Защита войск от информационно-психологического воздействия противника

Современные концепции военного искусства свидетельствуют о том, что войны ведутся политическими, экономическими, дипломатическими, военными и информационно-психологическими средствами. При этом роль последних на протяжении столетий неуклонно возрастает. Это обусловлено тем, что войны по своему содержанию становятся явлениями все более психологическими. Во многом психологическими являются цели войны. Основной объект поражения в ней - моральный дух армии, реальное морально-психологическое состояние частей и подразделений, отдельных военнослужащих. Среди средств воздействия на противника все большее значение приобретают психологические средства. Отсюда противоборство в информационно-психологической сфере становится особенно значимым феноменом современных войн. От квалификации и целенаправленности деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы по защите войск от информационно-психологического воздействия в значительной мере будут зависеть ход и исход боевых действий.

 

  1. Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средства

История развития теории и практики информационно-психологи-ческого воздействия на противника, осуществляемого в целях его запугивания, введения в заблуждение, порождения паники, недоверия к своему руководству, неверия в собственные силы, отчаяния и т.п., насчитывает не одно столетие. В древние времена для этого использова-лись: устрашающая боевая раскраска воинов, свирепые боевые кличи, специальные эффекты - шумовые (удары копьями или мечами о щиты и др.) и визуальные (использование огненных валов и др.), слухи, рас-пространяемые лазутчиками, листовки и т.п.

Первоначально своеобразное искусство управления психическими состояниями, мыслями и поступками людей совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, шаманами, военачальниками. Затем оно постепенно "врастало" в военное искусство наиболее талантливых полководцев. Имена Ксеркса, Чингисхана, Святослава, Наполеона, Суворова, Кутузова и других полководцев во многом потому и вписаны в историю, что они на практике владели способами понижения психических сил неприятеля и укрепления морального духа своих войск.

На рубеже Х1Х - ХХ вв. практика информационно-психологического воздействия на противника приобретает новое качество. Если прежде оно было секретным оружием, тайным искусством войны, то теперь впервые подверглось научному анализу, обобщению, норматизации. Создаются специальные органы психологических операций (в США - комитет общественной информации, в Великобритании - служба пропаганды среди войск и населения противника, в Германии - специальный отдел Генерального штаба, во Франции - служба пропаганды и т.п.), осуществляются первые исследования в этой области, разрабатываются средства влияния на сознание, волю, настроение и поведение людей. Опыт деятельности органов психологических операций, приобретенный в годы первой мировой войны, обобщен в таких работах, как "Техника пропаганды в мировой войне" Лассвела (США), "Тайны дома Крю" (Великобритания), "Feldherpsychologs" (Германия).

В 1920 г. появился термин "психологическая война", который быстро распространился в США и Великобритании. В годы второй мировой войны теория и практика подрывных действий приобретают широкий размах, проявляются во всех сферах политики, экономики, в военном деле. Десятки тысяч людей в воюющих странах были задействованы в системе психологического воздействия на противника. В этих целях использова- лись сотни самолетов, артиллерийских батарей, автомобилей. О действи-тельном размахе проведенной работы свидетельствуют такие данные: только для производства печатной продукции, предназначенной для распространения среди войск фашистской Германии и ее сателлитов, было задействовано 80% полиграфических мощностей Великобритании. Это позволило органам психологической войны этой страны и США подготовить для солдат противника около 14 млрд листовок.

В настоящее время весь комплекс мероприятий, направленных на достижение военно-политических целей информационно-психологически-ми средствами, обозначается в странах НАТО термином "психологические операции" (ПсО).

Несмотря на разнообразие организационных форм и специфику национальных традиций в осуществлении ПсО в разных странах, в этом вопросе имеется немало общего. Своеобразный "тон" в определении общих ориентаций, масштабов, интенсивности, форм и методов осуществления информационных и психологических акций в рамках ПсО задают США. Американская система, во-первых, впитывает в себя все, что наработано в данной области в других странах, и, во-вторых, сама выступает для них неким "эталоном" в организации ПсО. Поэтому целесообразно рассмотреть ее более подробно.

Деятельность должностных лиц, организующих и осуществляющих ПсО в армии США, определяется положениями Полевого устава FM 33-1 "Психологические операции" от 31 июля 1987г. В нем записано, что психологические операции- это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей США.

Используя критерии масштабности целей, продолжительности инфор-мационно-психологического воздействия, размаха обеспечиваемых военных событий, выделяют три уровня ПсО: стратегический, оперативный и тактический. ПсО всех уровней при их одновременном осуществлении составляют единый, целостный комплекс взаимосвязанных мероприятий, из которого сложно вычленить тот или иной уровень.

Задачами тактических ПсО, как записано в Уставе,являются:

- создание обстановки неуверенности и беспокойства, снижение мо-рально-боевого духа и боевой эффективности личного состава противника;

- убеждение военнослужащих противника сдаваться в плен;

- повышение эффективности применения тяжелой артиллерии и мас-сированного огня;

- оказание содействия войскам в захвате в кратчайшие сроки населен-ных пунктов противника путем предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции;

- оказание содействия проведению стратегических ПсО путем свое-временного доклада подробной информации об имеющихся уязвимых местах противника;

- доклад информации и рекомендаций лицам и группам, находящимся в зоне боевых действий противника;

- создание доброжелательного отношения к руководству и личному составу своих войск и войск стран-союзниц со стороны местного населения;

- оказание помощи в контроле за враждебно настроенным и дружест-венным населением в зоне боевых действий;

- обеспечение поддержки населением мероприятий по достижению кратковременных и долгосрочных целей;

- борьба с пропагандой противника и сохранение инициативы в про-ведении ПсО;

- оказание содействия войскам в обороне тыловых районов;

- поддержка мероприятий по введению противника в заблуждение и по маскировке войск на тактическом уровне.

Выполнение указанных задач возложено на специальные части и подразделения ПсО (группа, батальон, рота), находящиеся в непосредствен-ном подчинении командования специальных операций сухопутных войск США (Форт-Брэгг, штат Сев. Каролина), которое, в свою очередь, входит в состав объединенного командования специальных операций ВС США.

Основной потенциал ПсО сосредоточен в сухопутных войсках. Его ядро составляет 4-я группа ПсО, состоящая из 4 батальонов ПсО (1, 6, 8 и 9-й) и батальона подготовки и выпуска пропагандистских материалов. Батальоны ПсО ориентированы на определенные регионы мира (1-й - на зону Атлантического океана, Центральную и Южную Америку, 6-й - на Европу и Африку, 8-й - на Тихоокеанский регион).

Одновременно в организованном резерве находятся еще 3 штаба групп ПсО (2-й, 5-й, 7-й), 9 батальонов, 22 отдельные роты ПсО и около 40 батальонов по работе с гражданским населением.

В военное время в сухопутных войсках действуют группы ПсО общей и непосредственной поддержки. Группы общей поддержки состоят из батальона общей поддержки, батальона по работе с военнопленными, батальона консолидирующей пропаганды.

Батальон общей поддержки осуществляет ПсО стратегического уровня на ТВД. Он состоит из подразделений: разведки; разработки информационно-психологических материалов; тяжелой, средней и легкой типографии; радиостанций; звуковещательных станций. Возможности батальона позволяют издавать до 28 млн листовок в сутки, вести радио-вещание на СВ и КВ диапазонах в радиусе до 150 км.

Батальон консолидирующей пропаганды включает радио- и телевизи-онную редакции, подразделения эксплуатации местных стационарных радиостанций, телестанций, типографий, кинотеатров.

Группа непосредственной поддержки предназначена для обеспечения тактических и оперативных задач, решаемых войсками. Структура группы показана на рис.3.

В распоряжении органов ПсО находятся разнообразные средства информационно-психологического воздействия, позволяющие целенаправ-ленно влиять на общественное мнение, сознание, подсознание, поступки и действия людей, на их психические состояния и чувства.

Укажем основные средства психологической операции.

1. Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные бюллетени, средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

 

    

 

Группа Непосредственной Поддержки

·

Батальон Непосредственной Поддержки (придается каждому АК) 

·

   Рота Непосредственной Поддержки (придается дивизии, бригаде)

·

                        В з в о д ы

 


Рис.3. Состав группы непосредственной поддержки ПсО.

 

 Американцы считают листовки одним из наиболее действенных средств пропаганды. Подтверждением этому является такой факт. При проведении ПсО по обеспечению действий миротворческих сил ООН в Сомали (1992-1993 гг.) было разработано 37 вариантов листовок и более 10 видов брошюр. Среди сомалийского населения было распространено более 7 млн листовок и 116 номеров газеты, издаваемой органом ПсО.

Листовки выпускаются разных размеров и на различном материале. Для их распространения используются: артиллерия (105-155-мм снаряды, 81-мм мины, агитационный реактивный снаряд); авиация (вразброс через двери и люки самолетов и вертолетов; свертки или коробки с вытяжными тросами; специальные пластмассовые бомбы М 129 Е 1; беспилотная управляемая ракета, доставляющая к цели до 500 кг груза; саморас-крывающиеся авиационные пакеты, авиаконтейнеры; воздушные баллоны ДЖ-100, вмещающие 1300 листовок и доставляющие их на расстояние до 2400 км; воздушные шары (высота полета - до 24 км, дальность полета - до 9600 км, полезная нагрузка - до 200 кг, сброс груза на высоте - 9600 м), плавающие водонепроницаемые контейнеры из дерева, бамбука, пластика, стекла, целлофана для применения на океанах, морях, озерах, реках, каналах); агенты, диверсионные группы  и др. Листовки могут также оставляться отступающими войсками на местности. О значении, которое придают листовкам специалисты ПсО, говорит и еще ряд факторов: во Вьетнаме для распространения листовок привлекалось по 10 самолетов в 4 тактических зонах. Нередко для этих целей использовались даже самолеты В-52 и С-141. Во время военных событий в зоне Персидского залива на иракские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн листовок.

2. Важным средством ПсО являются радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующими программами вещания. Роль этого средства ПсО особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население. Например, при проведении ПсО по подготовке вторжения на Гаити (1994г.) данные средства информационно-психологического воздействия явились основными. В течение короткого времени в г. Вашингтон с военной базы Форт-Брэгг была переброшена команда военно-информационной поддержки, укомплектованная специалистами 4-й группы ПсО и гражданскими специалистами по креольскому языку. Через 5 часов после прибытия эта группа во взаимодействии с находящимся в изгнании президентом Гаити Ж.Б. Аристидом начала подготовку радиопрограмм и листовок. Для организации вещания были созданы «Радио и телевидение «Демократия» и «Радио - средние волны 940», которые начали работать по 10 часов в сутки за 2 месяца до начала военной операции. Экс-президент Аристид ежедневно обращался к народу. Для расширения возможностей психологического влияния среди населения Гаити распространили около 10000 транзисторных приемников с фиксированной частотой, настроенной на радиопередатчик ПсО.

Приведем еще один пример. В ходе операций "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" на личный состав иракской армии только в прифронтовой зоне круглосуточно вели передачи 6 широковещательных станций. В целях увеличения потенци-альной аудитории среди военнослужащих и населения региона с помощью авиации и кочевников было распространено около 150 000 малогабаритных радиоприемников с фиксированной частотой.

Одновременно с радио и телевидением в интересах ПсО применяются средства РЭБ, подавляющие системы радио и телевидения противника. К примеру, государственная радиостанция Ирака "Голос Багдада" по существу была парализована в течение всей кампании многонациональных сил против этой страны.

Органы ПсО широко используют средства вхождения в боевые радиосети противника в целях сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений. Так, специалисты подрывных акций Чечни иногда оперировали в своей пропаганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой весьма успешно дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, радиопередачи и РЭБ.

3. Кино-, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие. Например, в ходе военных событий в зоне Персидского залива среди населения Иордании, Саудовской Аравии и других государств активно распространялись видеокассеты с материалами, изображающими С. Хусейна тираном иракского народа и раскольником, разрушающим единство арабского мира. В то же время они содержали сюжеты, свидетельствующие о могуществе и справедливости США.

4. Звуковещание - одно из самых эффективных средств информаци-онно-психологического воздействия на противника в рамках тактических ПсО. Оно осуществляется с помощью звуковещательных станций (ЗС) и других средств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах. Громкоговорители на грузовиках используются преимущественно в тыловых районах, на танках - для сопровождения наступления, переносные и на малых машинах - для позиционного вещания.

О масштабах использования средств звуковещания свидетельствует такой факт. В распоряжении оперативного формирования ПсО, обеспечивавшего поддержку сил вторжения на Гаити, находились 23 мобильные звуковещательные станции. Непосредственно перед началом вторжения на остров американских войск с помощью ЗС, установленных на вертолетах, население Гаити было проинформировано о договоренности с хунтой по вопросу мирной передачи власти. Одновременно в местах скопления населения работали ЗС на автомобилях и переносные (переброшенные на вертолетах). Всего за время осуществления ПсО проведено 760 выездов автомобильных ЗС и 67 вылетов вертолетов, оснащенных ЗС. Об эффективности этого средства подрывного воздействия говорит тот факт, что военный гарнизон одного из иракских островов, насчитывающий около 2000 иракских военнослужащих, сдался без боя после обработки его американцами с помощью вертолетных ЗС.

5. Эффективным средством информационно-психологического воздействия на население, являющееся объектом ПсО, служат предметы повседневного обихода, продукты питания, спортивные принадлежности, игрушки с соответствующим информационным сопровождением. В 1945 г. над Германией были сброшены карманные зажигалки с инструкциями о поджоге. Здесь учитывалась своеобразная страсть немцев к зажигалкам и предполагалось, что они обязательно возьмут их в личное пользование. А сам факт наличия у человека вещи с вражеской инструкцией создает некий психологический эффект "приобщения" к делу противника. Во время войны в Корее распространялись взрывающиеся карандаши и ручки, во Вьетнаме - одночастотные транзисторные радиоприемники, на Гаити - бейсболки, майки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива - майки, аудиокассеты и т.п.

6. Синтезаторы (генераторы) голографических и аудиальных эффектов в атмосфере. Это сравнительно новое средство психологи-ческого воздействия, которое может найти широкое применение в практике ПсО. По данным зарубежных средств массовой информации, в ряде стран разрабатываются проектыустановки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются прекрасным экраном, находящимся на высоте 60 - 80 км над поверхностью земли. Спроецированные на них изображения могут быть отчетливо видны на расстоянии 100 - 150 км.

Первая попытка проекции изображения на облака была предпринята еще в 1915 г. Тогда на одном из участков российско-германского фронта перед наступлением наших войск с помощью прожекторов на облака проецировался образ Богоматери. Очевидцы этих событий рассказывали о сильном мобилизующем эффекте данной акции. Другой случай подобного рода был отмечен в 1993 г. в Сомали. Средства массовой информации сообщили, что 1 февраля группа морских пехотинцев США, действовавших вблизи г. Могадишо, заметила в облаках пыли и песка изображение лица Иисуса Христа размером примерно 150 х 150 м. Описывая свое психическое состояние, пехотинцы говорили, что они плакали и в молитве опустились на колени. Неожиданное созерцание человеком в небе образов святых или чудовищ (драконы, ящеры, мутанты и др.) может оказать сильное психологическое воздействие на людей, причем как мобилизующего, так и деморализующего характера.

Современный уровень развития аудиотехники дает возможность использования в рамках ПсО синтезаторов голоса, звуков, шумов. Например, военнослужащие могут услышать голос известного полити-ческого деятеля своей страны, призывающего прекратить боевые действия, сложить оружие или повернуть его против собственных командиров. Причем современные компьютерные устройства способны моделировать человеческий голос, отражая даже едва уловимые его особенности.

7. В ходе осуществления ПсО часто используется такое эффективное средство подрыва морального духа противника, как "вспомогательная деятельность". Сюда относят: демонстрацию силы; повышение степени готовности войск; переброску войск в "кризисные регионы"; программы гражданских действий; инициацию гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в "стане" противника; программы в области образования, сельского хозяйства, медицины; некоторые способы боевых действий.

Ярким примером вспомогательных действий может служить пред- принятый США в 1942 г. налет на Токио авиационного корпуса под командованием генерала Дулиттла. Какого-либо военного значения налет не имел, но его психологический эффект был весьма существенным. Японцы впервые задумались о своей уязвимости. Миф об их тотальном превосходстве и непобедимости был подорван.

Современное состояние научных изысканий позволяет уже сегодня или, по крайней мере, в ближайшем будущем использовать и другие средства для целенаправленного воздействия на сознание, подсознание, эмоции, поведение людей. В зарубежной и отечественной прессе неоднократно указывалось на факты разработки в ряде стран технологий психотропного оружия, оружия нелетального действия, психотропных средств. В частности, сообщалось, что во время войны в Персидском заливе американцы привлекали телепатов для воздействия на здоровье и психическое состояние С. Хусейна.

Таким образом, объективным явлением современных войн выступает стремление противоборствующих сторон подорвать моральный дух и боевые возможности войск противника. В этих целях разрабатываются теоретические концепции информационно-психологического воздействия, создаются соответствующие силы и средства, обосновываются принципы их практического применения. ПсО, при их умелом планировании и осуществлении, являются эффективным средством достижения военных целей невоенными средствами.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: