Тема 5.
Предпосылки административных реформ Александра I. Подготовка и проведение министерской реформы, 1801-1809 гг.
(конспект лекции)
Реформаторские планы Павла I.
Павел I вступил на престол с четкой программой, направленной на централизацию управления и торжество законности.
Проект Павла предполагал учреждение министерств. Несколько профильных коллегий объединялись под властью одного министра. Предполагалось ввести систему управления, сочетавшую коллегиальное и единоличное начала.
Сенату в проекте Павла I отводилась роль исключительно судебного органа. Особое место занимала Государева канцелярия (Кабинет), подразделявшаяся по числу министерств на 7 отделений. Она контролировала деятельность министров. Высшим законосовещательным органом был Совет (Государственный совет, существовавший ещё до реформ Сперанского).
С самого начала царствования император Павел приступил к реализации этой программы. Начали создаваться министерства. 2-ой этап Губернской реформы создал более чёткую вертикаль власти, упразднив должность всесильного наместника, соединив в выборных учреждениях общественное и коронное начала, усилив власть губернатора. Был запущен механизм кодификации законов.
|
|
Но проект Павла фактически не был реализован вследствие краткого срока его пребывания у власти и непредсказуемости характера императора.
Совет и Негласный комитет.
В марте 1801 г. на престол вступил император Александр I. К началу лета 1801 г. действовало два законосовещательных органа: официальный Совет (Государственный Совет) и неофициальный Негласный комитет. Их члены представляли две противоборствующие «партии», предполагавшие разные проекты реформ. Их лидеры, соответственно, Д. П. Трощинский и В. П. Кочубей, пользовались расположением Александра I и в разные периоды оказывали заметное влияние на преобразования.
В Совет входили 12 известных деятелей двух предыдущих царствований – А. Б. Куракин, П. А. Пален, П. В. Лопухин, Н. С. Мордвинов, Г. Р. Державин и др. Император не принимал активного участия в работе Совета. Но он не мог не считаться с опытом его членов в государственных делах.
В 1801-1802 гг. деятельность Совета отличалась особой активностью. На его заседаниях рассматривались дела первостепенной важности – об устройстве губернского и городского управления, присоединении Грузии к России, непродаже крепостных без земли, упразднение цензуры.
Заседаниям Совета император предпочитал собрания Негласного комитета (Кочубей, Новосильцев, Строганов, Чарторыйский). В июне 1801 г. на первом его заседании был намечен общий план работы. Члены Комитета заметно проигрывали екатерининским вельможам из Совета в опытности в государственных делах. Молодые реформаторы плохо знали страну, которую собирались реформировать.
|
|
Разработка министерской реформы.
Начало разработке министерской реформы положил доклад А. Е. Чарторыйского от 10 февраля 1802 г. По его мнению, основные недостатки администрации заключались в безответственности министров, слабости прокурорского надзора, отсутствии строго очерченной компетенции различных ведомств.
В марте 1802 г., обсуждая организационные начала министерской реформы, Негласный комитет рассмотрел предложения графа Кочубея о закрытии коллегий и учреждении вместо них министерских канцелярий по французскому образцу. Однако против упразднения коллегиальных структур высказался Александр I.
Его позиция в отношении коллегий определила характер министерской реформы.
8 сентября 1802 г. на заседании Негласного комитета был одобрен «Манифест» и «Введение к учреждению министерств». В основу управления государственными делами были положены следующие принципы:
1) гос. дела подразделяются на направления, каждая из которых поручается ведению отдельного министра;
2) министры действуют на основе специально разработанных должностных инструкций;
3) Сенат является по отношению к министрам высшей надзорной инстанцией;
4) коллегии не входили в состав министерств, но подчинялись им.
Коллегии были обязаны посылать своему министру еженедельные отчеты о всех делах. Несмотря на высокий административный статус, министры на данном этапе реформы по характеру власти и полномочиям напоминали главных директоров, введённых Павлом I.
Наряду с опытными сановниками старшего поколения (Державин, Завадовский, Румянцев) на министерские посты были назначены все члены Негласного комитета.
При открытии новых учреждений проявилась спешка: они начали действовать раньше, чем были разработаны инструкции.
Несогласованность преобразований 1801-1802 гг. указывала на то, что они не завершали, а только открывали собой длительный период реформаторской деятельности.
Масштабные проекты реформирования гос. управления привели к преобразованию Совета, Сената и созданию министерств.
Наиболее удачной можно считать реформу Совета. В начале 1800-х гг. в нём рассматривались важнейшие законопроекты. Тогда он действительно являлся высшим законосовещательным органом.
Менее удачными были преобразования Сената и центрального управления, которые проводились в условиях борьбы между старой и новой «партиями» реформаторов за влияние на императора.
Вопреки планам членов Негласного комитета, стремившихся ввести в России принцип разделения властей, Сенат не стал только судебным учреждением. Он по-прежнему объединял высшие судебные и административные функции.
Министерства 1802 г., объединявшие деятельность коллегий, не имели ничего общего с французской или английской системой центрального управления, были в значительной степени воплощением замысла Павла I.
Предстояло дальнейшее развитие системы управления Российской империей.
Реорганизация министерств в 1803 г.
В июле 1803 г. министр внутренних дел В. П. Кочубей в записке царю указал, что коллегиальный порядок делопроизводства является главной причиной неудовлетворительной деятельности его ведомства.
Предлагалось усилить роль министра.
С одобрения императора в прямое подчинение министру внутренних дел передали Мануфактур-коллегию, Главную соляную контору, Главное почтовое управление и ряд других ведомств.
Таким образом, не министерская реформа 1802 г., а доклад Кочубея 1803 г. положил начало упразднению коллегий и стал точкой отсчёта в переходе к новой системе управления, законодательно оформленной в 1810-1811 гг.