Исторический аспект проблемы поддержания высокого морального духа в армии России

Работа по поддержанию высокого морального духа в армии проводилась всегда. Так, в царской России в ХVIII- начале ХХ века в помощь офицерам издавалась специальная литература, публиковались теоретические и учебно-методические материалы. Большой популярностью пользовались произведения И.А.Линниченко «Психология борьбы», А.В.Зыкова «Как и чем управляются люди», А.С.Резанова «Армия и толпа», боевые приказы А.В.Суворова и М.Д.Скобелева, военно-педагогические труды М.И.Драгомирова, социологические исследования Н.Н.Головина и др.

При поддержании морального духа армии Петр I умело использовал патриотические призывы. Например, перед Полтавской битвой он обратился к офицерам и солдатам со словами: «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия…».

А.В.Суворов в беседах с солдатами неустанно напоминал им, что они солдаты русской армии, которую по стойкости духа нельзя сравнить ни с какой другой армией. Он призывал военнослужащих к активным действиям, которые влияют на преодоление чувства опасности и страха. «Труса лечи опасностью», «кто смел, тот цел», «испуган – наполовину побежден» - часто повторял Суворов.

 Поучительными были и меры, применяемые М.Д.Скобелевым. Прежде всего он стремился вызвать боевое доверие, любовь и преданность войск. Для того чтобы солдаты были одеты, сыты, обуты, Скобелев не жалел никаких средств. В его войсках предусматривалось все до мельчайших подробностей (солдаты в походах несли с собой по сухому полену, и в самые суровые метели только у скобелевцев зажигались костры).

В последующие периоды развития нашего государства многое из опыта великих русских полководцев успешно применялось при подготовке к боевым действиям, например, в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане. Направлениями работы были: обучение приемам маскировки, освоение необычных, неожиданных для противника способов действий, изучение слабых, уязвимых мест в боевой технике противостоящей стороны и др.

При организации боевых действий в Великой Отечественной войне использовались результаты оценки состояний военнослужащих в крайних обстоятельствах, подобных тем, которые сложились в феврале 1945 года - во время контрудара против одного из корпусов противник бросил около 200 танков. После оценки политико-морального состояния личного состава и выявления тенденции к его снижению многие офицеры руководящего звена армии, корпуса и дивизий были посланы в части и подразделения с одной задачей – обеспечить устойчивость бойцов в борьбе с танками, мобилизовать все противотанковые средства и особое внимание обратить на состояние воинов в частях истребительно-противотанковой артиллерии. Танки противника были остановлены.

Процесс формирования высокого морально-психологического состояния военнослужащих в ряде случаев успешно осуществлялся и в ходе боевых действий в Афганистане. Штаб армии поддерживал устойчивую связь с подчиненными соединениями и частями, знал состояние морального духа личного состава, оперативно реагировал на его изменение. Это достигалось работой офицеров армейского звена (до двух третей их состава) в частях и подразделениях, их личным примером, влиянием на положение дел, обеспеченностью частей всем необходимым для боя.

В последние годы в войсках проводится определенная работа по укреплению морально-психологического состояния, в частности, на тактических и командно-штабных учениях, в ходе боевых действий в Чечне.

На учении «Осень-88» одна из частей связи, уже месяц находившаяся в поле, получила ориентировку на участие в учениях в другом регионе. Среди личного состава возникла морально-психологическая напряженность. Командование части провело ряд мероприятий по разъяснению сложности обстановки и показу роли учений как важного звена повышения боевой готовности. Применялись усиленное стимулирование полевого труда, прямое обращение офицеров к боевым коллективам, было повышенр внимание к совершенствованию бытовых условий. Все это позволило поднять служебный энтузиазм и в целом состояние людей.

В ходе одного из учений 1989 года в ряде частей применялись такие меры, как: боевое и политическое информирование (особое внимание обращалось на его правдивость); пропаганда традиций части, лучших примеров действий военнослужащих; формирование уверенности в боевой технике и оружии, бесстрашия в бою и др.

В 1999г. на учении в ряде частей был накоплен опыт работы по анализу и оценке состояний военнослужащих, осуществлялся комплекс мероприятий по перестройке сознания с мирного на военное положение и по обеспечению здорового морального духа. При анализе и оценке морального духа учитывалась социально-политическая, национальная, религиозная и демографическая обстановка в регионах проведения тактических учений. Кроме того, в частях были созданы специальные группы анализа и изучения общественного мнения.  

При работе одной из групп оценки общественного мнения в воинской части, где проходил службу подполковник А.В.Бакун, было обнаружено снижение уровня морального духа военнослужащих и членов их семей в связи с отправкой части личного состава для оказания помощи в стабилизации обстановки в другом регионе. Группа определила причины снижения уровня состояния и доложила их старшему командиру. Его решением был заказан и отправлен самолет к месту выполнения задачи с посылками от членов семей военнослужащих; улучшено продовольственное снабжение родственников военнослужащих; в часть прибыл юрист, который выступил по интересующим военнослужащих и членов их семей проблемам; до личного состава были доведены требования соответствующих документов о порядке применения подразделений Вооруженных Сил для решения определенных задач. По возвращении представители части, сопровождавшие самолет, показали небольшой видеофильм членам семей военнослужащих с пожеланиями офицеров и прапорщиков женам и детям. Все эти меры способствовали оздоровлению состояния людей.

Как показывает исторический опыт, прочность морально-психологического состояния личного состава предопределяется осознанием политического значения полученной боевой задачи. Поэтому в ходе боевых действий в Чечне командиры сосредоточили свое внимание на разъяснении военнослужащим источников и причин вооруженного конфликта, сложившейся кризисной социально-политической ситуации, сущности криминального режима генерала Дудаева.

Особое внимание уделялось перестройке сознания с мирного на военное время, развитию у военнослужащих готовности проявлять мужество, отвагу и героизм, быть верными воинскому долгу, присяге.

В ряде частей организовывалось наставничество опытных солдат и сержантов в помощь молодым воинам; к проведению занятий привлекались военнослужащие, отлично владевшие оружием, показывались учебные кинофильмы об особенностях ведения боевых действий в горной местности и в населенных пунктах.

На занятиях путем постановки различных вводных, усложнявших обстановку, создавались условия, близкие к боевым.

Путем проведения опросов и бесед офицеры изучали общественное мнение и настроения военнослужащих, их реакцию на изменения боевой обстановки, отношение к предстоящей операции, различным слухам. При этом командиры выявляли воинов с недостаточной психической устойчивостью, обостренным чувством тревоги, проявляющих нервозность и неуверенность в своих силах.

Причиной неустойчивости психики чаще всего являлась слабая профессиональная подготовка. С такими военнослужащими проводились дополнительные занятия и тренировки на боевой технике и с оружием. В ряде случаев недостаточно уверенных в себе людей переводили в подразделения, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях.

Главную задачу командиры видели в том, чтобы путем непрерывного общения с военнослужащими укреплять их уверенность в своих силах, готовить их к боевому соприкосновению с противником.

Повышению морально-психологического состояния личного состава способствовала работа по своевременному доведению до воинов примеров мужественного поведения сослуживцев в боях, их героических подвигов. Одновременно разъяснялись характерные ошибки и неправильные действия, которые в боевой обстановке приводили к ранению или гибели.

В целях преодоления отрицательного воздействия на военнослу-жащих фактора ожидания боя использовались интенсивные занятия по боевой подготовке, работа на боевой технике, тренировки с оружием, соревнования по выполнению боевых нормативов. Повышению боевого настроя способствовали выступления перед молодыми солдатами военнослужащих, имеющих боевой опыт.

Большое значение придавалось работе по восстановлению способности личного состава к выполнению боевых задач после тяжелых и напряженных боев. Благотворно сказывалась в этом сллучае забота командиров об организации снабжения личного состава всеми видами довольствия, обеспечении горячим питанием, налаживании повседневного быта. Усилиями командиров обеспечивались помывка воинов в бане, необходимое медицинское обслуживание, отдых в полевых условиях.

Восстановлению духовно-нравственных и физических сил личного состава способствовала гуманитарная помощь. К примеру, каждый военнослужащий, призванный из Волгоградской области, получил от земляков теплый свитер, сигареты, сладости и другие предметы. Психологическую разгрузку и заряд положительных эмоций военнослужащие получали на концертах художественной самодеятельности и профессиональных творческих групп из армейских ансамблей песни и пляски. Проявлялась забота о своевременной отправке писем военнослужащих на родину, о регулярной доставке вестей от родных и близких в боевые части и подразделения.

Командование частей занималось также своевременной эвакуацией из района боевых действий раненых и убитых, оказывало посильную помощь семьям погибших воинов. В ряде случаев удалось добиться немедленного выделения квартир. Командиры поддерживали связь с воинами, находившимися в госпиталях, посещали их, вручали подарки и боевые награды.

В заключение можно привести высказывание известного ученого, профессора, военного педагога и теоретика Н.Н.Головина: «Само военное искусство, прежде всего, зависит от духовных свойств бойца…». Давайте еще раз внимательно вчитаемся в эти слова, чтобы понять простую на первый взгляд истину: человек был, есть и будет главным действующим лицом на поле боя.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А.Морально-психологическое обеспечение боевых действий объединенной группировки федеральных войск в Чечне: проблемы, уроки и выводы (декабрь 1994 г. – январь 1996 г.). – М.: ВУ, 1996. -С. 18, 21, 24, 26, 39, 47, 56-57, 73-74, 75, 77.

2. Калашников И.А. Воинское воспитание и обучение в истории российской армии (XVIII-начало ХХв.) // Методические материалы к занятиям по общественно-государственной подготовке офицеров, прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 1994. -С. 13-23.

3. Караяни А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. – М.: ГА ВС, 1992.

4. Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). – М.: ВУ, 1996. -С. 42-43, 50, 55-56, 58-59.

5. Образцов И. Методика измерения «моральной упругости» российской армии // Информационно-методический сборник. – М., 1994.- № 1(8). -С. 18-25.

6. Рекомендации по анализу и оценке морально-психологического состояния. (Подготовлены С.Маслюком и В.Кашириным): Информационно-методический сборник. – М., 1994. -№ 1 (8).

7. Рябинин В. Можно ли измерить морально-психологическое состояние? // Ориентир. – 1995. -№ 12. -С. 25-28.

8. Тютченко А.М.Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. – М.: ГА ВС, 1994.

9. Тютченко А.М. Роль офицеров в поддержании высокого морально-психологического состояния личного состава в условиях повседневной деятельности войск// Ориентир. – 1996. -№ 1. -С. 49-51.

10. Черкасов А.В.Методология и методика оценки морально-психологического состояния войск (сил) сторон в процессе принятия решения на операцию. (Учебно-методическое пособие). – М.: ВАГШ, 1993.

11. Черкасов А.В. Духовная основа боеготовности// Ориентир. – 1995. -№ 8. -С. 4-13.

 

ГЛАВА 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: