Ф. Шуберт. «Серенада»

Франц Шуберт – великий австрийский композитор 19 века. В его творчестве главное место занимают песни. Одна из самых известных его песен – «Серенада» - прекрасный образец кантиленой мелодии. Первоначально произведения такого рода исполнялись в вечернее или ночное время перед домом почитаемого или любимого человека. Исполнители уличных серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине. Иногда серенады исполнялись ансамблем струнных инструментов.

Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Плавно и неторопливо льется мелодия, ей вторит фортепиано. Мягкий вальсовый ритм песни сочетается с характерным рисунком сопровождения, напоминающим звучание гитары. Очень красочно звучит чередование мажора и минора: грустно – задумчивая музыка словно озаряется светом. Такой гармонический прием особенно типичен для Шуберта, он им широко пользовался не только в вокальных, но и в инструментальных сочинениях.

В кантилене нередко из одного, долго длящегося звука, рождается фраза широкого дыхания. Гибкое, плавное соединение нескольких фраз создает ощущение бесконечной мелодии. Вдохновенную кантилену создал итальянский композитор В. Беллини в опере «Норма». Ария героини («Gasta Diva») подобна страстной и возвышенной молитве.

    Среди знаменитых произведений с кантиленой занимают молитвы на католический текст «Ave Maria» - обращение к Деве Марии, Матери Христа. Широко известны «Ave Maria» Гуно и Шуберта.

    Замечательный образец русской кантилены – «Вокализ» С. Рахманинова.

 

Марш. Танец.

Марш и танец возникли в глубокой древности: обряды, игры, праздники, военные походы сопровождала музыка. Назначение марша и танца – организовывать движения идущих или танцующих людей. Поэтому в маршевой и танцевальной музыке главные выразительные средства – ритм и темп.

Французское слово «марш» означает «ходьба», «движение вперед». Маршевая музыка сопровождает военные походы, торжественные церемонии, траурные шествия. Она очень разнообразна. Из всех видов маршей наиболее распространен походный марш. Обычно это пьеса волевого характера с четким ритмом. Размер марша 4/4, темп - энергичного шага. Мелодия яркая и лаконичная, четко разделена на фразы, легко запоминается. Походный марш связан со звучанием духового оркестра, первый из них был создан в эпоху Петра I (начало 18 века).

До нашего времени дошел «Марш Преображенского полка» (это один из первых русских гвардейских полков, основа петровской регулярной армии). Марш представляет собой обработку солдатской песни «Славны были наши деды». Мелодия бодрая и энергичная, для нее характерны фанфарные ходы с акцентами на устойчивых звуках, четкий ритм, темп энергичного шага, ясная гармоническая опора на аккорды тоники, субдоминанты и доминанты. По существу, это так называемая песня- марш – жанр, по давней традиции соединяющий в себе пение и движение под музыку.

Среди русских походных маршей наиболее известен и любим марш «Прощание славянки», написанный будущим военным дирижером В. Агапкиным во время войны между балканскими странами и Турцией (1912 г.). Марш посвящен славянским женщинам, провожавших своих близких на фронт. В марше - две основные темы, распевные, широкие по дыханию. Первая – звучит мягко, задушевно, в высоком регистре; вторая – мужественно и энергично в низком регистре.

Марш написан в сложной трехчастной форме.

Церемониальные и траурные марши. Кроме походных, есть и другие, не менее важные, виды маршей: церемониальные и траурные. Церемониальные марши сопровождают военные парады, важные события государственной жизни, открытия спортивных праздников, свадебные торжества. Траурные марши сопровождают погребальные шествия. Оба вида маршей существовали издавна, но окончательно сложились к 18 веку.

Крупнейшим композитором этой эпохи был Франсуа Госсек (французский композитор). Несомненно, выдающимся его произведением стал «Скорбный марш», впервые исполненный на траурной церемонии похорон генерала Мирабо – героя Французской буржуазной революции.

Непревзойденные шедевры в жанре траурного марша создал немецкий композитор Л. Бетховен. Один из них – «Траурный марш на смерть героя» (из сонаты №12). В музыке слышны медленная поступь траурного шествия, патетические интонации надгробной речи, скорбные вздохи, торжественные перезвоны колоколов, прославляющие подвиг героя.

Характерные черты траурных маршей: медленный темп, минорный лад, речитативный склад мелодии; церемониальных маршей – фанфарная мелодия, сдержанный ритм, звучное аккордовое сопровождение.

Различные виды маршей вводили в свои оперы, балеты, инструментальные сочинения многие композиторы. Мы познакомимся с церемониальным маршем из оперы итальянского композитора Дж. Верди «Аида» и пьесой «Смерть Озе» из сюиты норвежского композитора Э. Грига «Пер Гюнт», написанной в характере траурного марша.

 

Марш из финала 2 действия оперы Дж. Верди «Аида».

 

В финале второго действия оперы воссоздана красочная и пышная церемония встречи победителей. «Перед вами вырастает древний и экзотический мир, полный фантастического величия; жаркий климат Египта, его богатое искусство, пышность царей, его мрачная и грозная религия оживают перед вами и переносят вас на несколько тысячелетий назад»,- писал русский критик Г. Ларош.

Центральный эпизод финала – встреча триумфатора. Предваряемый колонной трубачей, в золотой колеснице появляется молодой военачальник Радамес. Марш звучит в его честь. К симфоническому оркестру присоединяется духовой, размещенный прямо на сцене. Это образец триумфального марша, которым в древности встречали въезд полководца – победителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: