Реорганизация министерств в 1803 г

Тема 5.

Предпосылки административных реформ Александра I. Подготовка и проведение министерской реформы, 1801-1809 гг.

(конспект лекции)

Реформаторские планы Павла I.

Павел I вступил на престол с четкой программой, направленной на централизацию управления и торжество законности.

Проект Павла предполагал учреждение министерств. Несколько профильных коллегий объединялись под властью одного министра. Предполагалось ввести систему управления, сочетавшую коллегиальное и единоличное начала.

Сенату в проекте Павла I отводилась роль исключительно судебного органа. Особое место занимала Государева канцелярия (Кабинет), подразделявшаяся по числу министерств на 7 отделений. Она контролировала деятельность министров. Высшим законосовещательным органом был Совет (Государственный совет, существовавший ещё до реформ Сперанского).

С самого начала царствования император Павел приступил к реализации этой программы. Начали создаваться министерства. 2-ой этап Губернской реформы создал более чёткую вертикаль власти, упразднив должность всесильного наместника, соединив в выборных учреждениях общественное и коронное начала, усилив власть губернатора. Был запущен механизм кодификации законов.

Но проект Павла фактически не был реализован вследствие краткого срока его пребывания у власти и непредсказуемости характера императора.

 

Совет и Негласный комитет.

В марте 1801 г. на престол вступил император Александр I. К началу лета 1801 г. действовало два законосовещательных органа: официальный Совет (Государственный Совет) и неофициальный Негласный комитет. Их члены представляли две противоборствующие «партии», предполагавшие разные проекты реформ. Их лидеры, соответственно, Д. П. Трощинский и В. П. Кочубей, пользовались расположением Александра I и в разные периоды оказывали заметное влияние на преобразования.

В Совет входили 12 известных деятелей двух предыдущих царствований – А. Б. Куракин, П. А. Пален, П. В. Лопухин, Н. С. Мордвинов, Г. Р. Державин и др. Император не принимал активного участия в работе Совета. Но он не мог не считаться с опытом его членов в государственных делах.

В 1801-1802 гг. деятельность Совета отличалась особой активностью. На его заседаниях рассматривались дела первостепенной важности – об устройстве губернского и городского управления, присоединении Грузии к России, непродаже крепостных без земли, упразднение цензуры.

Заседаниям Совета император предпочитал собрания Негласного комитета (Кочубей, Новосильцев, Строганов, Чарторыйский). В июне 1801 г. на первом его заседании был намечен общий план работы. Члены Комитета заметно проигрывали екатерининским вельможам из Совета в опытности в государственных делах. Молодые реформаторы плохо знали страну, которую собирались реформировать.

 

Разработка министерской реформы.

Начало разработке министерской реформы положил доклад А. Е. Чарторыйского от 10 февраля 1802 г. По его мнению, основные недостатки администрации заключались в безответственности министров, слабости прокурорского надзора, отсутствии строго очерченной компетенции различных ведомств.

В марте 1802 г., обсуждая организационные начала министерской реформы, Негласный комитет рассмотрел предложения графа Кочубея о закрытии коллегий и учреждении вместо них министерских канцелярий по французскому образцу. Однако против упразднения коллегиальных структур высказался Александр I.

 Его позиция в отношении коллегий определила характер министерской реформы.

8 сентября 1802 г. на заседании Негласного комитета был одобрен «Манифест» и «Введение к учреждению министерств». В основу управления государственными делами были положены следующие принципы:

1) гос. дела подразделяются на направления, каждая из которых поручается ведению отдельного министра;

2) министры действуют на основе специально разработанных должностных инструкций;

3) Сенат является по отношению к министрам высшей надзорной инстанцией;

4) коллегии не входили в состав министерств, но подчинялись им.

Коллегии были обязаны посылать своему министру еженедельные отчеты о всех делах. Несмотря на высокий административный статус, министры на данном этапе реформы по характеру власти и полномочиям напоминали главных директоров, введённых Павлом I.

Наряду с опытными сановниками старшего поколения (Державин, Завадовский, Румянцев) на министерские посты были назначены все члены Негласного комитета.

При открытии новых учреждений проявилась спешка: они начали действовать раньше, чем были разработаны инструкции.

Несогласованность преобразований 1801-1802 гг. указывала на то, что они не завершали, а только открывали собой длительный период реформаторской деятельности.

Масштабные проекты реформирования гос. управления привели к преобразованию Совета, Сената и созданию министерств.

Наиболее удачной можно считать реформу Совета. В начале 1800-х гг. в нём рассматривались важнейшие законопроекты. Тогда он действительно являлся высшим законосовещательным органом.

Менее удачными были преобразования Сената и центрального управления, которые проводились в условиях борьбы между старой и новой «партиями» реформаторов за влияние на императора.

Вопреки планам членов Негласного комитета, стремившихся ввести в России принцип разделения властей, Сенат не стал только судебным учреждением. Он по-прежнему объединял высшие судебные и административные функции.

Министерства 1802 г., объединявшие деятельность коллегий, не имели ничего общего с французской или английской системой центрального управления, были в значительной степени воплощением замысла Павла I.

Предстояло дальнейшее развитие системы управления Российской империей.

 

Реорганизация министерств в 1803 г.

В июле 1803 г. министр внутренних дел В. П. Кочубей в записке царю указал, что коллегиальный порядок делопроизводства является главной причиной неудовлетворительной деятельности его ведомства.

Предлагалось усилить роль министра.

С одобрения императора в прямое подчинение министру внутренних дел передали Мануфактур-коллегию, Главную соляную контору, Главное почтовое управление и ряд других ведомств.

Таким образом, не министерская реформа 1802 г., а доклад Кочубея 1803 г. положил начало упразднению коллегий и стал точкой отсчёта в переходе к новой системе управления, законодательно оформленной в 1810-1811 гг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: