Цель, задачи, организация, средства и силы культурно-досуговой работы в части (подразделении) в боевой обстановке

 

В бою проверяются, совершенствуются и реализуются военные знания и навыки, полученные воинами в ходе занятий и тренировок, испытываются их морально-психологические и боевые качества. Боевая обстановка предъявляет к военнослужащим исключительно высокие и суровые требования, заставляет их отрешиться от многих представлений и привычек мирного времени, психологически перестроиться на новый лад, действовать самоотверженно, отдавать все силы, знания, энергию делу победы над врагом. Достижению этой главной цели подчиняется вся культурно-досуговая работа, организуемая в боевой обстановке.

 В условиях подготовки к бою и его ведения культурно-досуговая работа должна быть особо целеустремленной, оперативной, конкретной, четкой по своим формам и методам, способной непосредственно воздействовать на сознание, чувства и боевые действия личного состава. 

Роль и значение культурно-досуговой работы определяются тем, что человек был и остается главной силой, обеспечивающей победу в бою. От совокупности объективных и субъективных факторов зависит успех в современном бою. Среди них заметное место занимает физическое и моральное состояние личного состава. Как известно, вопросами морально- психологического обеспечения и его составной части - культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах сегодня занимаются не только командиры, воспитательные структуры, но и учреждения культуры в армии и на флоте.

Цель культурно-досуговой работы в боевой обстановке - поддерживать на должном уровне физические качества, духовно-эмоциональное и психологическое состояние личного состава, способствовать формированию у военнослужащих в часы досуга средствами культуры и искусства высоких физических и морально-боевых качеств, мобилизации их на успешное решение боевых задач.

Результативность целей культурно-досуговой работы в боевой обстановке достигается через постановку конкретных задач. Основными задачами в этой области являются:

­ снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава;

­ организация полноценного отдыха и досуга военнослужащих;

­ осуществление культурно-художественного обслуживания войск (сил флота);

­ поддержание в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки;

­ своевременное пополнение войск техническими средствами воспитания.

Для решения поставленных задач командирами, их заместителями по воспитательной работе, начальниками армейских учреждений культуры и активом организуются и проводятся следующие основные формы культурно-досуговой работы с личным составом в части (подразделении) в боевой обстановке:

­ кинообслуживание;

­ радиообслуживание;

­ теле -, видеообслуживание;

­ фотообслуживание;

­ обеспечение личного состава литературой и периодическими изданиями;

­ концерты и спектакли военных и  гражданских профессиональных и самодеятельных коллективов;

­ выставки;

­ выступления деятелей культуры, культурно-художественных бригад и других творческих коллективов по линии культурного шефства над Вооруженными Силами Российской Федерации;

­ выступления агитационно-художественных бригад, создаваемых по решению командира;

­ другие культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, способствующие отдыху и поднятию морального духа личного состава.

Мероприятия культурно-досуговой работы проводятся с учетом характера боевых задач и особенностей боевой обстановки в основном до и после боя, в районах сосредоточения войск, резервов, вторых эшелонов на основе плана культурно-досуговой работы на период боевых действий. Когда войска находятся в обороне, в частях оборудуются клубы-землянки и клубы-блиндажи, а в подразделениях переднего края – агитземлянки. В них проходят мероприятия культурно-досуговой работы, они становятся местом культурного отдыха воинов.

Содержание культурно-досуговых мероприятий в боевой обстановке призвано оказывать мобилизующее воздействие на сознание, чувства и волю личного состава, пропагандировать боевые традиции российской армии, мужество и героизм ее воинов, проявленные в боях за Отечество.

Культурно-досуговая работа в боевой обстановке планируется и организуется заместителем командира части (подразделения) по воспита-тельной работе и осуществляется на основе решения командира по морально-психологическому обеспечению операции (боя) и указаний старшего начальника по службе.

Планирование культурно-досуговой работы в боевой обстановке включает:

­ расчет сил и средств;

­ определение направлений сосредоточения основных усилий;

­ перечень культурно-досуговых мероприятий, порядок их подготовки и проведения.

 В доклад по оценке морально-психологической обстановки вклю-чаются выводы из оценки морально-психологического состояния личного состава.

 В распоряжение по морально-психологическому обеспечению включаются задачи и мероприятия по организации культурно-досуговой работы, расчет ее сил и средств.

 В плане работы по морально-психологическому обеспечению заместителем командира по воспитательной работе определяются основные культурно-досуговые мероприятия.

 При необходимости заместителем командира соединения по воспитательной работе в целях повышения эффективности культурно-досуговой работы в частях и подразделениях отдаются необходимые распоряжения штатным культурно-досуговым учреждениям.

Организация культурно-досуговой работы включает:

­ постоянное и всестороннее изучение духовного самочувствия личного состава, его культурных запросов;

­ проведение мероприятий по подготовке, размещению и использованию подвижных и стационарных культурно-досуговых средств в соответствии с принятым решением по морально-психологическому обеспечению операции (боя);

­ рациональное определение сил, средств, форм и методов проводимых культурно-досуговых мероприятий;

­ взаимодействие с государственными и общественными органами культуры в интересах осуществления совместных культурно-досуговых программ для войск (сил).

Заместитель командира по воспитательной работе организует взаимодействие:  

а) с нижестоящими должностными лицами по вопросам подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий и согласования их с другими видами морально-психологического обеспечения;

б) со штабами относительно размещения культурно-досуговых учреждений в боевых порядках войск, организации их защиты и обороны, укомплектования личным составом;

в) с органами тыла о материально-техническом обеспечении культурно-досуговой работы.

Планируя и организуя культурно-досуговую работу в боевой обстановке, заместитель командира по воспитательной работе должен учитывать следующие особенности:

­ культурно-досуговая работа проводится в сложных условиях, но непрерывно;

­ возможности проведения массовых мероприятий ограничены.

Отсюда вытекает, что целесообразнее проводить работу с небольшими группами и даже одиночными военнослужащими, что содержание, формы и методы культурно-досуговой работы целиком зависят от конкретной обстановки и боевой задачи. Формы культурно-досуговой работы в боевой обстановке носят, как правило, оперативный характер.

Средствами культурно-досуговой работы в боевой обстановке выступают определенные источники и орудия воздействия на духовно-эмоциональное и психологическое состояние каждого военнослужащего и всего личного состава: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные средства, литература и искусство, разнообразная аппаратура.

Очень действенным средством культурно-досуговой работы в боевой обстановке является наглядная агитация, которая, как показывает опыт Великой Отечественной войны и современных локальных войн, получила широкое распространение. Обладая огромной силой эмоционального воздействия, средства наглядной агитации позволяют оперативно сообщать об успехах войск, популяризировать героев, мобилизуют личный состав на самоотверженную борьбу с врагом.

В этих целях кафедра культурно-досуговой работы Военного университета рекомендует для боевых условий (учения, несение боевого дежурства) создать в частях и подразделениях комплект походной наглядной агитации, который полностью отвечал бы современным требованиям, а именно: удобен в работе, легок, позволяет активистам добиваться оперативности, содержит злободневную, разнообразную информацию, своей яркостью привлекает внимание воинов. Такой комплект походной наглядной агитации целесообразно применять для взвода.

Для изготовления комплекта наглядной агитации необходимо использовать самый обычный и доступный материал – дерматин размером 140 х 180 см. На него наклеивают на расстоянии 2,5 см друг от друга 16 листов картона размером 30 х 40 см каждый (листов может быть и меньше). Места стыковки листов проклеиваются ледерином или же полосками дерматина. Концы материала подворачивают. Затем нужно изготовить еще 16 листов картона, они меньше, чем прежние, на 2-3 мм. Листы обтягивают полиэтиленом и наклеивают с четырех сторон на предыдущие листы (подложку). Полиэтилен на левой боковой части каждого листа должен быть разрезан. Таким образом получаются карманы-планшеты, в которые можно вкладывать свежие выпуски боевых листков, специальных бюллетеней, бланки с самой разнообразной информацией. Карманы–планшеты рассчитаны на стандартные листы бумаги формата А-3.

Дерматин с наклеенными на него карманами-планшетами необходимо закрепить. В качестве стоек используются две трубы диаметром 2,5 см и длиной 240 см. Для удобства пользования, трубы надо разрезать на три части. Соединение между ними резьбовое, но наиболее удобное – штыревое (типа разборного удилища).

Вверху две стойки соединяются между собой разборной трубой того же диаметра с помощью болтов. Кроме того, в стойках необходимо просверлить несколько отверстий. Они нужны для закрепления комплекта походной наглядной агитации (полотнища дерматина) с помощью пружин к стойкам вверху и внизу.

Над комплектом, под верхней соединяющей трубой, прикрепляется злободневный лозунг. Размер лозунга 180 х 120 см. В качестве креплений можно использовать пружины и зажимы от детских колясок, карабинчики от полевых сумок, резинки.

Нижняя часть обеих стоек на 15-20 см вбивается в землю. Кроме того, для более жесткого и надежного закрепления комплекта используются четыре растяжки (по две к каждой стойке) длиной по 3 метра каждая. Колья, к которым крепятся растяжки, могут быть как из металла, так и из дерева, пластмассы. Карманы-планшеты можно наклеить и на другой стороне дерматина.

Комплект походной наглядной агитации устанавливается в боевых условиях в течение 5 минут. В сложенном виде он переносится в специально изготовленном ранце. Сюда же помещаются комплект готовых сменных планшетов, боевые листки, акварельные краски, кисти, карандаши, фломастеры. В ранце переносятся стойки (они разбираются и вкладываются в чехол) и растяжки. Ранец делается с откидной крышкой, закрывающейся на два замка, с двумя заплечными ремнями. Он изготавливается также из дерматина. На дно ранца укладывается для большей жесткости лист толстого картона. Вес ранца со всем содержимым около 4 кг. Для его переноски требуется один человек.

Заместителю командира по воспитательной работе кафедра культурно-досуговой работы Военного университета рекомендует изготовить ящик, в котором могут находиться комплект походной наглядной агитации и некоторые технические средства воспитания. Ящик обычный, из-под снарядов. Перед тем как оборудовать ящик, его надо поместить в сушилку или же в котельную, где поддерживается высокая температура (сухой он в несколько раз легче). Изнутри ящик рекомендуется выкрасить серой краской, снаружи – зеленой, под цвет боевой техники.

В ящике, кроме комплекта походной наглядной агитации, хранятся боевые листки, листки-молнии, вкладыши для карманов-планшетов. Они вложены в специальные пеналы (можно взять пеналы от боеприпасов для гранатометов), котрые крепятся к боковым стенкам ящика по два справа и слева один над другим при помощи резинок. Во всю длину ящика укладывается большой тубус (он изготавливается из двух пеналов), в котором хранятся листы ватмана для ротной стенной газеты.

На тыльной стороне ящика крепятся кармашки из тонкой фанеры. В них хранятся по два комплекта шашек, домино. Слева от кармашков крепится часть полевой сумки с держателями для карандашей “Тактика”. Справа находятся два кармашка с различными по толщине фломастерами. На дно ящика укладываются шахматы, папки с материалами для активистов взводов. Здесь же можно хранить фотоаппарат, который используется для фотографирования отличившихся в бою воинов и специалистов, вымпелы, вручаемые лучшим взводам, отделениям, воинам. В ящике можно найти место и для баяна или магнитофона.

На крышку ящика надо набить лист прессованной фанеры, сделать в нем углубления для транзисторного радиоприемника, часов, электрического фонаря. Транзисторный радиоприемник закрепить. Справа от него – поместить настольные часы (будильник). Сверху от часов должен быть шильдик с записью времени включения радиоприемника для прослушивания последних известий. На резинках крепятся наборы цветных карандашей, кнопок, скрепок, лезвий, плакатных перьев, ножницы, перочинный нож, тюбики с канцелярским, резиновым клеем и клеем ПВА, резинки для стирания написанного, запасная батарейка для фонаря, акварельные краски, офицерская линейка, ручка-указка, фотопленка, скотч, набор цветных шариковых ручек, тушь, гуашь. Для того чтобы крышка не падала, можно использовать шарнирные устройства от платяного шкафа.

В центре крышки закрепляются одна под другой карты: карта мира, карта Российской Федерации и карта ТВД.

Вес ящика без баяна и комплекта походной наглядной агитации около 12 кг. 

К силам, осуществляющим культурно-досуговую работу в части (подразделении) в боевой обстановке, относятся штатные и нештатные должностные лица. Штатные лица - это заместители командиров по воспитательной работе, отвечающие за состояние культурно-досуговой работы в части (подразделении) и руководящие деятельностью комнат досуга. К нештатным лицам относится актив: в подразделении - внештатные фотографы, редакторы боевых листков, стенных газет, фотогазет, культорганизаторы, баянисты, гитаристы и т.д.

Кроме того, на части и подразделения распространяется деятельность офицера по организации досуга в дивизии, дивизионного клуба (Дома офицеров), военно-исторического музея, оркестра. В боевой обстановке по решению командира дивизии может создаваться внештатная агитационно-художественная бригада, деятельность которой сосредоточена в подразделениях.

Состав клуба должен позволять решать задачи организации культурно-досуговой работы в боевой обстановке. Например, дивизионный клуб может иметь в своем составе, помимо начальника клуба, трех водителей, фотографа, старшего библиотекаря, старшего кино-радиомеханика и кинорадиомеханика. Клуб действует на трех машинах типа ПАК-89М, что позволяет проводить культурно-досуговую работу в трех точках одновременно.

Начальник клуба составляет график перемещения клубных машин по подразделениям в боевой обстановке, который утверждается командиром соединения и согласовывается с начальником штаба. В графике указываются номера клубных машин, старшие машин, состав машин, конкретное время пребывания в подразделениях и др.

Заместителям командиров подразделений по воспитательной работе необходимо учитывать, что сборка автоклубов ПАК-89М (вместе с палаткой на 100-150 чел.) из походного положения в рабочее при достаточно тренированном экипаже автоклуба не должна превышать 1,5-2 часов.

Агитационно-художественная бригада создается на основании приказа командира дивизии в количестве 9-11 человек из наиболее подготовленных офицеров, сержантов и солдат. В приказе определяются руководитель, состав агитбригады, время и место ее деятельности.

В состав внештатной агитационно-художественной бригады входят:

­ лекторская группа – 2-3 чел.;

­ музыкальная группа (баянисты, гитаристы) – 2-3 чел.;

­ чтецы – 1-2 чел.;

­ хореографическая группа – 2-3 чел.

В целях обеспечения мобильности культурно-художественного обслуживания и наибольшего охвата личного состава частей и подразделений агитационно-художественная бригада может быть разделена на 2-3 агитационно-художественные группы. На одну агитационно-художественную группу выделяется одна автоклубная машина ПАК-89М для перемещения по местам дислокации войск и обеспечения там выступлений. Агитационно-художественная группа должна иметь свою программу на 20-40 минут.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: