресурс] - Г.Ю. Чернов. Социально-массовые явления. Исследовательские подходы. — Д., 2009.
https://ichebnik.ru/ob-ispanii/1244-khose-ortega-i-ga.. - [электронный ресурс] - статья «Хосе Ортега-и-Гассет - философ, открывший «человека массы» нам и в нас», автор Анна Борисова

http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html - [электронный ресурс] Перевод А. М. Гелескула «Восстание масс» Х.Ортеги-и-Гассета, 1991 г. от Сергея Петрова, 26.07.99

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH018dd6f486549db01f6a3b8d - [электронный ресурс] - статья «Хосе Ортега-и-Гассет», автор A.M.Руткевич





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: