Поселение Донских славян

 

 

Как известно, донские славяне занимали периферийное положение в восточнославянском мире и граничили с юга с салтово-маяцкой культурой – северо-западными районами Хазарского каганата, что послужило образованию самых тесных отношений с данной общностью. Проблема контактов славян с алано-болгарским миром не является новой. Ей посвящено значительное число статей и монографий, однако необходимо выделить две базовые работы по этому вопросу, среди них статья С.А. Плетневой (Плетнева, 1962) и статья Д.Т. Березовца (Березовец, 1965).

С.А. Плетнева пишет, что влияние славян очень сильно сказалось на северо-западную периферию Хазарского каганата, и от близости славян зависело некоторое своеобразие салтово-маяцкой культуры, которое выразилось в: появлении укреплённых городищ, появлении жилищ- полуземлянок, в качестве фортификации – подрезка склона мыса, появление лепной керамики с шамотом, а также сооружения в некоторых салтовских жилищах печей. Автор отмечает и обратный процесс влияния, который проявился прежде всего в приобретении многих салтовских вещей ремесленного производства: мотыжки, украшения и оружия, которые попадали к славянам в результате развитой торговли. В этой же статье автор, дает объяснение появлению на славянских поселениях выходцев с салтово- маяцкой культуры – набеги печенегов в начале Х в. (Плетнева, 1962, с 83 – 95). Однако следует сказать, что все данные были получены с материалов Северского Донца и роменских памятников Днепровского Левобережья. Итак, видно что славяне и салтовцы оказывали взаимное влияние друг на друга, прежде всего в материальном отношении.

 

Заключение.

 

 

Изучение историографии по погребальным памятникам донских славян позволило выявить некоторые особенности погребального ритуала Лесостепного Подонья. На Среднем Дону характерны, в первую очередь, деревянные погребальные сооружения (камеры и оградки), которые имеют широкое распространение на этой территории и в какой-то мере оставались неизменны. Погребальным памятникам по р. Воронеж характерен целый ряд различий погребального ритуала. Вероятно, это связано с этнической историей этих двух районов. На территории Среднего Дона шел процесс миграции части населения с бассейна Верхней Оки, где, как известно, обитали вятичи, имеющие черты устойчивого погребального обряда. Об этом свидетельствует та схожесть, которая существует между Боршевским могильником и Вехнеокскими, а именно схожесть в традиции сооружений деревянных погребальных конструкций. Подобные конструкции распространены по всей Восточной Европе, но все они различаются конструктивно от донских. Благодаря археологическим исследованиям, на сегодняшний день мы можем абсолютно точно представлять себе всю общую картину деревянных конструкций и их взаимосвязь. Это были своеобразные культовые сооружения, состоящие из камер, более чем на половину присыпанных земляной насыпью, окруженных столбовой оградкой, выполнявшей как конструктивную роль (блокирование насыпи от рассыпания), так и культовую. Вся конструкция опоясывалась прикурганным ровиком, в котором горели ритуальные костры. Необходимо выделять локальные варианты памятников донских славян: на Среднем Дону на р. Воронеж, которые разделяются в первую очередь по традиции погребального обряда. Так, для Среднего Дона (Боршевский могильник) характерен неизменный обряд погребения, выражавшийся в обязательном наличии погребальных деревянных конструкций в кургане. В могильниках на р. Воронеж, напротив, существовала вариативность погребального обряда. Вероятно, что эти отличия связаны с этнической историей этих районов.

 

Список литературы.

1.ВинниковА.З. Славянские курганы лесостепного Дона. Воронеж.: Издательство Воронежского Университета, 1984. 192 с.

2.Винников А.З. Славяне Лесостепного Дона в раннем средневековье (VIII – нач. XI в). Воронеж.: Издательство ВГУ, 1995. 168 с.

3.ВинниковА.З. Донские славяне и алано-болгарский мир: мирное сосуществование или противостояние//Хазары: миф и история. М., Иерусалим: 2010, с 189 – 216.

4.Винников А.З. Юго-восточная окраина славянского мира в эпоху образования Древнерусского государства (Лесостепное Подонье в VIII – первой половине XI вв)// Вестник ВГУ. Серия: История, политология, социология, No2.-Воронеж.: Издательство ВГУ, 2012. С 14-20.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: