Связь семейной педагогики с другими науками

Тема 1. Семейная педагогика в системе педагогических наук

Аннотация. Данная тема раскрывает основные понятия семейной педагогики как науки.

Раскрываются основные отличия семейного и общественного воспитания, роль семейной педагогики, задачи и источники семейной педагогики.

Ключевые слова. Семейная педагогика, семейное воспитание, общественное воспитание

Задания для самостоятельной работы.

- Основы семейного воспитания в народной педагогике. Приведите примеры из народного фольклора, традиций и обычаев различных народов.

- Вспомните художественные произведения, в которых дается характеристика семьи, разных поколений, внутрисемейных отношений и воспитания детей в семье. Проанализируйте их.

- Познакомьтесь с одним из источников семейного воспитания (дневниковые записи матерей).

Литература:

· Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений http://www.labirint.ru/books/209110/

· Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. http://pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-1.shtml с.3 -21

Глоссарий по теме 1.

Фамилистика - комплексная системная наука о семье.

Семейная педагогика – наука о воспитании в семье.

Общественное воспитание - воспитание, осуществляемое в системе «человек – человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденными для этой цели общественными институтами – благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями

Семейная педагогика как наука.

Современная педагогика представляет собой целую систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, коррекционная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, высшей школы и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки исследуют широкий круг общих и частных проблем и практически «родственны» между собой. (Что у них общего?) У них единые цель, задачи, методологические основы, предмет, который они изучают: сущность воспитания, его внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но каждая из этих отраслей изучает сущность воспитания под своим углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между педагогами, учениками и родителями – субъектами воспитательного взаимодействия.

Две ветви воспитания – общественное и семейное – сложились в глубокой древности.

Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку (социальному институту семьи), иначе говоря - наука о воспитании в семье (Зверева О.Л., Ганичева А.Н.).

Таким образом, семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи (т.е. стихийным – неосознанные, неконтролируемые воздействия (манера поведения, привычки, распорядок жизни).

Под общественным воспитанием понимается воспитание, осуществляемое в системе «человек –человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденными для этой цели общественными институтами – благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями и т.п.

В зависимости от вида воспитания различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте (семейном или общественном).

Им присуще много общего и много различного. Чем же они различаются?

1. Задачами воспитания

2. Целью

3. Методами воспитания.

· Д/з сделать самостоятельно табличку и вставить в содержание лекции.

Критерии Семейное воспитание Общественное воспитание
Задачи воспитания    
Цель воспитания    
Методы воспитания    

Связь семейной педагогики с другими науками.

Cемья служит объектом изучения многих наук: философии, социологии, демографии, экономики, психологии, педагогики, медицины, этнографии, юриспруденции и др. Каждая из них рассматривает вопрос воспитания детей, но каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи.

Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогике она является теорети­ческой основой осмысления опыта домашнего воспитания, науч­ных трудов в этой области и создания на этой основе педагогиче­ских концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфе­ра самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряже­ны с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, кра­соты, истины; соотношение добра и зла и др.
Демография и социология изучают состояние и тенденции разви­тия современной семьи. Данные этих наук используются для опре­деления государственной семейной политики. В поле зрения демо­графии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, нацио­нальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельно­стью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рас­сматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функ­ции семьи, организация и этапы семейной жизни.

Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.

Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домаш­него воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания.

Для этики важны проблемы семьи в контексте нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции.

  История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений.

  Этнографы, помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего вос­питания.

Объектом изучения психологии является семья как социаль­ная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмо­сферы, благоприятной для формирования личности.

Семья и се­мейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное от­ношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия.

Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает гене­тика. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими соци­альными институтами.

Т.е. семья изучается многими науками, дополняя друг друга. Поэтому созрела необходимость в интеграции научных знаний, в методах изучения в рамках одной науки – комплексной системной науке о семье получившей название фамилистика (название предложено отечественными философами Харчевым А.Г., М.С. Мацковским в 1978 г.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: