Дискутивно-полемическое мастерство

Контрольная работа по теме «План. Тезисный план».

Задание 1. Прочитайте текст, составьте тезисы к нему. Дайте вариант названия. Сформулируйте основную мысль текста.

Что такое общение?

Об общении написано много. Но как оно происходит? Общение - это взаимоотношение собеседников, целью которого является воздействие людей друг на друга. Чем правильнее люди общаются, тем большего взаимопонимания и взаимодействия они добиваются.

Какие же умения нужны общающимся? Во-первых, умение правильно оценить собеседника, быстро менять свою речь, поведение в зависимости от поведения партнѐра. Это требует внимательного отношения к собеседнику, наблюдательности, доброжелательности. Во-вторых, умения осознавать речевую задачу, цель общения, и выбрать правильный тактический путь для еѐ достижения. В-третьих, уметь анализировать свои промахи и удачи, избегая повторения ошибок. В-четвѐртых, применять общепринятые, правильные формы и методы речевого воздействия на собеседника.

Речевое общение всегда подчиняется определѐнным целям. Мы говорим для того, чтобы сообщить что-нибудь собеседнику, попросить его о чѐм-нибудь, выяснить то, что нам неясно, начать или прервать разговор, показать наше отношение к тому, что мы говорим, или к собеседнику и т. д.

Общение осуществляется у людей, в первую очередь, при помощи языка. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Как вы знаете, существуют, правда, и другие средства общения. Например, речевые: пауза, выразительная интонация, громкость речи. Невербальные средства: жестовые, мимические, пространственные. Сюда же относятся поза, прикосновение, контакт глаз.

Язык изучается не сам по себе, нужны не только знания о языке, но и умения пользоваться им как средством общения. Обучить учащихся правильно общаться на родном языке - непростая задача: далеко не все люди владеют искусством общения. Обучить общению на иностранном языке ещё труднее - ведь учащийся должен усвоить и структуру нового языка, и правила употребления языковых знаков, и нормы языкового и невербального общения, типичного для того общества, для которого данный язык является родным которого данный язык является родным.

 

Задание 2. Прочитайте текст и план лекции и напишите на основе плана тезисы.

 

Дискутивно-полемическое мастерство.

План:

  1. Спор и его разновидности.
  2. Аргументация.
  3. Полемические приемы.
  4. Уловки в споре.

Одна из героинь А.П. Чехова «всякий разговор, даже о погоде... сводила на спор. У нее была какая-то страсть - ловить всех на слове, уличать в противоречии, придираться к фразе». Эта героиня не одинока в своем пристрастии. В обществе довольно часто встречаются ситуации, обстоятельства, когда необходимо вступить в спор, даже если нет желания делать это. Умение правильно вести себя в споре необходимо руководителю и менеджеру, преподавателю и студенту, друзьям и родственникам, в условиях торгов и переговоров, в беседе, на семинаре и защите курсовой работы, в общественной деятельности и быту.

Спор - это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием обстоятельно и глубоко разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

«Меж ими все рождало споры / И к размышлению влекло: / Племен минувших договоры, / Плоды наук, добро и зло, / И предрассудки вековые, / И гроба тайны роковые...» - предметы споров между Онегиным и Ленским (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»).


Синонимы     слова «спор»- слова «диспут», «полемика», «дискуссия», «дебаты», «прения». Диспут (лат. рассуждать, спорить) - коллективное обсуждение нравственных, политических, научных, литературных, профессиональных проблем. Участники диспута высказывают разные точки зрения, свою оценку рассматриваемых вопросов. Дискуссия (лат. рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе, это поиск и выработка правильного решения. Главная черта дискуссии - отсутствие тезиса и наличие темы обсуждения. Полемика (греч. воинственный, враждебный) ведет к конфронтации. Это борьба принципиально противоположных мнений с целью отвергнуть чуждое мнение и отстоять свою точку зрения. Цель полемики - одержать победу. В настоящее время значение слова спор часто приравнивается к значению слова полемика.

В античности существовали два вида споров: диалектический и эристический. Софисты разработали технику спора, которая получила название эристического искусства - антилогики.

Сущность эристического спора - угождение толпе, а не выявление истины. Диалектический диалог Сократа был создан для примирения противоположных мнений. Сократ считал, что диалог должен быть направлен на выявление единства противоположностей, и это должно обозначить сущность добродетелей. Спору уделялось внимание на протяжении всех веков. В истории европейской культуры утвердилась вопросно- ответная форма спора. В истории России оставил свой след спор славянофилов и западников о пути развития страны. Спор велся на страницах журналов, в салонах, нашел свое отражение в произведениях многих писателей (И.С. Тургенев. «Отцы и дети»).

Главным элементом спора является тезис или тема, которые доказываются его участниками. Например, в рассказе В.М. Шукшина «Срезал» крестьянин Глеб Капустин спрашивает кандидата филологических наук: «Как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Сибири, ну и как насчет первичности... духа и материи».

Тезис - это утверждение (совокупность утверждений), представляющее собой вербальную формулировку основной доказываемой идеи, передающее суть выносимой на обсуждение концепции, предлагающее определенное толкование фактов.

Спор ведется так: один из участников спора высказывает тезис, другой участник находит в нем уязвимые места, указывает на них и выдвигает положение, представляющееся ему истинным (антитезис). Тезис и антитезис должны быть простыми, ясными, краткими, понятными.

Спор предполагает участие, как минимум, двух человек. Один из них, высказывающий тезис, называется пропонент, а другой, противник, - оппонент.

Спор развивается на двух уровнях: на уровне спора за истинность мысли (тезиса) и на уровне спора о доказательствах (аргументах).

Спор может быть сосредоточенный и бесформенный. Первый - когда спор идет вокруг одной мысли. Бесформенный - беспорядочный спор, когда забыт сам предмет спора. Различают споры простые (два человека) и сложные (несколько участников), устные и письменные.

Кроме того, в зависимости от цели существуют пять видов споров: спор для проверки истины, спор как средство убеждения, спор, цель которого - победа, спор-спорт, спор-игра.

«С кем спорить...», - рассуждает писатель И.С. Тургенев и так отвечает на этот вопрос: «Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь выгоду для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталось победа - ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего.... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным».

В споре надо помнить о тактике и стратегии. Стратегия - общий план ведения спора, когда намечаются вопросы, последовательность выступлений. Тактика спора - подбор и использование логических и психологических приемов, которые будут эффективны в споре. К числу важных приемов относятся:

- корректность,

- спокойствие,

- рассудительность всех его участников;

- внимательность и доброжелательность по отношению к противоположной стороне;

- открытость для доводов другой стороны (таким образом заставляя противоположную сторону действовать так же по отношению к вам);

- условное принятие доводов противника (тем самым делаем вывод из его доводов и подводим к опровержению). Кроме тезиса, неотъемлемая часть спора - аргументация.

В структуру аргументации входят тезис, аргументы (доводы) и демонстрация. Аргументы - это известные положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезиса. На отбор аргументов оказывают влияние многие факторы: опыт человека, его образование, кругозор и др. Демонстрация - это логическая связь тезиса и аргументов.

Чтобы аргументация была убедительной, необходимо:

- формулировать тезис точно, для этого - дать определение всем понятиям, точно указать, о каком отношении между ними идет речь;

- указать, для какой цели осуществляется    аргументация данного тезиса;

- исключить из тезиса неявные условия;

- тезис не должен меняться в течение рассуждения, аргументы не должны противоречить друг другу;

- источники аргументов должны быть известными и достоверными, истинность аргументов должна быть доказана. Чтобы знать, о чем идет спор, надо выяснить следующие вопросы, касающиеся тезиса: все ли слова и выражения понятны, о скольких предметах идет речь, является ли тезис достоверным, истинным или ложным.

Выделяются следующие типы аргументов: аргументы с помощью примера, аналогии, иллюстрации, аргументы с помощью определения, разделения на виды, нахождения противоречий и др. В качестве доводов могут выступать факты, т.е. явления действительности, которые подтверждают тезис или согласуются с ним.

Чтобы упорядочить аргументы, рекомендуется следующая по- следовательность:

  1. Благодарю докладчика за изложение новых взглядов...
  2. В частности, было сказано...
  3. Против этого можно возразить...
  4. Если сравнить эти положения...
  5. Поэтому я предлагаю...

 

Существует большое количество методов аргументирования.

Леммерман насчитывает их 26: метод фундаментальности, метод противоречий, метод следствий, метод примеров, метод сравнений, метод изнанки («да - но»), метод ограничений, метод бумеранга, метод обесценивания, метод повышения ценности, метод переоценки, метод опережения, метод запроса, метод мнимой поддержки, метод преувеличений, метод сведения к шутке, метод обращения к авторитетам, метод обращения к личности, метод изоляции, метод уклонения, метод навязывания, метод запутывания, метод проволочек, метод обращения к чувствам, метод настройки, метод подлавливающих вопросов

Также существуют различные полемические приемы, помогающие в споре:

- Применение юмора, иронии, сарказма. Они усиливают эмоциональный фон, создают определенный настрой, снимают напряжение в споре.

- Сведение к абсурду, т.е. желание показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

- Прием бумеранга (тезис обращается против того, кто его высказал).

- Атака вопросами, цель ее - заставить защищаться, оправдываться.

- Довод к человеку - оценка достоинств и недостатков оппонента.

При обсуждении возможны типичные ошибки его участников: Первая группа - это ошибки в тезисе:

- подмена тезиса - переход аргументации исходного тезиса к аргументации другого тезиса (стремление заменить один тезис другим);

- потеря тезиса, когда участник спора забывает тезис;


- отступление от тезиса, когда вместо исходного тезиса доказывается сходный или связанный с ним.

Вторая группа - ошибки в доводах:

- ложный довод, когда аргумент представляет собой ложную мысль;

- произвольный довод, требующий доказательства сам по себе. Типичная ошибка в рассуждении, когда тезис не вытекает из приводимых доказательств.

В споре важная роль отводится оппоненту. Его функция следующая: он внимательно слушает аргументы противоположной стороны, анализирует их, разделяет на части при необходимости. Оппонент должен стремиться к постижению истины в споре, а не к утверждению своей точки зрения. Возражения оппонента дают толчок к поиску новых вариантов, новых решений.

Если оппонент заманивает вас в ловушку, надо понять:

- достоверно ли его утверждение,

- имеются ли противоречия,

- как развернуть контраргументацию.

Нужно, чтобы оппонент перешел к цифрам и фактам, конкретным примерам, тогда можно увидеть его слабые места.

В споре часто участники не понимают друг друга, не слушают друг друга, нападают друг на друга. В этом случае применяются разные уловки, т.е. приемы, с помощью которых участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента.

Логические уловки - это сознательное отступление от правил и законов логики. Их еще называют софизмами. Цель софизма - ввести в заблуждение противника. Распространенным является софизм, основанный на неправильной постановке вопроса.

Кроме того, существуют социально-психологические уловки, например, такие:

- «Приманка» - скрытая лесть, она действует на честолюбивых людей. Чтобы нейтрализовать ее, надо предложить обсудить все в деталях.

- Самовосхваление. В этом случае надо напомнить о прошлых возможных просчетах и ошибках оппонента.

- «Досказание», когда хотят домыслить развитие ситуации за вас.

- Гибкая терминология.     Связана     с     лексикой,  вызывающей

- эмоциональное настроение.

- Мнимая невнимательность. Когда умышленно не замечают те доводы, на которые необходимо отвечать.

Одна из сильнейших уловок - внушение. Оно действует, когда человек говорит спокойно, уверенно, авторитетно, имеет представительную внешность и хорошие манеры. Такому человеку верят быстрее. И чаще это убедительнее доводов.

Организационно-процедурные уловки: повышение тона, перебивание оратора, откладывание обсуждения важного вопроса.

Упомянутый выше Глеб Капустин (В. Шукшин. «Срезал»), крестьянин из небольшой русской деревни, используя уловки, стал победителем в споре с кандидатом наук. Как и других знатных людей деревни, он его «срезал»!

Таким образом, знание приемов ведения спора значительно облегчает роли его участников. А спор помогает найти правильное решение, активизирует процесс познания, творческий поиск, способность отстаивать свои взгляд.


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: