Основные направления и формы культурно-досуговой работы в бою

 

В период ведения боевых действий командиры частей (подразделений) и их заместители по воспитательной работе направляют свои усилия на дальнейшее сплочение личного состава, на воспитание воинов в духе патриотизма, беззаветной преданности Родине, верности воинскому долгу, боевого содружества с воинами армий стран Содружества Независимых Государств (СНГ), ненависти к агрессору, боевой активности. Заметное место в этом деле в современных условиях принадлежит армейской культурно-досуговой работе.

В зависимости от вида боевых действий существуют некоторые особенности в содержании культурно-досуговой работы. В обороне главная ее цель – поддерживать у воинов высокую боевую активность, стойкость, выносливость, готовность к проведению контратак и переходу в решительное наступление. В наступлении культурно-досуговая работа направляется на воспитание у личного состава высокого наступательного порыва, непреклонной решимости стремительно продвигаться вслед за огневыми ударами и беспощадно уничтожать противника. Во встречном бою средствами культурно-досуговой работы поддерживаются у личного состава постоянная готовность к немедленному развертыванию в боевой порядок и быстрому проведению маневра, способность стремительными действиями нанести внезапный удар по противнику и добиться его разгрома в короткие сроки. 

В период ведения боевых действий под руководством командиров частей (подразделений) и их заместителей по воспитательной работе армейские и флотские учреждения культуры, активисты культурно-досуговой работы в частях и подразделениях с помощью всех ее средств вселяют в сознание воинов уверенность в победе над врагом, воспитывают у них самоотверженность, верность военной присяге, железную дисциплину и организованность. В этих целях доводятся до личного состава правительственные документы, лозунги и призывы к народу и армии. Эмоциональным, убедительным словом, оперативным и умелым использованием материалов печати, средствами телевидения и радио, кино и художественной самодеятельности, наглядной информации доносится до сознания защитников Отечества суровая реальность войны.

Одним из важных направлений культурно-досуговой работы в боевой обстановке является воспитание патриотизма у личного состава. В условиях ведения боя в этом направлении с помощью культурно-досуговой работы выделяются две его составные части: любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Особое значение приобретают воспитание жгучей ненависти к врагам, разоблачение их преступлений. Это достигается разъяснением личному составу агрессивной сущности противника, зверств и преступлений его войск, организацией митингов на могилах погибших товарищей, просмотром документов кинохроники, использованием печати, писем из дома, средств наглядной информации и т.д.

При этом культурно-досуговая работа по воспитанию у воинов ненависти к агрессору тесно увязывается с повышением боевой активности, бдительности и боевой готовности частей (подразделений). На основе опыта Великой Отечественной войны и последних локальных войн личному составу разъясняют коварные методы действий разведки противника, необходимость строжайшего сохранения военной и государственной тайны, ограждения части (подразделения) от проникновения вражеских агентов.

Постоянными направлениями культурно-досуговой работы являются всемерная помощь личному составу в совершенствовании воинского мастерства, изучении оружия и военной техники, воспитание у воинов стойкости и мужества, постоянной готовности к борьбе с сильным, технически оснащенным и коварным противником, мобилизация личного состава на умелые и решительные действия по выполнению боевой задачи.

Штатные культурно-досуговые работники и активисты вместе с командирами и их заместителями по воспитательной работе организуют разъяснение личному составу обращений военных советов, приказов и распоряжений вышестоящих командиров и начальников в связи с предстоящим боем. На конкретных боевых примерах воспитывается вера в силу и мощь нашего оружия, изучаются памятки по его боевому применению, формируется чувство личной ответственности за эффективное использование всех средств вооружения и боевой техники.

Важное направление культурно-досуговой работы – разъяснение особенностей противника, информирование о его силах и средствах, его организации, морально-психологическом состоянии и военно-технической подготовке. Это позволяет воинам вести борьбу с неприятелем, учитывая его сильные и слабые стороны.

 В современном бою предметом особой заботы становятся защита личного состава от оружия массового поражения противника, ликвидация последствий ядерных ударов и восстановление боеспособности частей и подразделений. Всеми средствами культурно-досуговой работы разъясняются воинам требования уставов и наставлений.

 Культурно-досуговой работе принадлежит важная роль в укреплении единоначалия, воспитании у воинов безграничного доверия к командирам и беспрекословного повиновения им как организаторам боя, четкого взаимодействия сложного армейского организма в борьбе с противником, в поддержании высокой дисциплины и порядка в войсках.    

Таким образом, проблема культурно-досуговой работы как составной части морально-психологического обеспечения современных боевых действий, несмотря на кажущуюся ее малозначимость, по-прежнему остается в центре внимания командиров, штабов, воспитательных структур и армейских учреждений культуры. Нет сомнения в том, что в условиях современной войны культурно-досуговая работа необходима военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в большей степени, чем когда-либо ранее.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Морально-психологическое обеспечение отмобилизования и приведения соединений и частей в боевую готовность. -М.: ВУ, 1998.

2. Приказ министра обороны Российской Федерации от 3 июля 1995 года № 235 “О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”.

3. Приказ министра обороны Российской Федерации от 6 июля 1995 года № 226 “Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации”.

4. Приказ министра обороны Российской Федерации от 13 апреля 1996 года    “О совершенствовании морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации”.

5. Приказ министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 1996 года № 445 “Об упорядочении деятельности военных учреждений культуры”.

6. Приказ министра обороны Российской Федерации от 18 февраля 1997 года № 97 “О прокате кино- и видеофильмов в Вооруженных Силах Российской Федерации”.

7. Приказ министра обороны Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 235 “О Домах офицеров, офицерских клубах, клубах воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации”.

8.Содержание и организация морально-психологического обеспечения. -М.: ГА ВС, 1994.

 

ГЛАВА 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: