Общая характеристика основных познавательных процессов

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Воспитание и обучение детей с нарушением речи»

 

Проверил:

Ст. преподователь кафедры СПиП

Зиганурова Р.В.

 

 

УФА-2020

Введение

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность – познавательные процессы, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций.

Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) входят как составная часть в любую человеческую, в том числе и в речевую деятельность и обеспечивают необходимую для нее

информацию.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный

психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой

сферы. Дети с отклонениями в развитии познавательных процессов и с общим недоразвитием речи нуждаются в особом внимании и заботе. Для того, чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основание для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.

Общая характеристика основных познавательных процессов

 Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность – познавательные процессы, в процессе которых происходят существенные изменения в психической сфере. Согласно Лалаевой Р.И., познавательные процессы – это процессы, с помощью которых у человека формируются образы окружающей среды и образы самого организма и его внутренней среды. Таким образом, именно познавательные процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

Познавательные процессы включают в себя память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. В нашем исследовании мы остановимся подробнее на таких процессах, как память, внимание и мышление.

 Память является одним из основных свойств личности. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, которые можно назвать неотъемлемыми характеристиками памяти – от них зависит, насколько продуктивна память человека – это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.

 Объём памяти – это способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти – 7 элементов (единиц) информации. Быстрота запоминания – отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти. Точность запоминания – точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Длительность запоминания – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например: – в скорости запоминания; – в прочности сохранения; – в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания.

В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память.

Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.

Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали. Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемической деятельности – то есть этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов.

Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция. Забывание – процесс противоположный сохранению. Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно, что имеет исключительно важное значение, с процессами мышления.

Человеческая память – сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.

Внимание – сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком - либо объекте, направленность мысли на что-либо. Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень развития ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

Проблема внимания считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует. Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

В отечественной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость.

 Мышление – это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообразные вспомогательные приемы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний. Отличие мышления от других психологических процессов состоит том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Отличительная особенность этого вида мышления состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и  без него совершаться не может.

Среди видов мышления выделяют следующие: Словесно-логическое мышление – это такое мышление, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материальном для них выступают понятия. Процесс оперирования словами – понятиями подчиняется определенной логике, которая касается и уточнению понятий, и рассуждений и выводов. Образное – это мышление, в котором на первый план выступают действия с образами, а не с понятиями. Их действия, направленные на решение профессиональных задач, будут содержать в себе и оперирование понятиями, и практические действия. Образное мышление – основной вид мышления шестилетнего ребенка.

Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи. Благодаря мышлению, ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение. Основная линия развития мышления у детей старшего дошкольного возраста – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению.

Таким образом, познавательные психические процессы – память, внимание, мышление, что особенно активно они развиваются именно в дошкольном возрасте. От того, в какие условия помещен ребенок, а также от факторов его здоровья и уровня развития, зависит  успешное протекания развития познавательных процессов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: