Погребальный обряд населения Лесостепного Дона и Верхней Оки

Погребальный обряд Донских славян

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

                                                               1 группы

Профиль ИП

Гуманитарного факультета

Рыжова Кристина Владимировна

                                                           

 Проверил:

                                                              кандидат исторических наук,

                                                               доцент кафедры истории России       

 

Воронеж-2020

Оглавление

Введение……………………………………………………..3-4

1.Историография…………………….5-6

2.Погребальный обряд населения Лесостепного Дона и Верхней Оки…………………………………..7-10

3.Поселение Донских славян………………………….11-14

Заключение………………………….15-16

Список литературы…………………………….17

 

Введение.

 

 

Археологические памятники донских славян в научной литературе на­зывают памятниками «боршевской» или «роменско-боршевской» культуры. Название дано по населенным пунктам - городищам и могильнику у с Боршево на Дону и пос. Ромны на Северском Донце. Территория распростране­ния памятников доходит на севере до р. Красивая Меча в пределах Тульской и Липецкой областей. На юге - до лесостепного пограничья с аланами и болгарами. Таким образом, территория распространения славянских па­мятников включает в себя как Верхнее Подонье, так и Средний Дон.

Монах Нестор не знал о существовании донских славян и ничего о них не сообщил в своей «Повести временных лет». Не найти упоминания о сла­вянах на Дону и у арабских путешественников, больше знакомых с другими территориями проживания славян. Посмотрим на основные вехи в исследо­вании памятников археологии донских славян. Ведь именно археологичес­кие данные позволили создать представление о них.

Исследование славянских древностей на Дону началось в начале XX в. во­ронежскими краеведами, членами ВУАК, Воронежского губернского статис­тического комитета, Комиссии по устройству музея. А.А. Спицын осмотрел Большое Сторожевое городище, а на расположенном неподалеку селище он раскопал две славянские полуземлянки. Им же было исследовано несколько курганов на Боршевском могильнике, расположенном на Дону у одноимен­ного села.

Но впервые целенаправленные работы на славянских памятниках Дона были проведены в 1928-1929 гг. экспедицией под руководством П.П. Ефи­менко. Были исследованы Большое и Малое Боршевские городища и мо­гильник на Дону, Кузнецовское городище и городище «Михайловский кордон», Кузнецовский и Лысогорский могильники на р. Воронеж. Выводы, сделанные П.П. Ефименко и П.Н. Третьяковым, надолго определили взгляд на донских славян.

В послевоенное время начиная с 50-х гг. экспедиция ВГУ под руководс­твом А.Н. Москаленко начала планомерные и постоянные исследования славянских памятников. В поле зрения попало сначала огромное по своим размерам Архангельское городище на Дону, а затем и городище Титчиха у одноименного донского хутора, городище на р. Воргол. Титчихинское городище было раскопано полностью. Получено ог­ромное количество свидетельств о жизни славян, которые не потеряли свое­го значения и сегодня.

Со второй половины 60-х гг. славянский отряд экспедиции ВГУ под руко­водством А.З. Винникова начинает новый этап в исследовании памятников донских славян. Главные силы были сосредоточены на славянских памятни­ках по р. Воронеж. Исследуются Белогорские I и II могильники, Животинное городище у с. Староживотинное, по­селения.

В настоящее время на Верхнем и Среднем Дону известно более 80 сла­вянских памятников, 18 из которых изучались широкими раскопками.

 

Историография.

 

 

На основании археологических источниках, в Лесостепном Подонье можно выделить две группы восточнославянских памятников, прежде всего погребальных, которые отличаются своими особенностями: Средний Дон (Боршевский могильник), р. Воронеж (Лысогорский, Белогорский I – II, Кузнецовский, Шиловский, Животинный).

Боршевский могильник расположен на высоком плато правого берега р. Дон у с. Борщево в Хохольском районе Воронежской области. В разные годы здесь было исследовано 34 курганных захоронения. В 1905 г. А.А. Спицыным было исследовано восемь курганов в северо-заподной части могильника. В шести курганах оказались трупосожжения. В пяти из них (1, 2, 3, 4, 5) были встречены остатки погребальных камер. В погребальных камерах четырех курганов (1, 2, 3, 5) находились кальцинированные кости, а в трех стояли сосуды. В кургане 6 кальцинированные кости находились в центральной части кургана рядом с сосудом, так же здесь был обнаружен тонкий угольный слой. Курган 7 докопан А.А. Спицыным не был, а в кургане 8 не оказалось погребения. Как уже говорилось выше, А.А. Спицын заметил сходство этих курганов с верхнеокскими курганами. Что касается самих деревянных конструкций, то надо сказать, что они дошли до нас далеко не одинаковой сохранности. В кургане 4 сохранилось лишь несколько плах, а в кургане 6 от камеры остались лишь следы угольного слоя. К сожалению, А.А. Спицын исследовал только центральную часть курганов, где края оказались не изучены, поэтому ничего не известно о наличии оградок (Винников, 1984, 10). Не оставались без внимания ученого и поселенческие памятники. В 1905 г. А.А. Спицын провел разведочные работы на территории селища Большого

Боршевского городища – были вскрыты две полуземлянки площадью 3,55 х 14

 

3,2 м и 4,64 х 3,55 м. Обе находились в слое пожара. Примечательно что одна из землянок отапливалась очагом.

В 1929 г. экспедицией ГАИМК под руководством П.П. Ефименко было раскопано четыре кургана. Курганы копались примерно в той же части могильника, где проводил свои работы А.А. Спицын. Очень важно отметить, что во всех них были обнаружены погребальные деревянные камеры. П.П. Ефименко и П.Н. Третьяков выделяют некоторые общие черты всех четырех курганов. Во-первых, во всех насыпях в северо-восточном секторе имелись деревянные ящики, стоящие на погребенной почве; в ящиках находились кальцинированные кости и глиняная посуда. Во-вторых, захоронения совершались постепенно, курганы являлись коллективными погребальными сооружениями, родственных групп. В-третьих, сожжения происходили на стороне, следов кострищ обнаружено не было. В-четвертых, во всех курганах были обнаружены остатки деревянных кольцевых оградок. И наконец, в- пятых, какие-либо украшения отсутствуют. Здесь следует обратить внимание на курган 4, так как помимо основного погребения, в нем было обнаружено впускное погребение новорожденного ребенка. Скелет не носил следов огня, сохранился очень плохо. Удалось определить, что погребенный был похоронен в скорченном положении, головой к центру насыпи. Так же в погребении были обнаружены бронзовый бубенчик и бронзовая крестовидная подвеска, которые П.П. Ефименко и П.Н. Третьяков датировали IX-X вв. (Ефименко, Третьяков. 1948... 82 - 91). А.Н. Москаленко предположила, что новорожденных детей вообще не принято было подвергать сожжению, но как показали последующие раскопки, эта идея не подтвердилась, а курган 4 имеет случайный характер погребения, который связан с какими-то особыми обстоятельствами.

 

Погребальный обряд населения Лесостепного Дона и Верхней Оки.

 

На основании археологических данных, в Лесостепном Подонье можно выделить две группы восточнославянских памятников, прежде всего погребальных, которые отличаются своими особенностями: Средний Дон (Боршевский могильник) и на р. Воронеж (Лысогорский, Белогорский I – II, Кузнецовский, Шиловский, Животинный).

Боршевский могильник расположен на высоком плато правого берега р. Дон у с. Борщево в Хохольском районе Воронежской области. В разные годы здесь было исследовано 34 курганных захоронения, так, в 1905 году А.А. Спицыным было исследовано восемь курганов в северо-западной части могильника. В шести курганах оказались трупосожжения. В пяти из этих курганов были встречены остатки погребальных камер. В погребальных камерах четырех курганах находились кальцинированные кости, а в трех из них стояли сосуды. В кургане 6 кальцинированные кости находились в центральной части кургана рядом с сосудом, так же здесь был обнаружен легкий угольный слой. Курган 7 докопан А.А. Спицыным не был, а в кургане 8 не оказалось погребения. Как уже говорилось выше, А.А. Спицын заметил сходство этих курганов с верхнеокскими курганами. Что касается самих деревянных конструкций, то надо сказать, что они дошли до нас далеко не в одинаковой сохранности. В кургане 4 сохранилось лишь несколько плах, а в кургане 6 от камеры остался лишь угольный след. К сожалению, А.А. Спицын копал только центральную часть курганов, в итоге края погребальных насыпей оказались не исследованы, поэтому ничего не известно о наличии оградок. В итоге можно сказать, что раскопанные А.А. Спицыным курганы дают стабильный обряд погребений: 1) наличие деревянных погребальных сооружений, в данном случае это только погребальные камеры, ориентированные по линии З

- В, так как в виду специфики методики археологического исследования не

удалось проследить деревянные оградки, а может быть оградки в курганах просто отсутствовали; 2) сожжение на стороне с последующим помещением в лепной сосуд или на пол погребальной камеры; 3) погребальные камеры имеют разную степень сохранности. Таким образом, А.А. Спицыным были сделаны первые наблюдения и выделены специфические черты погребального обряда – наличие деревянных конструкций в погребении.

В 1929 г. экспедицией ГАИМК под руководством П.П. Ефименко было раскопано четыре кургана. Курганы копались примерно в той же части могильника, где проводил свои работы А.А. Спицын. Очень важно отметить, что во всех четырех курганах были обнаружены погребальные деревянные камеры. П.П. Ефименко и П.Н. Третьяков выделяют некоторые общие черты всех четырех курганов. Во-первых, во всех курганах в северо- восточном секторе имелись деревянные ящики, стоящие на погребенной почве; в ящиках находились кальцинированные кости и глиняная посуда. Во- вторых, захоронения совершались постепенно, курганы являлись коллективными погребальными сооружениями, родственных групп. В- третьих, сожжения происходили на стороне, следов кострищ обнаружено не было. В-четвертых, во всех курганах были обнаружены остатки деревянных кольцевых оградок. И наконец, в-пятых, какие-либо украшения отсутствуют. Здесь следует обратить внимание на курган 4, так как помимо основного погребения, было обнаружено впускное погребение новорожденного ребенка. Скелет не носил следов огня, сохранился очень плохо. Но удалось определить, что погребенный был похоронен в скорченном положении, головой к центру насыпи. Так же в погребении были обнаружены бронзовый бубенчик и бронзовая крестовидная подвеска, которые П.П. Ефименко и П.Н. Третьяков датировали IX-X вв. А.Н. Москаленко предположила, что новорожденных детей вообще не принято было подвергать сожжению, но как показали последующие раскопки, эта идея не подтвердилась, а курган 4 носит характер единичного случая подобного

обряда, который может быть был связан с какими-то особыми обстоятельствами. Таким образом, удалось не только подтвердить наблюдения А.А. Спицына, но и существенно дополнить их, но масштабные раскопки, которые позволили сделать уже общие выводы, наметить тенденцию погребального обряда для всего могильника, проводились уже во второй половине XX столетия.

Так, Боршевский могильник был исследован в 1963 и 1965 гг. Воронежским государственным университетом (ВГУ) экспедицией А.Н. Москаленко. Эти работы позволили детально изучить погребальный обряд донских славян. В 1963 г. было раскопано 6 насыпей. Один из курганов находился в малой курганной группе, все остальные в восточной. В 1965 г. вскрыто 17 насыпей восточной части могильника А.Н. Москаленко, разбила погребения Боршевского могильника на 4 группы: 1) курганы с камерой и оградкой; 2) курганы только с кольцевой оградкой; 3) курганы с камерой; и 4) курганы без камеры и без оградки. (Москаленко, 1966, 134 - 136). Таким образом, курганы были образованы в группы по отличительным их признакам, что позволило делать уже выводы относительно этнической характеристики славянской конгломерации на Дону.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: