Организованная преступность: понятие

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

(РУТ (МИИТ)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ _________________________________________________________________

Кафедра «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика»

Краткий курс лекций по дисциплине

«Особенности борьбы с отдельными видами

Организованной преступности»

 (материал представлен в авторской редакции)

Суденко Владимир Егорович

к.ю.н, доцент.

 

Москва 2019 г.

 

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

   

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПОНЯТИЕ

И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

1. Организованная преступность в России: история и современность ………….5

2. Понятие и признаки организованной преступности

общеуголовной направленности ……………………………………………….23

3. Организованная преступность в сфере экономической деятельности ……...31

 

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ РОССИИ -

РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА ЕЁ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Факторы, способствующие расширению организованной преступности

в Российской Федерации ……………………………………………………….40

2. Сферы влияния и главные направления преступной деятельности

организованной преступности в Российской Федерации…………………….57

3. Специфика организованной преступности в России и направления

её развития ……………………………………………………………………….66

4. Организованная преступность - многоаспектная угроза

национальной безопасности Российской Федерации ………………………..70

5. Факторы, влияющие на внешне политическую безопасность России ………84

6. Факторы, влияющие на экономическую безопасность России ………………86

7. Факторы, влияющие на социальную безопасность

Российской Федерации........................................................................................95

8. Факторы, влияющие на политическую и военную безопасность ……………99

9. Научные аспекты борьбы государственных органов России

 с организованной преступностью …………………………………………….104

 



ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день организованная преступность в её современном состоянии и дальнейшем развитии олицетворяет насущную угрозу национальной безопасности каждой страны, основам государства и общества, что, без сомнений, присуще и российскому обществу и государству, в котором данный вид преступности не только может посягать, но и действительно посягает на саму суть нашей страны. По своим масштабам преступная деятельность масштабно распространённых организованных преступных групп и преступных сообществ настолько расширилась, чтовопросы противодействия этому явлению в наше время объявляется в числе первоочередных, требующих широкого комплексагосударственных и общественных мер, но в первую очередь и прежде всего политической воли руководства страны.

Ситуация с криминальными проявлениями в последние несколько десятилетий в России не только не улучшилась, но даже ухудшилась, поскольку имеет тенденции к возрастанию числа преступлений, совершаемых организованными преступными группами, прежде всего, в сфере экономики. Так, по заверениям официальной статистики каждый год в стране регистрируется свыше двух с половиной миллионовпреступлений.А те цифры, которые озвучивают руководители правоохранительных органов о якобы снижении количества совершённых преступных деяний, никак не соответствуют действительному положению дел в этой социальной сфере. Подобная политика отдельных руководителей указанных органов направлена на обман общественности, а снижение в отчётах о зарегистрированных преступлениях, есть ни что иное, как попытки выдать желаемое за действительное путём декриминализации значительного количества общественно опасных деяний, ранее признававшихся преступлениями[1]. К примеру, в связи со значительным ростом преступлений, предусмотренным ст. 264 УК – «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» в начале нынешнего тысячелетия законодатель принимает меры к их «снижению за счёт декриминализации данного преступления в случае причинения средней тяжести вреда здоровью, оставив уголовно-наказуемым только причинение здоровью тяжкого вреда или смерти человека. И конечно, это сразу же намного «улучшило» показатели борьбы с дорожно-транспортными преступлениями.

Подобное «снижение» произошло и в 2016 г., после декриминализации ряда преступных деяний против личности, против порядка управления, против семьи и несовершеннолетних и др.

Особенно опасны подобные «снижения» преступности в сфере экономической деятельности, где государству и, естественно гражданам, причиняется несравненно больший вред и ущерб, нежели общеуголовными преступлениями. Вызывают недоумение инициативы многих высших должностных лиц, от премьер-министра и ниже, по снижению ответственности и как следствие наказуемости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности. Большая часть преступлений, предусмотренных ст. ст. 169-2005 УК РФ, отнесена законодателем, нередко по инициативе исполнительной власти, к преступлениямнебольшой и средней тяжести, хотя именно эти преступления причиняют огромнейший ущерб и вред, который никак несравним с ущербом и вредом со стороны общеуголовных преступлений. Кроме того, множество экономических преступлений совершаются организованной преступностью - организованными преступными группами и преступными сообществам, включившимися в экономическую деятельность, чаще всего в теневую, а то и вообще запрещённую законодательством[2].

И на этом фоне выглядит вызывающе решение власти резко ограничить применение арестов как процессуальной меры пресечения, а также применения наказания в виде лишения свободы к лицам, виновным в совершении экономических преступлений. 

Организованная преступность является глубоко латентным явлением, действительные масштабы котороймногократно превышают данные, приводимые официальной статистикой. Внедрению данной формы преступности в экономику нашей страны и следом в политику является источником повышенной опасности для всего общества испособствует ещё одному опасному для любого государства явлению – коррупции на всех уровнях без исключения ветвей власти, как по вертикали, так и по горизонтали. Коррумпированность большинства властных структур, «захват» организованной преступностью не только нашей страны, но и других государств, её целеустремлённость к отмыванию денежных средств и иного имущества, приобретённых в результате совершения, прежде всего, экономических преступлений, торговля наркотическими веществами, незаконное перемещение через государственную границу молодых людей для их эксплуатации в проституции, а иногда и для уклонения от уголовной ответственности за совершённые хищения и злоупотребления, способствуют дальнейшему подрыву авторитета страны на международной арене.

Можно вполнесогласиться с В. В. Лунеевым, который ещё в 1997 г. писал следующее: «… после глобальной военной опасности над человечеством висят две другие – экологическая и криминальная»[3]. Не надуманные, а реальные угрозы в отношении национальной безопасности государства со стороны организованной преступности, привели к включению в противостояние этому явлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации и её органов. И именно это в начальный период в определённой мере поспособствовало некоторому сдерживанию обвального роста организованной преступности в стране и в значительной степени препятствовало неуклонному перерастанию нашего государства в мафиозное государство.

Проблемам борьбы правоохранительных органов с организованной преступностью посвятили свои научные исследования многие отечественные теоретики и практики, в том числе А. И. Долгова, С. В. Дьяков, Ю. Д. Горбунов, А. И. Гуров, А. А. Игнатьев, И. И. Карпец, Ю. Н. Карпунин, А. И. Коннов, В. В. Лунеев, С. З. Павленко, А. А. Парфёнов, В. И. Попов, С. С. Овчинский, А. Н. Савчук, А. Ю. Шумилов, В. Е. Эминов, Н. П. Яблоков и многие другие.

 


 

 


ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПОНЯТИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: