Рейтинговая работа по биологии (подготовка к ЕГЭ) 11 класс
Задание 1. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Задание 2. Рассмотрите таблицу «Форма изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
| Форма изменчивости | Пример изменчивости |
| Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года | |
| Мутационная | Полиплоидные сорта томата |
Задание 3. Кариотип собаки состоит из 78 хромосом. Сколько хромосом содержит зрелый эритроцит собаки? В ответе запишите только число.
Задание 4. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) формируют лизосомы
2) являются двумембранными
3) являются полуавтономными органоидами
4) участвуют в синтезе АТФ
5) образуют веретено деления
Задание 5. Установите соответствие между признаком органоида клетки и органоидом, к которому этот признак относится.
| ПРИЗНАК ОРГАНОИДА | ОРГАНОИД | |
| А) имеет две мембраны, пронизанные порами Б) содержит множество ферментов, встроенных в мембраны В) содержит кольцевые молекулы ДНК Г) в органоиде синтезируется АТФ Д) содержит хроматин Е) формирует субъединицы рибосом | 1) ядро 2) митохондрия |
Задание 6.
Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBI0? В ответ запишите цифру.
Задание 7. Выберите два верных ответа из пяти. Выберите из приведённых случаев пример комбинативной изменчивости.
1) В чистой прямокрылой линии дрозофил появился потомок с загнутыми крыльями.
2) Среди потомков нескольких поколений серых мышей один оказался белым.
3) На кусте сирени с сиреневыми цветами один цветок белый.
4) У отца глаза голубые, а у дочери — карие.
5) У матери мелковьющиеся волосы, а у дочери — прямые.
Задание 8. Установите соответствие между характеристиками изменчивости и её видами: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ | |
| А) может быть вредной, полезной или нейтральной Б) изменения определяются нормой реак- ции признака В) носит всегда групповой характер Г) изменения адекватны условиям среды Д) носит всегда внезапный скачкообразный характер Е) затрагивает только изменения фенотипа | 1) мутационная 2) модификационная |
Задание 9. Выберите три верных ответа из шести. К ленточным червям относятся
1) эхинококк
2) свиной цепень
3) широкий лентец
4) кошачья двуустка
5) печёночный сосальщик
6) молочно–белая планария
Задание 10. Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.
| ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ | СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ | |
| А) мелкая сухая пыльца Б) мелкие невзрачные цветки В) наличие в цветках нектара Г) яркая окраска цветков Д) образование большого количества пыльцы Е) зацветание до распускания листьев | 1) ветром 2) насекомыми |
Задание 11. Установите последовательность стадий жизненного цикла папоротника орляка, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) оплодотворение
2) развитие половых клеток
3) развитие спорангиев на листьях
4) развитие корневища
5) развитие заростка
6) развитие спор в спорангиях
Задание 12. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) роговица
2) стекловидное тело
3) радужная оболочка
4) зрительный нерв
5) хрусталик
6) сетчатка
Задание 13. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.
| ФУНКЦИЯ | ПРИМЕРЫ | |
| 1) рефлекторная 2) проводниковая | А) коленный рефлекс Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной В) разгибание конечностей Г) отдергивание руки от горячего предмета Д) передача нервного импульса из мозга к мышцам конечностей |
Задание 14. Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) кости пясти
2) плечевая кость
3) фаланги пальцев
4) лучевая кость
5) кости запястья
Задание 15. Что из перечисленного относится к приспособлениям птиц для полёта?
1) размножение с помощью яиц
2) тонкие кости
3) отсутствие зубов
4) расположенные по бокам головы глаза
5) видоизменённые передние конечности
6) наличие гемоглобина в крови
Задание 16. Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции, и эрами, в которые они появились и расцветали.
| ОРГАНИЗМЫ | ЭРЫ | |
| А) возникновение первых птиц Б) расцвет рептилий В) расцвет моллюсков Г) расцвет насекомых Д) расцвет млекопитающих Е) распространение птиц | 1) палеозойская 2) мезозойская 3) кайнозойская |
Задание 17. Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
Задание 18. Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания
| ЖИВОТНОЕ | ГРУППА | |
| А) волк Б) пресноводная гидра В) полевая мышь Г) божья коровка Д) заяц-беляк Е) колорадский жук | 1) растительноядные 2) плотоядные |
Задание 19. Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение их организации в процессе эволюции классов, к которым они принадлежат
1) орел
2) черепаха
3) жаба
4) акула
5) волк
6) ланцетник
Задание 20. Проанализируйте таблицу «Обмен веществ в организме человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин изпредложенного списка.
Обмен веществ в организме человека
| Объект | Всасываются в тонком кишечнике | Конечные продукты распада |
| обмен белков | _________(Б) | вода, углекислый газ, мочевина |
| ____________ (А) | глицерин и жирные кислоты | углекислый газ и вода |
| обмен углеводов | глюкоза | ____________ (В) |
Список терминов
1) обмен жиров
2) углекислый газ и вода
3) крахмал
4) водный обмен
5) аминокислоты
6) аммиак
7) белки
8) гликоген
Задание 21. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
3) зависит от генетической программы организма.
4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.
5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.
Задание 22. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества внутреннего оплодотворения у животных по сравнению с наружным? Укажите два таких преимущества.
Задание 23. Назовите структуры сердца человека, которые обозначены на рисунке цифрами 1 и 2. Объясните их функции.

Задание 24. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?
Задание 25. Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?
Задание 26. Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?
Задание 27. и-РНК состоит из 156 нуклеотидов. Определите число аминокислот, входящих в кодируемый ею белок, число молекул т-РНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, и количество триплетов в гене, кодирующем первичную структуру белка. Объясните полученные результаты.
Задание 28. У человека альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак, а дальтонизм, как признак, сцепленный с Х-хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства и их процентное соотношение от брака гетерозиготной по первому признаку здоровой женщины, не несущей гена дальтонизма, и мужчины дальтоника и альбиноса. Какие законы наследования проявляются в данном случае?






