Нормы и ценности как элементы культуры

Нормы - это общие ожидания разделяемые большинством представителей группы или культуры, то, что считается приемлемым в пределах данной группы.

Главная функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения, сформировать ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.

Так, содержательная сторона норм характеризуется целями конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. Например, в сфере производства действуют технические нормы с практическими интересами людей. Юридические нормы регулируют отношения между гражданами и социальными институтами. Существует множество культур где есть довольно строгие нормы, которые стираются в условиях городской массовой культуры.

Принято различать нормы: общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

Требования, которые вытекают из этой классификации норм, нередко расходятся. В некоторых случаях группа требует от своих членов действий, осуждаемых обществом. Два лица могут следовать в своих отношениях правилам, которые они не считают общезначимыми и даже возражали бы против попыток возвести эти правила во всеобщий закон.

Многим известно, что нормы имеют не только общенациональное значение, но и дифференцированы по социальным структурам. Они поддерживают и классовое разделение, дистанцию между профессиональными группами, сословиями, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности, а соответственно социального статуса и привилегий.

В тех случаях, когда совместная деятельность разных групп требует соблюдения социальной дистанции - как в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными— существуют особые нормы поведения, обращения, приветствия и этикета. Через них устанавливаются требования к участникам общения, выделяемого из массовой и обыденной деятельности.

Нормы различаются своей степенью обязательности. Так можно выделить побуждающие нормы и запрещающие нормы. Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, освящаются авторитетом религии, веры и поддерживаются законом.

Нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность. Затем они превращаются в пустые ритуалы.

Роль ценностей в культуре никогда не вызывала сомнений у исследователей. Чаще всего культуру в роли социального феномена определяют через ценностные ориентации.

Понятие ценностей встречается в различных значениях в современной философской литературе. Самым распространенным является определение ценностей, при котором трудно найти специфику и содержание понятия.

Благодаря определенным жизненным представлениям фиксируются и обозначаются ценности. Их содержание раскрывается с помощью определенного комплекса идей. Несмотря на это, ценность не может быть похожа на идею, потому как между ними есть существенное различие.

Идеи могут быть как истинными, так и ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении – степень истинности той или иной идеи.

Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, но не всегда с результатами познания.

Напротив, многие с опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность – это нечто иное, нежели одухотворяющая истина.

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед тяжелыми жизненными испытаниями. Ценности упорядочивают действительность и вносят в нее осмысление. Оценочные моменты отражают иные, по сравнению с наукой, аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

С другой стороны, было бы неоправданно сравнивать ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.

Люди соотносят свое поведение с различными нормами, идеалами, эталонами, которые для них являются образцом.

Ценностными ориентациями называют те ориентации, которые обуславливают человеческое поведение. Люди соотносят свои поступки со своими целями, которые они ставят перед собой, а как же общепринятыми нормами.

Отношение к природе заключает в себе культурологическое содержание. Культурные, общечеловеческие ценности оказывают заметное влияние на становление того или иного типа отношения к природе. Мы согласны с мнением Ситак Л.А. о том,что как эти ценности были усвоены, об уровне общей и экологической культуры человека и общества мы можем судить по характеру отношения этого человека или общества к природе.

Ценности очень редко находят своё отражение в социальной практике. Следовательно идеалы бывают и умозрительные. Не все ориентации могут подкрепляться реальными поступками, находить отражение в жизни.

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, дадим следующую классификацию ценностей:

1.Витальные (жизнь, здоровье,безопасность)

2.Социальные (соц. положение, работа, семья)

3.Политические (свобода слова, гражданские свободы, законность)

4. Моральные (добро, благо, любовь)

5.Религиозные (Бог, божественный закон, вера) 6.Эстетические (красота, стиль, гармония).

Ценности подчиняют себе обычаи, нормы и значения, которые являются немаловажными для всего общества. Существуют как обычные нормы, так и особые, к которым относятся религиозные священные запреты или правовые требования.

Ценности постоянно пересматривают системы знаний, через которые человек познает мир, а также преобразуют механизмы различных норм.

Человек оказывает предпочтение позитивному началу, поскольку он не может одинаково относиться к противоположностям, из которых состоит весь окружающий его мир.

Во всех устойчивых культурах формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества. По мере секуляризации внедрение ценностей все больше берет на себя светская культура, допускающая значительно большую степень дифференциации ценностных ориентации и более гибкую систему путей и средств их реализации.

Ценность притягивает огромное количество духовного многообразия к разуму, чувствам и воле человека.

Ценность – это не только “осознанное”, но и жизненное прочувствованние бытия. В первую очередь она находит отражение в общественном сознании, ведь пропущена через внутренний мир личности.

Благодаря своему различию и уникальности все люди по-разному относятся к жизненным ценностям, труду, бытию, радостям и к жизни в целом. Многие задумываются о том, что ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер.

Ценностные ориентации нередко противостоят друг другу. Каждый человек после выбора ценностей выстраивает их в иерархической системе. Таким образом, ценность – это не только “осознанное”, но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея – это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность – это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

Вывод: Таким образом, норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Некоторые нормы формируются сознательно, на основе расчета или соглашения. Другие же поддерживаются многовековой традицией. Ценности являются более подвижными, нежели культурно-исторические стандарты. Нередко бывает смена ценностных ориентаций в рамках одной культуры. Такое развитие миропонимания не случайно, оно основывалось на убеждении, традиции и ценности культуры. Также стоит отметить, что ценности воплощают в себе человеческое отношение к культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: