В бою проверяются, совершенствуются и реализуются военные знания и навыки, полученные воинами в ходе занятий и тренировок, испытываются их морально-психологические и боевые качества. Боевая обстановка предъявляет к военнослужащим исключительно высокие и суровые требования, заставляет их отрешиться от многих представлений и привычек мирного времени, психологически перестроиться на новый лад, действовать самоотверженно, отдавать все силы, знания, энергию делу победы над врагом. Достижению этой главной цели подчиняется вся культурно-досуговая работа, организуемая в боевой обстановке.
В условиях подготовки к бою и его ведения культурно-досуговая работа должна быть особо целеустремленной, оперативной, конкретной, четкой по своим формам и методам, способной непосредственно воздействовать на сознание, чувства и боевые действия личного состава.
Роль и значение культурно-досуговой работы определяются тем, что человек был и остается главной силой, обеспечивающей победу в бою. От совокупности объективных и субъективных факторов зависит успех в современном бою. Среди них заметное место занимает физическое и моральное состояние личного состава. Как известно, вопросами морально- психологического обеспечения и его составной части - культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах сегодня занимаются не только командиры, воспитательные структуры, но и учреждения культуры в армии и на флоте.
|
|
Цель культурно-досуговой работы в боевой обстановке - поддерживать на должном уровне физические качества, духовно-эмоциональное и психологическое состояние личного состава, способствовать формированию у военнослужащих в часы досуга средствами культуры и искусства высоких физических и морально-боевых качеств, мобилизации их на успешное решение боевых задач.
Результативность целей культурно-досуговой работы в боевой обстановке достигается через постановку конкретных задач. Основными задачами в этой области являются:
снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава;
организация полноценного отдыха и досуга военнослужащих;
осуществление культурно-художественного обслуживания войск (сил флота);
поддержание в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки;
своевременное пополнение войск техническими средствами воспитания.
Для решения поставленных задач командирами, их заместителями по воспитательной работе, начальниками армейских учреждений культуры и активом организуются и проводятся следующие основные формы культурно-досуговой работы с личным составом в части (подразделении) в боевой обстановке:
|
|
кинообслуживание;
радиообслуживание;
теле -, видеообслуживание;
фотообслуживание;
обеспечение личного состава литературой и периодическими изданиями;
концерты и спектакли военных и гражданских профессиональных и самодеятельных коллективов;
выставки;
выступления деятелей культуры, культурно-художественных бригад и других творческих коллективов по линии культурного шефства над Вооруженными Силами Российской Федерации;
выступления агитационно-художественных бригад, создаваемых по решению командира;
другие культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, способствующие отдыху и поднятию морального духа личного состава.
Мероприятия культурно-досуговой работы проводятся с учетом характера боевых задач и особенностей боевой обстановки в основном до и после боя, в районах сосредоточения войск, резервов, вторых эшелонов на основе плана культурно-досуговой работы на период боевых действий. Когда войска находятся в обороне, в частях оборудуются клубы-землянки и клубы-блиндажи, а в подразделениях переднего края – агитземлянки. В них проходят мероприятия культурно-досуговой работы, они становятся местом культурного отдыха воинов.
Содержание культурно-досуговых мероприятий в боевой обстановке призвано оказывать мобилизующее воздействие на сознание, чувства и волю личного состава, пропагандировать боевые традиции российской армии, мужество и героизм ее воинов, проявленные в боях за Отечество.
Культурно-досуговая работа в боевой обстановке планируется и организуется заместителем командира части (подразделения) по воспита-тельной работе и осуществляется на основе решения командира по морально-психологическому обеспечению операции (боя) и указаний старшего начальника по службе.
Планирование культурно-досуговой работы в боевой обстановке включает:
расчет сил и средств;
определение направлений сосредоточения основных усилий;
перечень культурно-досуговых мероприятий, порядок их подготовки и проведения.
В доклад по оценке морально-психологической обстановки вклю-чаются выводы из оценки морально-психологического состояния личного состава.
В распоряжение по морально-психологическому обеспечению включаются задачи и мероприятия по организации культурно-досуговой работы, расчет ее сил и средств.
В плане работы по морально-психологическому обеспечению заместителем командира по воспитательной работе определяются основные культурно-досуговые мероприятия.
При необходимости заместителем командира соединения по воспитательной работе в целях повышения эффективности культурно-досуговой работы в частях и подразделениях отдаются необходимые распоряжения штатным культурно-досуговым учреждениям.
Организация культурно-досуговой работы включает:
постоянное и всестороннее изучение духовного самочувствия личного состава, его культурных запросов;
проведение мероприятий по подготовке, размещению и использованию подвижных и стационарных культурно-досуговых средств в соответствии с принятым решением по морально-психологическому обеспечению операции (боя);
рациональное определение сил, средств, форм и методов проводимых культурно-досуговых мероприятий;
взаимодействие с государственными и общественными органами культуры в интересах осуществления совместных культурно-досуговых программ для войск (сил).
Заместитель командира по воспитательной работе организует взаимодействие:
а) с нижестоящими должностными лицами по вопросам подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий и согласования их с другими видами морально-психологического обеспечения;
|
|
б) со штабами относительно размещения культурно-досуговых учреждений в боевых порядках войск, организации их защиты и обороны, укомплектования личным составом;
в) с органами тыла о материально-техническом обеспечении культурно-досуговой работы.
Планируя и организуя культурно-досуговую работу в боевой обстановке, заместитель командира по воспитательной работе должен учитывать следующие особенности:
культурно-досуговая работа проводится в сложных условиях, но непрерывно;
возможности проведения массовых мероприятий ограничены.
Отсюда вытекает, что целесообразнее проводить работу с небольшими группами и даже одиночными военнослужащими, что содержание, формы и методы культурно-досуговой работы целиком зависят от конкретной обстановки и боевой задачи. Формы культурно-досуговой работы в боевой обстановке носят, как правило, оперативный характер.
Средствами культурно-досуговой работы в боевой обстановке выступают определенные источники и орудия воздействия на духовно-эмоциональное и психологическое состояние каждого военнослужащего и всего личного состава: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные средства, литература и искусство, разнообразная аппаратура.
Очень действенным средством культурно-досуговой работы в боевой обстановке является наглядная агитация, которая, как показывает опыт Великой Отечественной войны и современных локальных войн, получила широкое распространение. Обладая огромной силой эмоционального воздействия, средства наглядной агитации позволяют оперативно сообщать об успехах войск, популяризировать героев, мобилизуют личный состав на самоотверженную борьбу с врагом.
В этих целях кафедра культурно-досуговой работы Военного университета рекомендует для боевых условий (учения, несение боевого дежурства) создать в частях и подразделениях комплект походной наглядной агитации, который полностью отвечал бы современным требованиям, а именно: удобен в работе, легок, позволяет активистам добиваться оперативности, содержит злободневную, разнообразную информацию, своей яркостью привлекает внимание воинов. Такой комплект походной наглядной агитации целесообразно применять для взвода.
|
|
Для изготовления комплекта наглядной агитации необходимо использовать самый обычный и доступный материал – дерматин размером 140 х 180 см. На него наклеивают на расстоянии 2,5 см друг от друга 16 листов картона размером 30 х 40 см каждый (листов может быть и меньше). Места стыковки листов проклеиваются ледерином или же полосками дерматина. Концы материала подворачивают. Затем нужно изготовить еще 16 листов картона, они меньше, чем прежние, на 2-3 мм. Листы обтягивают полиэтиленом и наклеивают с четырех сторон на предыдущие листы (подложку). Полиэтилен на левой боковой части каждого листа должен быть разрезан. Таким образом получаются карманы-планшеты, в которые можно вкладывать свежие выпуски боевых листков, специальных бюллетеней, бланки с самой разнообразной информацией. Карманы–планшеты рассчитаны на стандартные листы бумаги формата А-3.
Дерматин с наклеенными на него карманами-планшетами необходимо закрепить. В качестве стоек используются две трубы диаметром 2,5 см и длиной 240 см. Для удобства пользования, трубы надо разрезать на три части. Соединение между ними резьбовое, но наиболее удобное – штыревое (типа разборного удилища).
Вверху две стойки соединяются между собой разборной трубой того же диаметра с помощью болтов. Кроме того, в стойках необходимо просверлить несколько отверстий. Они нужны для закрепления комплекта походной наглядной агитации (полотнища дерматина) с помощью пружин к стойкам вверху и внизу.
Над комплектом, под верхней соединяющей трубой, прикрепляется злободневный лозунг. Размер лозунга 180 х 120 см. В качестве креплений можно использовать пружины и зажимы от детских колясок, карабинчики от полевых сумок, резинки.
Нижняя часть обеих стоек на 15-20 см вбивается в землю. Кроме того, для более жесткого и надежного закрепления комплекта используются четыре растяжки (по две к каждой стойке) длиной по 3 метра каждая. Колья, к которым крепятся растяжки, могут быть как из металла, так и из дерева, пластмассы. Карманы-планшеты можно наклеить и на другой стороне дерматина.
Комплект походной наглядной агитации устанавливается в боевых условиях в течение 5 минут. В сложенном виде он переносится в специально изготовленном ранце. Сюда же помещаются комплект готовых сменных планшетов, боевые листки, акварельные краски, кисти, карандаши, фломастеры. В ранце переносятся стойки (они разбираются и вкладываются в чехол) и растяжки. Ранец делается с откидной крышкой, закрывающейся на два замка, с двумя заплечными ремнями. Он изготавливается также из дерматина. На дно ранца укладывается для большей жесткости лист толстого картона. Вес ранца со всем содержимым около 4 кг. Для его переноски требуется один человек.
Заместителю командира по воспитательной работе кафедра культурно-досуговой работы Военного университета рекомендует изготовить ящик, в котором могут находиться комплект походной наглядной агитации и некоторые технические средства воспитания. Ящик обычный, из-под снарядов. Перед тем как оборудовать ящик, его надо поместить в сушилку или же в котельную, где поддерживается высокая температура (сухой он в несколько раз легче). Изнутри ящик рекомендуется выкрасить серой краской, снаружи – зеленой, под цвет боевой техники.
В ящике, кроме комплекта походной наглядной агитации, хранятся боевые листки, листки-молнии, вкладыши для карманов-планшетов. Они вложены в специальные пеналы (можно взять пеналы от боеприпасов для гранатометов), котрые крепятся к боковым стенкам ящика по два справа и слева один над другим при помощи резинок. Во всю длину ящика укладывается большой тубус (он изготавливается из двух пеналов), в котором хранятся листы ватмана для ротной стенной газеты.
На тыльной стороне ящика крепятся кармашки из тонкой фанеры. В них хранятся по два комплекта шашек, домино. Слева от кармашков крепится часть полевой сумки с держателями для карандашей “Тактика”. Справа находятся два кармашка с различными по толщине фломастерами. На дно ящика укладываются шахматы, папки с материалами для активистов взводов. Здесь же можно хранить фотоаппарат, который используется для фотографирования отличившихся в бою воинов и специалистов, вымпелы, вручаемые лучшим взводам, отделениям, воинам. В ящике можно найти место и для баяна или магнитофона.
На крышку ящика надо набить лист прессованной фанеры, сделать в нем углубления для транзисторного радиоприемника, часов, электрического фонаря. Транзисторный радиоприемник закрепить. Справа от него – поместить настольные часы (будильник). Сверху от часов должен быть шильдик с записью времени включения радиоприемника для прослушивания последних известий. На резинках крепятся наборы цветных карандашей, кнопок, скрепок, лезвий, плакатных перьев, ножницы, перочинный нож, тюбики с канцелярским, резиновым клеем и клеем ПВА, резинки для стирания написанного, запасная батарейка для фонаря, акварельные краски, офицерская линейка, ручка-указка, фотопленка, скотч, набор цветных шариковых ручек, тушь, гуашь. Для того чтобы крышка не падала, можно использовать шарнирные устройства от платяного шкафа.
В центре крышки закрепляются одна под другой карты: карта мира, карта Российской Федерации и карта ТВД.
Вес ящика без баяна и комплекта походной наглядной агитации около 12 кг.
К силам, осуществляющим культурно-досуговую работу в части (подразделении) в боевой обстановке, относятся штатные и нештатные должностные лица. Штатные лица - это заместители командиров по воспитательной работе, отвечающие за состояние культурно-досуговой работы в части (подразделении) и руководящие деятельностью комнат досуга. К нештатным лицам относится актив: в подразделении - внештатные фотографы, редакторы боевых листков, стенных газет, фотогазет, культорганизаторы, баянисты, гитаристы и т.д.
Кроме того, на части и подразделения распространяется деятельность офицера по организации досуга в дивизии, дивизионного клуба (Дома офицеров), военно-исторического музея, оркестра. В боевой обстановке по решению командира дивизии может создаваться внештатная агитационно-художественная бригада, деятельность которой сосредоточена в подразделениях.
Состав клуба должен позволять решать задачи организации культурно-досуговой работы в боевой обстановке. Например, дивизионный клуб может иметь в своем составе, помимо начальника клуба, трех водителей, фотографа, старшего библиотекаря, старшего кино-радиомеханика и кинорадиомеханика. Клуб действует на трех машинах типа ПАК-89М, что позволяет проводить культурно-досуговую работу в трех точках одновременно.
Начальник клуба составляет график перемещения клубных машин по подразделениям в боевой обстановке, который утверждается командиром соединения и согласовывается с начальником штаба. В графике указываются номера клубных машин, старшие машин, состав машин, конкретное время пребывания в подразделениях и др.
Заместителям командиров подразделений по воспитательной работе необходимо учитывать, что сборка автоклубов ПАК-89М (вместе с палаткой на 100-150 чел.) из походного положения в рабочее при достаточно тренированном экипаже автоклуба не должна превышать 1,5-2 часов.
Агитационно-художественная бригада создается на основании приказа командира дивизии в количестве 9-11 человек из наиболее подготовленных офицеров, сержантов и солдат. В приказе определяются руководитель, состав агитбригады, время и место ее деятельности.
В состав внештатной агитационно-художественной бригады входят:
лекторская группа – 2-3 чел.;
музыкальная группа (баянисты, гитаристы) – 2-3 чел.;
чтецы – 1-2 чел.;
хореографическая группа – 2-3 чел.
В целях обеспечения мобильности культурно-художественного обслуживания и наибольшего охвата личного состава частей и подразделений агитационно-художественная бригада может быть разделена на 2-3 агитационно-художественные группы. На одну агитационно-художественную группу выделяется одна автоклубная машина ПАК-89М для перемещения по местам дислокации войск и обеспечения там выступлений. Агитационно-художественная группа должна иметь свою программу на 20-40 минут.