Нормы - это общие ожидания разделяемые большинством представителей группы или культуры, то, что считается приемлемым в пределах данной группы.
Главная функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения, сформировать ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.
Так, содержательная сторона норм характеризуется целями конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. Например, в сфере производства действуют технические нормы с практическими интересами людей. Юридические нормы регулируют отношения между гражданами и социальными институтами. Существует множество культур где есть довольно строгие нормы, которые стираются в условиях городской массовой культуры.
Принято различать нормы: общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.
Требования, которые вытекают из этой классификации норм, нередко расходятся. В некоторых случаях группа требует от своих членов действий, осуждаемых обществом. Два лица могут следовать в своих отношениях правилам, которые они не считают общезначимыми и даже возражали бы против попыток возвести эти правила во всеобщий закон.
|
|
Многим известно, что нормы имеют не только общенациональное значение, но и дифференцированы по социальным структурам. Они поддерживают и классовое разделение, дистанцию между профессиональными группами, сословиями, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности, а соответственно социального статуса и привилегий.
В тех случаях, когда совместная деятельность разных групп требует соблюдения социальной дистанции - как в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными— существуют особые нормы поведения, обращения, приветствия и этикета. Через них устанавливаются требования к участникам общения, выделяемого из массовой и обыденной деятельности.
Нормы различаются своей степенью обязательности. Так можно выделить побуждающие нормы и запрещающие нормы. Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, освящаются авторитетом религии, веры и поддерживаются законом.
Нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность. Затем они превращаются в пустые ритуалы.
Роль ценностей в культуре никогда не вызывала сомнений у исследователей. Чаще всего культуру в роли социального феномена определяют через ценностные ориентации.
|
|
Понятие ценностей встречается в различных значениях в современной философской литературе. Самым распространенным является определение ценностей, при котором трудно найти специфику и содержание понятия.
Благодаря определенным жизненным представлениям фиксируются и обозначаются ценности. Их содержание раскрывается с помощью определенного комплекса идей. Несмотря на это, ценность не может быть похожа на идею, потому как между ними есть существенное различие.
Идеи могут быть как истинными, так и ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении – степень истинности той или иной идеи.
Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, но не всегда с результатами познания.
Напротив, многие с опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность – это нечто иное, нежели одухотворяющая истина.
Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед тяжелыми жизненными испытаниями. Ценности упорядочивают действительность и вносят в нее осмысление. Оценочные моменты отражают иные, по сравнению с наукой, аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.
С другой стороны, было бы неоправданно сравнивать ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.
Люди соотносят свое поведение с различными нормами, идеалами, эталонами, которые для них являются образцом.
Ценностными ориентациями называют те ориентации, которые обуславливают человеческое поведение. Люди соотносят свои поступки со своими целями, которые они ставят перед собой, а как же общепринятыми нормами.
Отношение к природе заключает в себе культурологическое содержание. Культурные, общечеловеческие ценности оказывают заметное влияние на становление того или иного типа отношения к природе. Мы согласны с мнением Ситак Л.А. о том,что как эти ценности были усвоены, об уровне общей и экологической культуры человека и общества мы можем судить по характеру отношения этого человека или общества к природе.
Ценности очень редко находят своё отражение в социальной практике. Следовательно идеалы бывают и умозрительные. Не все ориентации могут подкрепляться реальными поступками, находить отражение в жизни.
Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, дадим следующую классификацию ценностей:
1.Витальные (жизнь, здоровье,безопасность)
2.Социальные (соц. положение, работа, семья)
3.Политические (свобода слова, гражданские свободы, законность)
4. Моральные (добро, благо, любовь)
5.Религиозные (Бог, божественный закон, вера) 6.Эстетические (красота, стиль, гармония).
|
|
Ценности подчиняют себе обычаи, нормы и значения, которые являются немаловажными для всего общества. Существуют как обычные нормы, так и особые, к которым относятся религиозные священные запреты или правовые требования.
Ценности постоянно пересматривают системы знаний, через которые человек познает мир, а также преобразуют механизмы различных норм.
Человек оказывает предпочтение позитивному началу, поскольку он не может одинаково относиться к противоположностям, из которых состоит весь окружающий его мир.
Во всех устойчивых культурах формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества. По мере секуляризации внедрение ценностей все больше берет на себя светская культура, допускающая значительно большую степень дифференциации ценностных ориентации и более гибкую систему путей и средств их реализации.
Ценность притягивает огромное количество духовного многообразия к разуму, чувствам и воле человека.
Ценность – это не только “осознанное”, но и жизненное прочувствованние бытия. В первую очередь она находит отражение в общественном сознании, ведь пропущена через внутренний мир личности.
Благодаря своему различию и уникальности все люди по-разному относятся к жизненным ценностям, труду, бытию, радостям и к жизни в целом. Многие задумываются о том, что ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер.
Ценностные ориентации нередко противостоят друг другу. Каждый человек после выбора ценностей выстраивает их в иерархической системе. Таким образом, ценность – это не только “осознанное”, но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея – это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность – это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.
|
|
Вывод: Таким образом, норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Некоторые нормы формируются сознательно, на основе расчета или соглашения. Другие же поддерживаются многовековой традицией. Ценности являются более подвижными, нежели культурно-исторические стандарты. Нередко бывает смена ценностных ориентаций в рамках одной культуры. Такое развитие миропонимания не случайно, оно основывалось на убеждении, традиции и ценности культуры. Также стоит отметить, что ценности воплощают в себе человеческое отношение к культуре.