Семейная педагогика призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому основные задачи:
– разработка теоретических проблем семейного воспитания;
– изучение опыта семейного воспитания;
– внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;
– исследование путей повышения педагогической культуры родителей;
– обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и педагогов.
Источники семейной педагогики.
Первые идеи семейного воспитания заложены в народной педагогике. На основе житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век посредством традиций, обычаев, фольклора и т.д.
В педагогике определился свой образ воспитания, своя система правил и поведения.
Семья занимала всегда особе место в народной педагогике, т.к. порядок семейного (домашнего) воспитания опирается на определенный уклад семье, ее традиции, праздники и т.д. Тем самым, семейное воспитание и народное воспитание является отражением друг друга, особенно в древности. Подтверждение этого можно найти в различных средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, песнях ит.д.) и религиозных предписаниях.
По мнению Т.А. Куликовой «несмотря на определенные различия, обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др.» В Библии, Коране,Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.
Основная идея древнерусской педагогики – воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитание предков. Основными приемами народной педагогики были «потешки», загадки, сказки, былины, колыбельные. В них и раскрывались лучшие черты народного характера. Мать являлась первой воспитательницей в семье, приобретала особые права и уважение, что нашло отражение в поговорках «Без отца – полсироты, без матери и вся сирота», «При солнце тепло, а при матери добро», «Материнская молитва со дна моря вынимает».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Следующий источник – древнерусские и российские литературно–педагогические памятники.
Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к X-XIV вв., отечественных сборников XIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.
Особая роль принадлежит «Домострою».
В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.
Во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта (1837-1909), П.Ф.Каптерева (1849-1922), М.И.Демкова (1859-
1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф.Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания.
Однако в первые десятилетия XX в. семья, как воспитательный институт, пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания.
Вторая половина ХХ в – много экспериментального изучения семьи по педагогике и психологии (Арнаутова, Варга, Ковалев, Петровский, Зверева, Гребенников и т.д.).
И еще один источник – дневниковые записи матерей – отражают особенности семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка Е.И. Конради «Исповеди матери», супруги Никитины «Мы и наши дети», В.С. Мухина «Близнецы» и др.
Тема 2. История развития семейного воспитания в России
Аннотация. Данная тема раскрывает историю семейного воспитания в России.
Ключевые слова. Семейное воспитание, история развития
Глоссарий по теме 2.
Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и всоответствии с ценностями семьи и общества
Кормильство - социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв.
Использованные информационные ресурсы:
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений http://www.labirint.ru/books/209110/
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. http://pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-1.shtml
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите периоды развития семейного воспитания в России?
2. Какие формы внесемейного воспитания в Древней Руси послужили истоками домашнего
воспитания?
3.В какой период семья начала осуществлять воспитательную функцию?