Обмен веществ в организме человека

Рейтинговая работа по биологии (подготовка к ЕГЭ) 11 класс

Задание 1. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

 

 

Задание 2. Рассмотрите таблицу «Форма изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Форма изменчивости Пример изменчивости
  Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года
Мутационная Полиплоидные сорта томата

 

Задание 3. Кариотип собаки состоит из 78 хромосом. Сколько хромосом содержит зрелый эритроцит собаки? В ответе запишите только число.

 

Задание 4. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) формируют лизосомы

2) являются двумембранными

3) являются полуавтономными органоидами

4) участвуют в синтезе АТФ

5) образуют веретено деления

 

 

Задание 5. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком ор­га­но­и­да клет­ки и органоидом, к ко­то­ро­му этот при­знак относится.

ПРИЗНАК ОРГАНОИДА   ОРГАНОИД
А) имеет две мембраны, про­ни­зан­ные порами Б) со­дер­жит мно­же­ство ферментов, встроенных в мембраны В) со­дер­жит коль­це­вые мо­ле­ку­лы ДНК Г) в ор­га­но­и­де син­те­зи­ру­ет­ся АТФ Д) со­дер­жит хроматин Е) фор­ми­ру­ет субъ­еди­ни­цы ри­бо­сом   1) ядро 2) ми­то­хон­дрия

Задание 6.

Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBI0? В ответ запишите цифру.

Задание 7. Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти. Выберите из приведённых случаев пример комбинативной изменчивости.

1) В чистой прямокрылой линии дрозофил появился потомок с загнутыми крыльями.

2) Среди потомков нескольких поколений серых мышей один оказался белым.

3) На кусте сирени с сиреневыми цветами один цветок белый.

4) У отца глаза голубые, а у дочери — карие.

5) У матери мелковьющиеся волосы, а у дочери — прямые.

Задание 8. Установите соответствие между характеристиками изменчивости и её видами: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) может быть вредной, полезной или нейтральной Б) изменения определяются нормой реак- ции признака В) носит всегда групповой характер Г) изменения адекватны условиям среды Д) носит всегда внезапный скачкообразный характер Е) затрагивает только изменения фенотипа   1) мутационная 2) модификационная

Задание 9. Выберите три вер­ных ответа из шести. К лен­точ­ным червям относятся

 

1) эхинококк

2) сви­ной цепень

3) ши­ро­кий лентец

4) ко­ша­чья двуустка

5) печёночный сосальщик

6) молочно–белая планария

Задание 10. Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.

ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ   СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
А) мелкая сухая пыльца Б) мелкие невзрачные цветки В) наличие в цветках нектара Г) яркая окраска цветков Д) образование большого количества пыльцы Е) зацветание до распускания листьев   1) ветром 2) насекомыми

Задание 11. Установите по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла па­по­рот­ни­ка орляка, на­чи­ная с оплодотворения. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) оплодотворение

2) развитие по­ло­вых клеток

3) развитие спо­ран­ги­ев на листьях

4) развитие корневища

5) развитие заростка

6) развитие спор в спорангиях

 

Задание 12. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) роговица

2) стекловидное тело

3) радужная оболочка

4) зрительный нерв

5) хрусталик

6) сетчатка

 

Задание 13. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми нерв­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и функ­ци­я­ми спин­но­го мозга.

ФУНКЦИЯ   ПРИМЕРЫ
1) ре­флек­тор­ная 2) проводниковая   А) ко­лен­ный ре­флекс Б) пе­ре­да­ча нерв­но­го им­пуль­са из спин­но­го мозга в го­лов­ной В) раз­ги­ба­ние ко­неч­но­стей Г) от­дер­ги­ва­ние руки от го­ря­че­го пред­ме­та Д) пе­ре­да­ча нерв­но­го им­пуль­са из мозга к мыш­цам конечностей

Задание 14. Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) кости пясти

2) плечевая кость

3) фаланги пальцев

4) лучевая кость

5) кости запястья

Задание 15.  Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­спо­соб­ле­ни­ям птиц для полёта?

 

1) раз­мно­же­ние с по­мо­щью яиц

2) тон­кие кости

3) от­сут­ствие зубов

4) рас­по­ло­жен­ные по бокам го­ло­вы глаза

5) видоизменённые пе­ред­ние конечности

6) на­ли­чие ге­мо­гло­би­на в крови

 

Задание 16. Установите со­от­вет­ствие между организмами, по­явив­ши­ми­ся или рас­цве­тав­ши­ми в про­цес­се эволюции, и эрами, в ко­то­рые они по­яви­лись и расцветали.

ОРГАНИЗМЫ   ЭРЫ
А) воз­ник­но­ве­ние пер­вых птиц Б) рас­цвет рептилий В) рас­цвет моллюсков Г) рас­цвет насекомых Д) рас­цвет млекопитающих Е) рас­про­стра­не­ние птиц   1) палеозойская 2) мезозойская 3) кайнозойская

 

Задание 17. Выберите при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го отбора.

 

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой.

5) Детёныши животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам.

 

Задание 18. Установите со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и группой, к ко­то­рой оно от­но­сит­ся по спо­со­бу питания

ЖИВОТНОЕ   ГРУППА
А) волк Б) прес­но­вод­ная гидра В) по­ле­вая мышь Г) божья коровка Д) заяц-беляк Е) ко­ло­рад­ский жук   1) растительноядные 2) плотоядные

Задание 19. Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение их организации в процессе эволюции классов, к которым они принадлежат

 

1) орел

2) черепаха

3) жаба

4) акула

5) волк

6) ланцетник

 

Задание 20. Проанализируйте таблицу «Обмен веществ в организме человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин изпредложенного списка.

 

Обмен веществ в организме человека

Объект Всасываются в тонком кишечнике Конечные продукты распада
обмен белков _________(Б) вода, углекислый газ, мочевина
____________ (А) глицерин и жирные кислоты углекислый газ и вода
обмен углеводов глюкоза ____________ (В)

 

Список терминов

1) обмен жиров

2) углекислый газ и вода

3) крахмал

4) водный обмен

5) аминокислоты

6) аммиак

7) белки

8) гликоген

Задание 21.  Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий

 

1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.

3) зависит от генетической программы организма.

4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.

5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.

 

Задание 22.  В чем, на ваш взгляд, со­сто­ят преимущества внут­рен­не­го оплодотворения у жи­вот­ных по срав­не­нию с наружным? Ука­жи­те два таких преимущества.

Задание 23. Назовите структуры сердца человека, которые обозначены на рисунке цифрами 1 и 2. Объясните их функции.

Задание 24.  Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

 

Задание 25. Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?

Задание 26. Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?

Задание 27.  и-РНК состоит из 156 нуклеотидов. Определите число аминокислот, входящих в кодируемый ею белок, число молекул т-РНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, и количество триплетов в гене, кодирующем первичную структуру белка. Объясните полученные результаты.

 

Задание 28. У человека альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак, а дальтонизм, как признак, сцепленный с Х-хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства и их процентное соотношение от брака гетерозиготной по первому признаку здоровой женщины, не несущей гена дальтонизма, и мужчины дальтоника и альбиноса. Какие законы наследования проявляются в данном случае?

 




double arrow
Сейчас читают про: