Политическая стратегия и тактика

Стратегия и тактика предусматривает сбор, описание эмпирической информации, на базе которой определяются расстановка и соотношение социально-политических сил, а также составляется прогноз развития, что предусматривает ситуации и предлагается перегруппировка сил, и составляет стратегию и тактику политической деятельности в политическом процессе.

Политическая деятельность охватывает все формы политики и имеет собственную внутреннюю структуру: политическое руководство государством и обществом; политическое функционирования; участие граждан в политической жизни общества; политический маркетинг.

Деятельность, направленная на определение системы целей и задач, формирование политической стратегии и политической тактики на основе анализа реальных политических событий и явлений, прогнозирования политического развития и составляет суть политического руководства. Осуществляется политическое руководство в основном через основные формы: государственная и политическая партийная деятельность, представительские органы и структуры и др.

Политическое руководство формирует и политическую платформу. Политическая платформа - совокупность теоретических и идейных положений, практическая программа требования, лозунги, которые выдвигаются политическими партиями и государственными структурами и которыми руководствуются в своей деятельности государство, политические партии, политические движения, общественные объединения. Определяется и политическая стратегия и политическая тактика, политический курс.

Политическая стратегия - определение долговременной цели, широкой программы действий, повседневных задач, общей долговременной линии политического поведения, основных направлений деятельности, научно обоснованного развития реальных политических событий и явлений и т.д. Стратегия определяет и обеспечивает основное направление политической деятельности субъектов власти и политики ее объектом является выработка главной цели, программ на определенном этапе политической деятельности субъектов политики, путей и мер их достижения. В условиях демократизации общественной жизни определяются основное звено, главное направление в политическом процессе, очередность политических проблем, которые решаются.

Тактика - это часть стратегии, это политическая линия субъектов политики на сравнительно непродолжительный период, это совокупность путей, форм, приемов, методов и средств реализации политических идей, программ, достижение главной цели и задач стратегии. Политическая тактика вытекает из политической стратегии и подчиняется ей. Политическая стратегия и политическая тактика - составляющие политического руководства, тесно взаимосвязаны между собой. Свобода выбора народом социально-политического строя, деидеологизация международных отношений, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми; отказ от войны как средства и метода решения политических проблем, человеческое измерение политики и др. - все это характерно для современной политической стратегии и политической тактики. Конструктивная политическая стратегия предусматривает и прогрессивное политическое развитие, предполагает конструктивный выбор средств и методов ее осуществления (искусство компромиссов, договорные отношения, предупреждение экстремальных ситуаций, возрастание роли права, осуществление превентивной (упреждающей) дипломатической деятельности, избежание военных действий, обращения и учета общественного мнения и т.п).

Важным звеном в выработке стратегии и тактики в политике становится процесс принятия решений, постановка целей и задач их подготовка связана с выяснением позиций и взглядов основных политических сил страны, что предлагаются в виде альтернатив, их уровень - свидетельство о потенциале политических субъектов и с правовой точки зрения возлагает на них ответственность за подготовку и реализацию политического решения. Известно, что эффективность так называемой митинговой демократии не высокая. Создавая политический настрой, митинговая демократия не вносит его в пределы народных интересов, которые реализуются, не создает необходимого политического механизма для реализации политического настроения. Важно в политической деятельности четко определить эффективность и реалистичность решений, избегая так называемых заключительных решений, что не является конкретно организованными, хотя могут быть лозунги, рассчитанные на формирование необходимых политических ориентиров в общественном сознании.

Для организации политической деятельности по реализации определенной цели и решений особое значение имеет выбор средств. Известное выражение: политика-искусство допустимого, искусство компромиссов имеет условное отношение к средствам реализации стратегических и тактических решений, потому что в политическом решении выбор средств играет решающую роль, от этого зависит успех. Поэтому-то искусство допустимого - это набор средств, соответствующих стабильности обстановки, но не экстремальный вариант, когда допустимое решение, которое оперативно меняется, хотя и должно идти в фарватере общечеловеческих представлений. При таком подходе и политический компромисс также имеет конкретное содержание, выступая в значении возможного, но не всегда допустимого средства.

Нужно уметь политически маневрировать, определить время, поле наступления и отступления, меняя тактику при переходе от атаки к обороне и т.д. Политический маневр, рассчитанный на познание возможности удержать позиции, приобретенный в процессе реализации той или иной политической акции, необходимого потенциала для реализации и достижения цели. В рационально организованной политической деятельности маневр - постоянное учета возникающих ситуаций, и умение перераспределять политические силы, то есть маневрировать, что характерно для дипломатической деятельности, для тех политических сил, которые пытаются не путем военных средств, а путем учета общей обстановки, расстановки политических сил, перегруппировывать силы и добиться политическим путем устранения антинародных режимов и т.д. В политической деятельности необходимо уметь наступать и отступать.

Политическая стратегия наступления, как правило, предусматривает принятие политическими институтами определенных решений о наступление. Или малое политическое нагрузки выполняют и политическое отступление.

Вовремя отступить для того, чтобы, сохранив силы, набраться новой энергии потом пойти в наступление и добиться успеха и т.д. В политической стратегии и тактике особое место занимают изоляция и нейтрализация оппозиционных сил. Изоляция предусматривает временное прекращение политической деятельности оппозиции. Нейтрализация предусматривает также проверку возможного изменения других политических ресурсов, достижения результативности политической деятельности. Тут-то имеет значение политический контроль. Понятие «ситуация контролируется», распространенное в политической практике, означает локализацию сил, что имеет право контроля политического поведения объекта, стабильность состояния, что находится в центре внимания. Залогом эффективности политической деятельности является организация каналов обратной связи с объектом политической деятельности и др. Содержанием и целью стратегии и тактики является влияние на принятие и осуществление политических решений в течения политического процесса.

Политическое участие

Политическое участие — это вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Не всякое участие в общественной жизни является политическим. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс, вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решения и управления, носящий политический характер. В условиях существования государства вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в социальной, экономической и культурной сферах в той или иной степени политизируется.

Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:

реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;

участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;

― участие в деятельности политических и иных организаций;

― выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;

прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

Политический протест тоже является одной из форм политического участия. Это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные технологии и стратегии осуществления власти.

К формам политического протеста относят такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны.

Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство представляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации.

В соответствии с этими условиями американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:

· совершенно пассивные формы политического поведения граждан:

· участие людей только в выборах представительных органов;

· вовлеченность индивидов только в решение местных проблем;

· политическое поведение участников предвыборных кампаний;

· поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;

· участие как форма профессиональной деятельности политика.

Политолог Милбэрт предпочитает говорить об " активных " формах политического участия (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.д.), " промежуточных " (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), " наблюдательной " (ношение на демонстрациях транспорантов, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии и т.д.), а также об "апатичном" отношении граждан к политике.

При всем многообразии форм и разновидностей политического участия, очевидно, что все они различаются по масштабности, сфере социального распространения. Обращение индивида к политическим средствам защиты своих интересов может предполагать его участие либо в решении вопросов общенационального характера, либо касаться местных проблем, быть ограниченным рамками локального производственного коллектива, территориального самоуправления. При этом сами формы политического участия могут быть как прямыми, выраженными непосредственными действиями индивида, так и косвенными (опосредованными), характеризующими его включение в политику через различные группы, организации и структуры.

Существенной характеристикой является степень интенсивности политического участия. Если одной его крайностью является деятельность активистов партий, политических движений, групп интересов и проч., то другую характеризует апатия, отчужденность людей от политики, полное равнодушие к этой сфере общественной жизни. В равной степени причинами аполитичности граждан могут выступать разочарование в проводимом властями политическом курсе, отторжение от социальной системы в целом (например, различных люмпенизированных слоев), сориентированность на сугубо личные, бытовые потребности или же — полное доверие к правящим элитам и лидерам.

С точки зрения мотивации политических действий принято говорить об автономных (выражающих сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) и мобилизованных формах политического участия (характеризующих вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства или других политических структур). В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (т.е легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: