Второй этап развития профессиональной подготовки кадров в области социальной работы – 2000-2008 гг

Первая половина XXI века характеризуется обострением проблемы специализированного и многоуровневого обучения, а в соответствии с этим и разработки содержания целевого процесса обучения.

Подготовка кадров для учреждений социальной защиты по ГОС ВПО первого поколения велась до 1 сентября 2000 года. Именно в это время были введены новые государственные образовательные стандарты второго поколения по специальности 350500 «социальная работа» и направлению 521100 «социальная работа» (квалификация бакалавр и магистр социальной работы), учитывавшие опыт подготовки студентов в области социальной работы. Они содержали существенные изменения и современные требования к подготовке дипломированных специалистов.

Данные стандарты позволили реализовать в России трехуровневую модель образования: бакалавров, специалистов и магистров социальной работы с периодом обучения в 4, 5 и 6 лет соответственно.

ГОС второго поколения существовал с 2000 г. по 2009 г. и существенно расширил права и свободы высших учебных заведений. Стандарты сохранили преемственность с предыдущим по структуре, но появилась возможность введения в каждый цикл дисциплин национально-регионального компонента, что позволяло учитывать специфику региона, особенности профессиональной деятельности социальных служб, профессиональной области образования.

В новых образовательных стандартах появилось более широкое понимание сфер профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы – «государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.», а объектами профессиональной деятельности названы «отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании».

Стандарты второго поколения существенно увеличили количество часов, отводимых на изучение дисциплин специализации и практическую подготовку. К числу новых положений, которые отсутствовали в первом стандарте, следует отнести более жесткие требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.

С 2001 г. подготовку кадров в области социальной работы с высшим профессиональным образованием уже ведут 118 вузов и более 60 их филиалов в 73 регионах Российской Федерации; в 2007 году – 236 вузов, в том числе подготовку специалистов по социальной работе осуществляли 232 вуза, бакалавров социальной работы – 35, магистров социальной работы – 10.

Расширяется специализация выпускников – специалисты-организаторы, управленцы, специалисты служб занятости, по работе с молодежью, семьей, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах.

В Казанском государственном технологическом университете существовали следующие специализации:

· социально-правовая защита и консультирование населения,

· социально-психологическое консультирование населения,

· социальные технологии в кадровой политике,

· социальная работа на промышленном предприятии,

· менеджмент в социальной сфере,

· социальный и кадровый аудит.

В целом, насчитывалось более 50 специализаций в области социальной работы.

Одновременно начинается реализация государственных концепций и программ модернизации российского образования. Во второй половине 2000-х гг., несмотря на проблемы, связанные с реорганизацией системы среднего профессионального образования, наблюдается рост количества колледжей и педагогических училищ, осуществлявших подготовку социальных работников. К 2004 г. данное направление реализовывали 52 учреждения среднего профессионального образования, в 2010 г. – уже 65 ссузов в 33 регионах Российской Федерации. Подавляющее большинство из них действовало в городах, где имелись вузы аналогичного профиля, что создавало преемственность социального образования.

Несмотря на то, что ГОС ВПО первого и второго поколений значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 году до 30-40% в 2000 году), подход к проектированию содержания высшего образования изменен не был.

Во-первых, главный акцент делался на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требования к степени освоения учебного материала.

Во-вторых, не была преодолена проблема слабой взаимосвязи вузов с потребностями рынка труда, запросами работодателей и т.п.

Данные проблемы были призваны преодолеть Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения – ФГОС ВПО, утверждение которых определило начало 3 этапа развития социального образования в 2009 году, который продолжался до 2015 г.

Этот этап характеризуется пересмотром теоретических и практических положений в решении обозначенной проблемы в связи с реализацией Болонского процесса.

Новые образовательные стандарты по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» для бакалавриата и магистратуры были утверждены в 2009-2011 г. Таким образом, создана многоуровневая система профессионального образования в области социальной работы, сделан шаг к расширению мирового образовательного пространства, в частности, сближению и унификации образовательных программ России и других стран.

ФГОС ВПО был разработан на основе компетентностного подхода. Каждый вуз взял на себя ответственность за их реализацию.

В 2011 году сделаны первые наборы студентов на основании ФГОСов. Бакалавриат рассчитан на 4 года (8 семестров) и реализовался в виде 240 ECTS (европейская система накопления кредитов), магистратура – на 2 года (4 семестра, 120 ECTS).

Степень бакалавра дает полное высшее образование, а его владелец может претендовать на должности, предусматривающие законченное высшее образование в соответствии с действующим национальным законодательством. Магистерская программа предполагает глубокую специализацию в области социальной работы и часто нацелена на научно-исследовательскую деятельность и преподавательскую работу.

В то время более 200 вузов ведут подготовку по направлению «Социальная работа», причем большинство из этих вузов – технические. Однако в последнее время их число начало сокращаться. Связано это, в первую очередь, с тем, что Министерство образования перестало выделять бюджетные места на данное направление подготовки, считая его непрофильным для технических вузов, в которых оно реализовалось.

Таким образом, в 2009 году началась новая страница в истории отечественного профессионального образования, характеризующаяся радикальным изменением образовательной парадигмы, переходом от предметно-ориентированного обучения на компетентностное обучение.

Основой профессиональной деятельности будущего специалиста являются сформированные компетенции. Компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Непременным признаком профессиональной компетенции выступает умение соотносить имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности, применять в своей практической деятельности различные научные методы, а, следовательно, развивать способности и творческий потенциал.

В связи с этим стандарт третьего поколения расширяет и углубляет требования к выпускникам направления «социальная работа», в основе которого лежат компетенции. В нем конкретизированы объекты профессиональной деятельности бакалавра по сравнению со специалистом, подробно перечислены различные учреждения и организации, в которых может работать бакалавр, профессиональные задачи, которые вытекают из объектов и видов профессиональной деятельности, выделены требования к результатам освоения образовательной программы. Они представлены 20 общекультурными и 35 профессиональными компетенциями.

Отмечается, что в образовательных стандартах третьего поколения, значительно расширена область профессиональной деятельности:

· государственная служба занятости,

· государственная служба медико-социальной экспертизы,

· миграционная служба,

· МЧС,

· пенитенциарная система,

· предприятия, фирмы,

· ритуальная служба,

· силовые структуры,

· учреждения системы здравоохранения, культуры, образования, пенсионного обеспечения, социального обслуживания, социального страхования,

· система социальной защиты.

В перечень объектов профессиональной деятельности бакалавров включены не только отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании, но и коллективы учреждений социальной сферы, общественные организации, социально-ориентированный бизнес. Таким образом, актуализируется системный подход к решению проблем человека, активизации социально-преобразовательной направленности профессиональной деятельности социального работника.

Впервые четко сформулированы виды профессиональной деятельности бакалавров: (социально-технологическая, организационно-управленческая, исследовательская, социально-проектная), а также профессиональные задачи, которые должен решать бакалавр по направлению подготовки «Социальная работа», в каждом из этих видов деятельности.

Следует также отметить, что ФГОС ВПО разрешает выпускником данного направления осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Вместо «национально-регионального компонента», который был в ГОС ВПО, в новом стандарте, наряду с базовой частью, появляется «вариативная часть», что, на наш взгляд, не изменяет сути данного компонента. А значительное увеличение отводимых на его изучение часов, позволяет расширить спектр учебных дисциплин и курсов по выбору, отражающих региональную специфику.

Требования к знаниям, умениям и формируемые компетенции определены стандартом третьего поколения не на каждую учебную дисциплину, как это было в предыдущем ГОС ВПО.

Введена научно-исследовательская работа студента как обязательный компонент основной образовательной программы (особенно в магистратуре).

Приоритетной задачей профессиональной деятельности бакалавра данный образовательный стандарт называет способность учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры, общественной, государственной и личной жизни, что свидетельствует об актуальности регионального подхода в профессиональной подготовке социального работника.

Ключевой при оценке подготовки студента во ФГОС ВПО явилась проблема проверки компетенций, предлагаемых стандартами, которые ориентируют на широкое использование активных (тренинги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения.

Большое внимание стандарты уделяют самостоятельной работе студентов, изменяя количество времени, отводимого на аудиторные занятия. В разных ФГОС ВПО цифры варьировались, но в среднем составляли около 30% аудиторных занятий у бакалавров и 40% – у магистрантов. Занятия лекционного типа не могли составлять более 40% аудиторных занятий.

Однако новые стандарты были далеки от совершенства. В первую очередь, они не дают определений, что такое компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, что дает основания вузам самостоятельно разрабатывать научно обоснованные рекомендации по их освоению на разных ступенях профессиональной подготовки бакалавров социальной работы и по различным профилям.

С оценкой компетенций оказалось еще сложнее.

Так, общекультурные компетенции носят устойчивый характер, определяют активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизируют внутренний мир и отношения с социумом. А сложность их оценки заключается в том, что степень их сформированности трудно измерить.

Оценка функциональных и личностных компетенций также затруднена в условиях образовательного учреждения, так как они проявляются преимущественно в процессе профессиональной деятельности либо требуют для своего проявления специально смоделированных заданий, имитирующих реальные рабочие ситуации.

Не менее сложной для образовательной среды оказывается попытка оценки компетенций, проявление которых возможно только в коллективе, например, толерантность, делегирование, организаторские способности, лидерские качества, презентационные навыки.

Кроме оценки сформированности компетенций у студентов, введение ФГОС ВПО породило следующие проблемы в профессиональной подготовке социальных работников в вузе.

1. Определение оптимальных условий профессиональной подготовки социальных работников (организационных, педагогических, социальных и пр.).

2. Развитие преемственности между бакалавриатом и магистратурой по социальной работе, направленной на усиление связи между этими уровнями обучения, расширение возможностей перехода от бакалавриата к магистратуре.

3. Реализация практико-ориентированного обучения по направлению подготовки «Социальная работа».

Исследователи выделяют такие проблемы, тормозящие развитие практической направленности обучения:

1) требования работодателей носят вариативный, изменяющийся, сиюминутный характер и обусловлены изменениями, происходящими в экономике;

2) государственный заказ на подготовку кадров в области социальной работы стал строиться на основе прямых требований работодателя к качеству подготовки выпускников;

3) работодатель хочет видеть универсального, многофункционального выпускника с имеющимися навыками работы в данной сфере.

Однако в соответствии с ФГОС ВПО на практику в рамках бакалавриата выделяется только от 8 до 10 недель (12-15 ЗЕТ), в то время как выпускники специалитета проходили различные виды практики в течение 24 недель.

Непродуманность многих аспектов ФГОС ВПО, а также принятие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» потребовали внесения в стандарты соответствующих поправок и перехода к ФГОС ВО, которые называют «3+». Эти образовательные стандарты после их утверждения и регистрации в министерстве юстиции РФ сразу же отменяли действие предыдущих. Произошло это в 2015-2016 гг. (в 2015 г. утверждается ФГОС ВПО для направления магистратуры 39.04.02, в 2016 г. – для бакалавриата – 39.03.02). Эти годы можно считать четвертым этапом в развитии социального образования.

ФГОС ВО поставил перед научным сообществом, профессорско-преподавательским составом и представителями работодателей задачу такой подготовки, которая давала бы им возможность самостоятельно на протяжении всей своей работы следовать за развивающейся социальной сферой, глубоко понимать происходящие перемены, сравнительно легко реагировать на изменения, вносимые в нормативно-правовые акты, имеющие социальную направленность, а также профессионально решать многоплановые задачи социальной защиты различных категорий населения.

Целью введения новых стандартов было, в первую очередь, поправить недостатки ФГОС ВПО до перехода к ФГОС ВО четвертого поколения. Но, как упоминалось выше, введение их в действие потребовало коррекции всей учебной документации в соответствии с ними, что создало большие проблемы для образовательных учреждений: пришлось в срочном порядке (среди учебного года) разрабатывать новые образовательные программы и учебные планы, переделывать учебные графики и переводить на них студентов всех курсов, даже выпускников, которые через несколько месяцев должны были закончить обучение.

Произошло это потому, что, например, в новом стандарте по направлению 39.03.02 (утвержден 12.01.2016 г., зарегистрирован в министерстве юстиции 09.02.2016 г.) было увеличено количество зачетных единиц на практику, а на государственную итоговую аттестацию, наоборот, уменьшено. При этом «заведомо было известно, что эти стандарты далеки от совершенства и вводятся в действие лишь временно, поскольку начата разработка стандартов следующего поколения, в которых будут устранены недостатки ныне вводимого». А работа эта, продолжает он, «очень затратная: она отнимает огромное количество времени у преподавателей, которые загружены преподаванием и должны заниматься еще и научной деятельностью.

Рассмотрим, чем отличается ФГОС ВО от ФГОС ВПО.

1. ФГОС ВО узаконил электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, реализацию программы подготовки по индивидуальному плану, в том числе ускоренному обучению. Все эти инновации направлены на обеспечение доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Во ФГОС ВО вводятся понятия «академический» (ориентированный на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность) и прикладной (ориентированный на практико-ориентированный, или прикладной вид/виды профессиональной деятельности) бакалавриат.

Под прикладным бакалавриатом понимается практико-ориентированное обучение в сочетании с изучением теории, которое должно быть ориентировано на получение знаний и профессиональных навыков, позволяющих решать конкретные производственные задачи. В свою очередь, академический бакалавриат предполагает теоретическое обучение с дельнейшим продолжением его в магистратуре.

Что же касается магистратуры, то академическая ориентированна на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, а прикладная – на организационно-управлеческую, социально-проектную и социально-технологическую.

Однако до настоящего времени так и не выделены различия в построении учебного процесса в рамках академической и прикладной программ бакалавриата/магистратуры по социальной работе (например, в соотношении теории и практики; в приобретаемых компетенциях, личностных качествах обучающихся; наборе базовых и вариативных профессиональных дисциплин; видов и задач практик).

Правда, увеличено количество зачетных единиц на практику – 15-27 для академической программы бакалавриата/магистратуры, 24-42 – для прикладной.

3. Сокращены и обобщены компетенции, которыми должны обладать бакалавры и магистры, появился новый вид компетенций – общепрофессиональные.

В новом стандарте по направлению бакалавриата предлагаемые общекультурные компетенции ориентированы под конкретные дисциплины, например философию, историю, языки, ОБЖ и т.д. Отсутствуют надпредметные компетенции..

4. Структура ФГОС ВО: три блока (дисциплины, относящиеся к базовой и вариативной части программы, практики относятся полностью к вариативной части, государственная итоговая аттестация является полностью базовой); дисциплины не прописаны, их набор определяется вузом самостоятельно в объеме, установленном стандартом (дисциплины, относящиеся к вариативной части, должны соответствовать профилю программы); исчезли и требования к знаниям, умениям и навыкам; типы практик выбираются также вузом в зависимости от направленности бакалавриата/магистратуры (академический или прикладной).

5. В новом стандарте несколько изменены требования к педагогическому составу, материально-технической базе вуза, появились требования к финансовым условиям реализации программ.

Не успели вузы перейти на ФГОС ВО, как выходит Федеральный закон «О внесении изменений в трудовой кодекс российской федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в российской федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, в котором утверждается: «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)». На это выделяется 1 год – с 01.07 2016 г. по 01.07.2017 г. Другими словами, предлагается существующие стандарты «актуализировать», т.е. связать их с профессиональными стандартами, разработанными Министерством труда и социальной защиты. Новые образовательные стандарты уже получили название 3++.

Таким образом, можно утверждать, что сегодня начинается следующий, пятый этап в развитии высшего, в том числе социального профессионального образования.

Изначально профессиональные стандарты задумывались для совершенствования системы образования. Предполагалось сблизить учебные программы и дальнейшую трудовую деятельность.

В декабре 2012 года в «Трудовой кодекс» ввели понятие «профессиональный стандарт», определив его как характеристику квалификации, необходимую работнику для определенного вида деятельности.

22 января 2013 г. вступило в силу Постановление Правительства, регламентирующее Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а 12 апреля 2013 года вышел Приказ Минтруда, утверждающий уровни квалификации.

Что касается высшего социального образования, то парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что профессиональные стандарты для специалистов по социальной работе, в которых их деятельность описывается в трудовых функциях и действиях, были созданы и приняты еще в 2013 году, все же разрабатываются и утверждаются образовательные стандарты ФГОС ВО, в которых результаты обучения задаются в общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенциях.

22.01.2015 г. утверждаются «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов», в которых для актуализации перечня профессиональных компетенций предлагается проанализировать трудовые функции по каждой обобщенной трудовой функции и определить (сформулировать) компетенции, обеспечивающие возможность реализации трудовых функций.

При этом рекомендуется учесть, что трудовые функции в формулировках профессиональных стандартов описывают деятельность и при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС ВО обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требованиям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации ФГОС ВО.

Рассмотрим трудности согласования ФГОС ВО с профессиональными стандартами.

1. В правовых нормативных актах сферы труда отсутствует понятие компетенции, в то время как в образовательных стандартах характеристика профессиональной деятельности, которую осваивает выпускник программы профессионального образования, представлен на языке компетенций.

2. Многообразие обобщенных трудовых функций, а также связанных с ними трудовых функций и их квалификационных характеристик в виде трудовых действий, знаний и умений не дает возможности однозначно соотнести потребности профессиональной сферы с результатами обучения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми овладевают студенты по программам высшего образования.

3. Отсутствует четкое определение цели подготовки, в частности бакалавров. Если на уровне квалифицированных рабочих, техников, специалитета она достаточно очевидна, то на государственном уровне ясно обозначенной цели подготовки бакалавров и их использования пока нет. Поэтому степень учета элементов профстандарта (например, обобщенных трудовых функций, трудовых функций) при определении результатов освоения программ бакалавриата, формировании компетенций, содержания образования достаточно затруднено.

Исследователи отмечают, что в целом соответствовать требованиям профстандарта выпускник образовательной организации может, приобретя как работник опыт, практические навыки и освоив соответствующие дополнительные образовательные программы.

4. Актуализация ФГОС ВО с профессиональными стандартами в нынешнем виде может привести к тому, что результатом подготовки в высшей школе будет не образованный специалист, а всего лишь исполнитель, умеющий при решении реальных задач применять готовые, кем-то разработанные методы, технологии, стандарты и пр.

5. Образовательные стандарты высшего образования ориентированы на будущее, на 10-15 лет вперед, поскольку, во-первых, они принимаются на достаточно длительный период, а во-вторых, студенты, начавшие обучение на основе принятого сегодня образовательного стандарта, могут выйти на рынок труда лишь через 6-10 лет (три уровня: 4 плюс 2 плюс 4 года). И чтобы выпускники были готовы успешно выполнять профессиональные функции в будущем, образовательный стандарт должен быть опережающим.

Профессиональные же стандарты фиксируют настоящий момент и содержат очень конкретное и детальное описание трудовых функций сегодняшней профессиональной деятельности, необходимых для ее выполнения квалификаций.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: