Тема 1. Семейная педагогика в системе педагогических наук
Аннотация. Данная тема раскрывает основные понятия семейной педагогики как науки.
Раскрываются основные отличия семейного и общественного воспитания, роль семейной педагогики, задачи и источники семейной педагогики.
Ключевые слова. Семейная педагогика, семейное воспитание, общественное воспитание
Задания для самостоятельной работы.
- Основы семейного воспитания в народной педагогике. Приведите примеры из народного фольклора, традиций и обычаев различных народов.
- Вспомните художественные произведения, в которых дается характеристика семьи, разных поколений, внутрисемейных отношений и воспитания детей в семье. Проанализируйте их.
- Познакомьтесь с одним из источников семейного воспитания (дневниковые записи матерей).
Литература:
· Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений http://www.labirint.ru/books/209110/
· Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. http://pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-1.shtml с.3 -21
|
|
Глоссарий по теме 1.
Фамилистика - комплексная системная наука о семье.
Семейная педагогика – наука о воспитании в семье.
Общественное воспитание - воспитание, осуществляемое в системе «человек – человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденными для этой цели общественными институтами – благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями
Семейная педагогика как наука.
Современная педагогика представляет собой целую систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, коррекционная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, высшей школы и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.
Все отрасли педагогической науки исследуют широкий круг общих и частных проблем и практически «родственны» между собой. (Что у них общего?) У них единые цель, задачи, методологические основы, предмет, который они изучают: сущность воспитания, его внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но каждая из этих отраслей изучает сущность воспитания под своим углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между педагогами, учениками и родителями – субъектами воспитательного взаимодействия.
Две ветви воспитания – общественное и семейное – сложились в глубокой древности.
Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку (социальному институту семьи), иначе говоря - наука о воспитании в семье (Зверева О.Л., Ганичева А.Н.).
|
|
Таким образом, семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи (т.е. стихийным – неосознанные, неконтролируемые воздействия (манера поведения, привычки, распорядок жизни).
Под общественным воспитанием понимается воспитание, осуществляемое в системе «человек –человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденными для этой цели общественными институтами – благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями и т.п.
В зависимости от вида воспитания различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте (семейном или общественном).
Им присуще много общего и много различного. Чем же они различаются?
1. Задачами воспитания
2. Целью
3. Методами воспитания.
· Д/з сделать самостоятельно табличку и вставить в содержание лекции.
Критерии | Семейное воспитание | Общественное воспитание |
Задачи воспитания | ||
Цель воспитания | ||
Методы воспитания |
Связь семейной педагогики с другими науками.
Cемья служит объектом изучения многих наук: философии, социологии, демографии, экономики, психологии, педагогики, медицины, этнографии, юриспруденции и др. Каждая из них рассматривает вопрос воспитания детей, но каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи.
Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогике она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряжены с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, красоты, истины; соотношение добра и зла и др.
Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни.
Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.
Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания.
Для этики важны проблемы семьи в контексте нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции.
История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений.
Этнографы, помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего воспитания.
Объектом изучения психологии является семья как социальная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.
|
|
Семья и семейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное отношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия.
Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает генетика. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.
Т.е. семья изучается многими науками, дополняя друг друга. Поэтому созрела необходимость в интеграции научных знаний, в методах изучения в рамках одной науки – комплексной системной науке о семье получившей название фамилистика (название предложено отечественными философами Харчевым А.Г., М.С. Мацковским в 1978 г.).