1. Форма (в музыке)- 1) вся совокупность выразительных средств музыкального искусства, 2) соотношение отдельных частей музыкального произведения.
2. Куплетная форма – одна из самых распространенных песенных форм. Музыка куплетной песни написана в один куплет (строфу) поэтического текста и повторяется без изменений с текстом последующих куплетов. Часто заканчивается припевом, где повторяются не только музыка, но и слова.
3. Доминанта – пятая ступень звукоряда.
4. Кода – построение, завершающее музыкальное произведение и придающее ему законченность, завершенность.
5. Период - это самая простая из музыкальных форм. Период представляет собой одну законченную музыкальную мысль. Период может состоять из 8, 12, 16 тактов и, как правило, делится на предложения.
6. Одночастная форма- форма произведения, состоящая из двух периодов. Иногда завершается кодой.
7. Секвенция – повторение мотива или фразы от разных звуков.
8. Варьирование – обогащение мелодии или ее сопровождения новыми мелодическими оборотами, ритмическим рисунком. В вариационной форме мелодическая тема появляется каждый раз в новом облике.
|
|
9. Скерцо – музыкальное произведение, чаще всего, оживленного, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным, а также входить в симфонию или другое крупное произведение.
10. Реприза - повторение в конце произведения его первой части.
11. Простая двухчастная репризная форма – музыкальная форма, состоящая из двух частей, каждая из которых представляет собой период; после второй части повторяется второе предложение первого периода.
12.Простая трехчастная репризная форма - такая форма музыкального произведения, когда крайние части – первая и третья (реприза) - одинаковы и представляют собой период; середина же пьесы содержит несколько иной музыкальный материал.
13. Рондо- (от французского – круглый)- в музыке означает форму, где главная тема (рефрен) повторяется не менее трех раз, чередуясь с другими темами (эпизодами).
Музыкальный материал к теме «Музыкальные формы».
1. Р. Шуман «Альбом для юношества» (на выбор преподавателя).
2. р.н.п. «Во поле береза стояла».
3. В.Соловьев- Седой «Подмосковные вечера» (пластинка)
4. В. Шаинский «Улыбка».
5. П. Чайковский «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Старинная французская песенка», «Камаринская» (диск 7).
6. М. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Фарлафа, Персидский хор (диск 4).
Тема №5. Музыкальные жанры: песня, романс, танец, марш.
Песня.
Человек издавна стремился выразить в музыке свое отношение к миру: к земле и небу, солнцу и звездам. Он был частицей Вселенной, управляемой могучими, неведомыми силами. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил, заклинал их даровать тепло, свет, удачу. Вера в божественные силы природы привела к созданию древних языческих обрядов, праздников, игр. Эти обряды сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинаний в обрядах не только произносились, но и пелись.
|
|
Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Древняя обрядовая мелодия проста и лаконична. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранялись лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации. Современный фольклор сохранил живую связь с народными традициями, свою безыскусную искренность и великую простоту.
Веснянки. Ярило – Солнце было главным божеством славян: ему поклонялись все – от мала до велика. Оно давало тепло и свет всему живому на земле. Жизненный уклад славян определялся сменой двух времен года: лета и зимы. В древних веснянках встречается странное для нас словосочетание: «Весна – красно Летечко». Оно объясняется тем, что слово «лето» означало время, благоприятное для земледелия: весну, лето и начало осени. Год начинался весной. День прилета грачей – первое марта- был первым вестником весны. В эти дни дети стайками бегали по селу с жаворонками, испеченными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай, а других надевали на длинные шесты и раскачивали так, что жаворонки казались летящими. При этом ребята пели звонкие песни – веснянки («Нам весну гукать»).
По обычаю женщины и девушки на заре поднимались на пригорки, крыши домов и звали, «гукали» весну («Весна красна»).
В каждой веснянке слышны зовы – настойчивые восклицательные интонации. Мелодии строятся из повторов нескольких коротких мотивов. Узкий диапазон – от терции до квинты (редко сексты), переменный лад говорят об их давнем происхождении.
Колядки. Зимние песни – колядки – вошли в обычай славян позднее веснянок и до сих пор удержались в народной жизни.
Происхождение слова «колядка» исследователи фольклора связывают со словом «календарь» - что значит «первый день». Колядками стали называть зимние поздравительные песни. Их пели дети и молодежь в первый день Рождества: колядовщики всегда знали, что за добрые пожелания их обязательно наградят («Зазимка –зима», «Щедровочка»).
Веснянки и колядки – одни из самых древних обрядовых песен. Нетрудно заметить, что в них есть и общие черты: настойчивые повторы в одних случаях поются, а в других – произносятся, «выкликиваются» («гу-гу-гу!»). В них, в союзе музыки и слова, первенство принадлежит слову.
Былины. Суровая простота и величие свойственны древним песням – сказам о подвигах русских богатырей, о важных исторических событиях. Их создавали сказители – поэты – музыканты, наделенные незаурядной памятью и артистизмом. Этих народных музыкантов – профессионалов называли на Руси Боянами.
Древние песни – сказы долгое время называли старинами, и только в 19 веке за ними закрепилось название «былина». Былины не пелись, а, скорее, сказывались неторопливо, нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. В них весомо и значительно было каждое слово, поэтому напев не заслонял слово, а «укрупнял» его, подчеркивал, усиливал интонацией его смысл. Былинный напев разворачивался в плавном поступенном движении, в единообразном ритме с многократными повторами мотивов. При этом метр мог свободно варьироваться («Во царствии стольном Киеве»).
Древние былины собирали многие фольклористы. А русские композиторы 19 века смело вводили их в сложные жанры музыки – оперы, симфонии, кантаты. Так, например, суровый архаичный напев былины «О Вольге и Микуле» («Жил Святостав») использован Мусоргским в опере «Борис Годунов». Знаток и ценитель народного творчества Римский- Корсаков в опере – былине «Садко» использовал десятки древних напевов. Одним из ярких примеров обновления старинного жанра является песня Садко с хором «Высота ль, высота ль поднебесная», в основе которой лежит напев былины «Соловей Будимерович».
|
|
Исторические песни. Примерно с 14 века появляются исторические песни. Они рождались как горестный отклик народа на страдания, принесенные татаро – монгольским игом. И былины, и исторические песни народ называл «старинами», не подчеркивая различий между ними. А они были довольно существенными. В исторических песнях нет вымысла, художественного преувеличения, как в древних былинах. И в музыкальном отношении исторические песни гораздо сложнее былин. В них мелодия вырывается из-под власти слова, приобретает развитую и законченную форму (чаще всего, период). Она выражает общее настроение текста, а иногда вступает с ним «в спор». Так, например, в «Песне про татарский полон» («Как за речкою») неизменно повторяемый из куплета в куплет суровый повествовательный напев контрастирует с трагическим по содержанию текстом.
Необычайно красивый, суровый напев этой песни использовал Римский- Корсаков в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»- в симфоническом антракте «Сеча при Керженце» (в неизменном виде) как тему захватчиков- татар.
В исторических песнях запечатлены важные события в истории народа: взятие Казани Иваном Грозным, восстания под руководством Степана Разина («Ты взойди, солнце красное», «Из-за острова на стрежень»), Емельяна Пугачева. В них звучит вековечная мечта «о вольной волюшке».
Новый пласт исторических песен сложился на рубеже 18-19 веков в солдатской среде. Эти песни посвящены русской армии, славным военным походам Суворова, Отечественной войне 1812 г. Особенности этих исторических песен –в четком маршевом ритме, в простых ярких мелодиях, в преобладании мажора с ясной гармонической основой.
|
|
Лирические песни. Одним из жанров народного творчества являются лирические песни. Их расцвет наступил в 18 веке. Многие из лирических песен называются «протяжными». В них широко распеваются гласные. Это означает, что на один слог (гласную) приходится не одна, а несколько нот. Слово как бы растворяется в мелодии большого дыхания и отступает на второй план.
В лирической песне пела душа народная о безответной любви, о женской доле, о долгой разлуке. В протяжных песнях сильна импровизационная свобода мелодии, метра, ритма, характерна ладовая переменность. Нередко одна и та же песня пелась в разных областях России по – разному (например, протяжная песня «Не одна во поле дороженька» - известно целых пять вариантов напева!).
Поэтическую картину исполнения старинной песни «Не шуми, мати зеленая дубравушка» создал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка».
В 18 веке стали систематически собирать, записывать и обрабатывать народные песни. Эта традиция, созданная музыкантами В. Трутовским, Н. Львовым, И. Прачем, была продолжена в 19 веке (Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов) и позднее. Современные фольклористы собирают, исследуют песенно – танцевальный фольклор разных народов, что находит новое творческое претворение в произведениях композиторов молодых поколений.
Шуточные, плясовые песни. В них слово и мелодия подчинялись танцевальному четкому ритму. В украинской шуточной песне «Журавель» каждому слогу соответствует один звук, одна нота, причем с третьей фразы ритмическая пульсация учащается, копируя скороговорку рассерженной хозяйки.
Эта шуточная песня сохранила свой задорный характер, став темой финала Второй симфонии П. Чайковского.
Среди шуточных песен встречаются такие, в которых ритмический рисунок мелодии не совпадает с ударными слогами текста. Игру со словом, нарочито неправильные ударения вы услышите в шуточной плясовой песне «Я с комариком плясала».
Шуточные игровые песни продолжают жить в народе и сейчас.
Колыбельные песни. Это - первые лирические песни, которые слышит ребенок. Их ласковые интонации и спокойный, «укачивающий» ритм выражают нежность матери, тихо качающей колыбель. Когда малыш подрастет, он и сам, подражая матери, поет колыбельные («За березовым пеньком»).
Романс. Слово «романс» - испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пелись под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное пение для голоса с сопровождением.
В романсе, по сравнению с песней, текст более точно и детально отражен в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.
Сочиняя романс, композитор может выбрать один из двух способов воплощения текста в музыке. Первый – передать общее настроение, характер текста, не вдаваясь в детали. Этот способ характерен для лирических романсов. В них обычно главенствует мелодическое начало, закругленные и законченные построения и формы.
Другой способ воплощения текста – как можно точнее следовать за текстом, смыслом каждой фразы, каждого слова. В этом случае законы речи неизбежно приведут к речитативному стилю. Речитатив ( род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи) используется в тех романсах, где важно донести до слушателя сюжет, ход событий, показать характер героев. В таких романсах всегда чувствуется театральность.
Смело и выразительно использовал речитатив М.И. Глинка в романсе – балладе «Ночной смотр», в котором композитор обращается к образу Наполеона. В романсе звучит не прямая речь персонажей, а слова рассказчика. Его интонации, повествовательные, неторопливые, заставляют слушателя поверить рассказу о невероятном событии – ночном смотре войск, который проводит в небесах восставший из гроба Наполеон.
Жанр рассказа требует, чтобы текст не заслонялся музыкой, а наоборот, был ясно произнесен. Поэтому речитатив – главное выразительное средство в этой балладе.
В некоторых романсах красота мелодии порою затмевает слово, оно «растворяется» в ее прихотливых изгибах. Так происходит в русских лирических песнях, романсах русских композиторов Чайковского. Римского – Корсакова.
Певучая мелодия широкого дыхания и длительного развертывания называется кантиленой, что в переводе с итальянского означает «пение». Образцами кантилены по праву считаются многие народные песни, лирические романсы, оперные арии.