Вопросы к теме «Йозеф Гайдн»

1. Назови годы жизни Гайдна.

2. Где проходили годы его учения?

3. Сколько лет провел Гайдн на службе у князя Эстергази?

4. Какие поездки совершил Гайдн в конце своей жизни?

5. Какие произведения были им написаны в этих поездках?

6. Расскажи, как строилась классическая симфония.

7. В какой форме пишется первая часть симфоний Гайдна?

8. Сколько симфоний написал Гайдн?

9. Каково строение Симфонии №103 Гайдна? Почему ее называют «с тремоло литавр»?

10. Перечисли основные качества сонатного творчества Гайдна.

11. Сколько сонат для фортепиано написал Гайдн?

12. Какого строение сонаты в творчестве композитора?

13. Какой из клавишных инструментов был особенно близок Гайдну?

14. Расскажи о сонатах ре мажор, ми минор Гайдна.

 

Понятия к теме «Йозеф Гайдн».

 

1. Симфония (греч.) – «созвучие». С середины 18 века – оркестровое произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из 4-х). Части симфонии различны и даже контрастны по характеру, но все вместе образуют единое целое.

2. Тремоло – быстрое многократное чередование двух созвучий или двух несмежных звуков.

3. Трио- ансамбль из трех участников.Когда –то давно так называли середину оркестровых произведений, которую исполняли только три инструмента, поэтому звучность в нем несколько облегчалась.

4. Соната (итал.)- циклическое произведение для одного или двух инструментов.

5. Сонатная форма (сонатное аллегро)- музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии 2 - х тем, обычно контрастных. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях. Сонатная форма состоит из 3х разделов: экспозиция (завязка действия, излагаются главная, связующая, побочная, заключительная партии), разработка (сопоставление, столкновение и широкое развитие тем, изложенных в экспозиции), реприза (несколько измененное повторение экспозиции с изложением главной и побочной партий в главной тональности). Иногда перед экспозицией бывает вступление, после репризы- кода (дополнительный, завершающий раздел, построенный на одной или обеих темах). Сонатная форма, насыщенная драматизмом, требует исполнения в энергичном, довольно быстром темпе, поэтому и называется сонатным аллегро. Она служит обычно 1 частью сонатно- симфонического цикла, реже встречается в медленных частях и финалах сонатных циклов; применяется также в одночастных циклах: увертюрах, симфонических поэмах.

6. Сонатно- симфонический цикл- многочастная музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть (обычно 1-ая) написана в сонатной форме. Типичное строение сонатно- симфонического цикла- 4 части: 1 часть- сонатное аллегро- драматический центр цикла, 2 часть- медленная, лирико- созерцательная, 3 часть- скерцо (до Бетховена- менуэт), 4 часть- оживленный или торжественный финал- жизнеутверждающее завершение цикла. Отдельные части объединяются общим замыслом; иногда они построены на одинаковых или сходных музыкальных темах.

7. Рондо – музыкальная форма, состоящая из многократного (не менее трех раз) повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие разнообразные разделы – эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы замкнутый круг (французское rondo- хоровод, хождение по кругу).

 

Музыкальный материал к теме «Йозеф Гайдн»

1. Й. Гайдн. Симфония №103 ми – бемоль мажор «С тремоло литавр» (диски 2, 7).

2. Й. Гайдн. Соната ре мажор (диски 2, 7).

3. Й. Гайдн. Соната ми минор (диски 2, 6).

 

Тема №4. Вольфганг Амадей Моцарт.

1756-1791

 

4.1.Жизненный путь композитора. В истории музыки мало композиторов, о которых так много написано. За два столетия о Моцарте создано двенадцать тысяч наименований книг. И все же его жизнь и творчество трудно связать и исчерпывающе охарактеризовать. Мы, люди начала 21 века, так никогда и не узнаем всех обстоятельств его последней болезни и смерти. Загадкой останутся для нас какие – то черты его личности. Мы даже не можем поклониться его могиле, потому что, в отличие от большинства великих людей, у Моцарта нет могилы: есть лишь несколько памятных надгробий.

Но все это нам и не нужно. То, что великий Моцарт хотел поведать современникам и потомкам о себе и мире, он выразил в своей музыке. И по сей день нас поражает ясность, простота, чистая красота этой музыки.

Моцарт прожил неполных 36 лет, но за этот короткий срок творчество его достигло той зрелости, какая обычно связана с долгим опытом жизни. Завершив достижения музыкальной культуры 18 века, оно открывало новые пути для художников следующих поколений.

Удивительным было музыкальное развитие Моцарта, который жил в одно время с Гайдном. Детство Моцарта было гораздо счастливее. Ему, можно сказать, повезло: он родился в 1756 году в семье музыканта, и отец его, Леопольд Моцарт, бывший придворным музыкантом архиепископа Зальцбургского, сам мог дать своему гениальному сыну музыкальное образование.

Моцарта называли чудо – ребенком, волшебником, чародеем. Судите сами: мальчику было только три года, когда он мог, с трудом сбираясь на стул возле клавесина, повторить двумя руками только что сыгранную отцом пьесу. В четыре года он уже сочинял собственные пьесы, но, еще не умея записывать ноты, «диктовал» их, то есть играл на клавесине своему отцу, а тот записывал их на нотную бумагу.

К шести годам Моцарт стал настоящим виртуозом - клавесинистом и автором многих сочинений для разных инструментов. В этом возрасте он совершил первую концертную поездку. В семь лет маленький музыкант был уже известен во многих странах Европы. По словам отца, в восемь лет он знал и умел все, что можно было требовать от профессора сорока лет.

Музыкальная одаренность Моцарта была действительно чудом. Но во всем остальном он оставался обычным ребенком – шалуном, веселым, добрым и послушным сыном.

Слава пришла к Моцарту очень рано. Первое концертное путешествие, в которое отправилась семья Моцартов, длилось почти три года: они посетили Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Амстердам, Гаагу, Женеву. Концерты Вольфганга и его сестры Анны – Марии проходили с триумфальным успехом. Публика восхищалась маленьким виртуозом, который играл на клавесине, скрипке, органе, импровизировал на заданную тему. Ему устраивали всевозможные экзамены. Например, закрывали клавиатуру платком и просили его играть сложные пьесы. Вольфганг исполнял сложные пассажи одним пальцем. Он мог определить высоту звука, даже отвернувшись от инструмента. Представьте, какой нагрузкой для ребенка были концерты, которые продолжались четыре, пять часов. Тем более, что он был мал ростом, очень худ, бледен. На концерты его одевали в настоящий придворный костюм, расшитый золотом, в завитой, напудренный парик. А, кроме того, отец водил его на оперные спектакли, знакомил с музыкой лучших композиторов того времени. Среди всей этой суматохи мальчик еще и сочинял музыку. В Париже им были написаны первые сонаты для скрипки с клавиром, в Лондоне появились первые симфонии. В общем, они возвращались на родину в 1766 году, завоевав Европу.

После первой поездки молва пошумела и замолкла. Мода на «чудо – ребенка» прошла. Четырнадцатилетнего Моцарта отец снова решил везти за границу – на этот раз, в Италию, где музыка была в большом почете, куда приезжали все оперные знаменитости, и куда стремились все музыканты.

Италия встретила юного музыканта восторженно, концерты вызывали ажиотаж. Миланский оперный театр заказал Моцарту оперу «Митридат, царь Понта» (написанная за полгода, опера с огромным успехом была поставлена в театре двадцать раз подряд). Моцарта избрали академиком Болонской академии, поскольку одноголосную пьесу, которую ему дали, он развил за пол часа в сложное четырехголосное произведение. Жюри было в восторге!

Поездка в Италию завершила его детство и юность. По возвращении в Зальцбург началась взрослая жизнь, полная творчества и несбывшихся надежд.

В 1772 году в Зальцбург приехал Йозеф Гайдн. Похожие на австрийские народные песни, мелодии Гайдна давно покорили Моцарта. Он видел в Гайдне своего главного учителя и друга. Гайдн тоже уважал Моцарта, признавая его редкий талант. Других таких людей, как Гайдн, рядом с Моцартом не было.

Как и отец, Моцарт получил место музыканта при дворе архиепископа в Зальцбурге. Каждое утро он должен был, вместе с другими слугами, стоять в передней хозяина и ждать распоряжений на день, терпеть постоянные издевательства и унижения. И, наконец, не выдержав, Моцарт подал архиепископу прошение об уходе. Никто из слуг никогда ранее не осмеливался добровольно отказаться от службы при дворе архиепископа. Неслыханная дерзость! Один из приближенных просто спустил Моцарта с лестницы. Потрясенный грубостью, Моцарт потерял сознание и надолго заболел.

Зато как радостно было на душе, когда наступили первые дни свободы. Моцарт приехал в Вену и с воодушевлением взялся за работу. Он писал, бегал по урокам, вечерами выступал перед публикой. Он был неутомим.

В 1781 году Моцарт написал две оперы: «Похищение из сераля» и «Идоменей». В последние годы жизни из - под пера автора одно за другим выходили гениальные произведения: оперы «Свадьба Фигаро», «Дон- Жуан», «Волшебная флейта», вызывающие неизменный восторг и восхищение. Это были и лучшие его инструментальные сочинения: три последние симфонии, квартеты, трио.

В этот период Моцарт активно занимался и исполнительской деятельностью. Он участвовал в концертах, устраивал свои академии. Это принесло ему славу первого виртуоза своего времени.

Но у этой яркой жизни была и обратная сторона. Моцарт постоянно испытывал материальные лишения. Ни его исполнительская деятельность, ни издание его произведений, ни его оперы не приносили денег, необходимых на содержание семьи. За свою должность сочинителя танцевальной музыки при дворе императора он получал мизерную плату. Поэтому великий Моцарт вынужден был писать музыку на заказ, давать дешевые уроки.

Последнее произведение Моцарта – «Реквием», похоронная месса. Он писал ее, будучи тяжело больным, лежа в постели. Сами обстоятельства заказа этого произведения произвели на композитора неизгладимые впечатления. К нему явился незнакомый господин, одетый в черный плащ, и, не называя своего имени, заказал ему заупокойную мессу. Моцарт считал, что это- посланник смерти, и реквием он пишет для себя. Хотя сегодня мы знаем, что господин этот был слугой известного в то время меломана графа Вальзега. Граф уже не раз заказывал крупным композиторам произведения, а затем выдавал их за свои. Вот и теперь он хотел почтить память своей умершей жены Реквиемом, а затем скромно признаться, что автором его является он сам. Но Моцарт этого не знал, потому был так потрясен появлением «черного посланника».

Болезнь и смерть не дали ему завершить свое последнее произведение. По записям композитора это сделал один из его учеников. В этом гениальном произведении Моцарт раскрыл свою глубокую любовь к людям. И сегодня это – одно из самых известных произведений.

Работа над Реквиемом отняла у Моцарта последние силы. Он умер, не дожив даже до 36 лет. Неожиданная смерть композитора так поразила современников, что по Вене поползли слухи, что придворный композитор Сальери так завидовал гению, что решился отравить его. Эта легенда легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».

Надо сказать, что до сих пор исследователи ведут споры о том, правда это или нет. Для нас с вами важно одно – великий композитор ушел из жизни таким молодым, и у его жены не было денег на достойные похороны мужа. Он был похоронен в общей могиле для бедняков. А когда, через некоторое время, его жена пришла на кладбище, чтобы поклониться могиле мужа, оказалось, что место его захоронения утеряно. Мы сегодня не знаем, где покоится прах гения человечества. Но лучшим памятником ему является его Музыка.

4.2.Творчество В.А. Моцарта. Симфония №40 соль минор.  Творчество Моцарта поражает своей универсальностью и многогранностью. Его произведения охватывают все, без исключения, музыкальные жанры, существовавшие в ту эпоху. И в каждом из них он создал истинные шедевры.

Моцарту принадлежит невероятное количество произведений. Стремление созидать – основа жизнелюбивого таланта композитора. Из всего многообразия мы выберем лишь несколько произведений, о которых и расскажем.

Симфония №40 соль минор. У Моцарта – около 50 симфоний. Симфония №40 написана в Вене в 1788 г. и сразу же стала одним из самых популярных произведений композитора. Музыка симфонии с первых звуков захватывает слушателя удивительной искренностью высказывания автора. У многих людей создается впечатление, что для понимания этой музыки не надо прикладывать никакого усилия, что все в ней предельно ясно и просто. Но если прослушать симфонию много раз, вы поймете, как много в ней скрыто такого, что не поддается мгновенному осмыслению. В ней все сосредоточено на человеке, его личности. В ней автор размышляет о несовершенстве мира, о невозможности разрешения жизненных конфликтов. Это произведение – едва ли не самое трагичное произведение 18 века.

Но самое главное, что делает эту музыку популярной, - это простота выражения трагического ее содержания. Здесь нет «сгущения красок». Как будто сам Моцарт, глядя сверху на эту скорбь, видит красоту самой жизни, человеческих чувств в их разнообразии и напряженности и изливает эти чувства в музыке.

Первая часть симфонии – это первый этап становления трагической идеи произведения. Она написана в форме сонатного аllegro, облик которого определяет характер главной партии (соль минор). Она похожа на речь взволнованного и жалующегося человека. Эту взволнованность придают музыке нисходящая секунда, повторение одного звука, учащенный ритм.

Противостоит главной только побочная партия (си бемоль мажор). В ней слышится теплота, изящество, тонкая одухотворенность, мягкость. Кажется, что герой достиг своей цели и погрузился в мир душевного покоя. Но это лишь миг. Покой рассеивается, и вновь главенствует образ главной партии.

В разработке главенствует только она. Напряжение все более усиливается, нарастает драматизм. Тема становится то мрачной, то проникнутой безысходной скорбью. Постепенно она приобретает энергичный характер. Кажется, что весь оркестр приходит в движение.

Реприза. Полное проведение главной партии в репризе похоже на попытку героя вновь обрести душевные силы. Но восстановить утраченную целостность чувств не удается. Безутешны страдания. И даже побочная партия в репризе меняет свой характер. Она звучит в соль миноре, словно подернутая дымкой, печалью.

Реприза уже как бы предвещает, чем закончится развитие всей симфонии. Тщетны порывы к гармонии.

Вторая часть симфонии, Andante, рисует мир прекрасного, который в первой части был связан с побочной партией. Это - как бы светлое затишье после бури. Вся часть проникнута мелодизмом, все в ней поет. Кажется, что музыка излучает теплый солнечный свет.

Третья часть симфонии- менуэт. Но, согласно замыслу симфонии, Моцарт делает это танец драматичным. Танцевальность сохраняется только в типе ритмического движения.

И только в трио Моцарт возвращает менуэту традиционные черты. Слушая музыку, можно представить танцующих прекрасных дам, склоняющихся в реверансах, галантных кавалеров.

Четвертая часть симфонии (финал) близок музыке первой части. Главная партия взволнованная, настороженная, приподнятая и, в то же время, горестная. Побочная – поэтичная, женственная.

Финал – итог всей симфонии, вывод из ее содержания. Поэтому он отвечает мыслям первой части. Он убеждает в ценности самих порывов, стремлений человека к лучшему и, в то же время, доказывает непреодолимость трагизма жизни человека, столь далекой от гармонии.

В отличие от симфоний Гайдна, в творениях Моцарта мы видим связь чувств и настроений всех частей, постепенное развитие общего замысла симфонии, ее единую драматургическую линию.

4.3.Соната ля мажор написана в Париже в 1779 году. Все три части сонаты имеют светлый и жизнерадостный характер.

Первая часть сонаты написана в форме вариаций. Основная тема – рефрен –мелодичная, грациозно – танцевальная. Размер 6/8 придает музыке плавность движения.

Вслед за изложением темы следуют шесть вариаций, разнообразных по характеру. Вторая и пятая вариации подчеркивают песенность темы, шестая – ее танцевальность, грациозную остроту – четвертая. Третья вариация написана в одноименном миноре (ля минор). В пятой и шестой вариациях изменен темп.

Вторая часть сонаты – менуэт. Моцарт, подобно Гайдну, придает музыке менуэта черты веселого народного танца. Мужественное, решительное начало каждой фразы сменяется грациозным окончанием.

Средняя часть менуэта– трио – звучит, как обычно, легко и менее насыщенно.

Третья часть сонаты – финал. В некоторых изданиях сонаты финал получил название «Турецкий марш». Третья часть сонаты особенно популярна. Грациозная танцевальность, мелодичность музыки роднят финал с предыдущими частями.

Финал написан в трехчастной форме с танцевальным, праздничным припевом, который, повторяясь, придает форме черты рондо.

Средняя часть финала (фа - диез минор) основана на быстро бегущих, равномерных, непрерывных пассажах, хотя танцевальность присуща и этому разделу.

В коде финала музыка звучит особенно светло и празднично.

4.4.Опера «Свадьба Фигаро». Написана в 1785 -1786 г. Обращение автора к комедии Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», положенной в основу либретто, было смелым шагом, потому что комедия в Вене была запрещена цензурой. Австрийский император разделял мнение короля Людовика XVI, который сказал о Бомарше: «Этот человек смеется над всем, что священно в государстве». Только благодаря ухищрениям либреттиста, поэта Лоренцо да Понте, запрет удалось обойти, но главная идея комедии была сохранена – превосходство слуги над господином. В комедии было все, чего хотел композитор, - запутанная интрига с переодеваниями, неузнаваниями, путаницей и неразберихой, и, в то же время, совершенно серьезное содержание, облаченное в блестящую, остроумную форму.

Сюжет произведения сводится к следующему: в доме графа Альмавивы готовится свадьба двух слуг – Фигаро и Сюзанны. Но графу самому нравится Сюзанна, и он всячески старается оттянуть свадьбу. Однако, благодаря уму, находчивости и ловкости, Фигаро удается обойти все преграды и одурачить своего господина. «Безумный» день заканчивается веселой свадьбой.

Увертюра открывает оперу. Она представляет собой симфоническое обобщение оперы. В нее не вошли темы оперы, но по характеру музыка увертюры родственна музыкальным образам оперы.

Увертюра сразу вводит зрителей в атмосферу этого веселого и суматошного

«безумного» дня. Она написана в форме сонатного аllegro без разработки. Главная партия увертюры решительна и энергична. Она сразу же рождает представление о главном герое оперы Фигаро – веселом, непоседливом и ловком.

    Побочная партия близка образу Сюзанны. Она грациозна, изящна и не лишена лукавства.

Все герои оперы – живые люди. Они как бы взошли на сцену из реальной жизни. Все они радуются и печалятся, мечтают и томятся жаждою любви. Каждый из них получает в опере полную и разнообразную музыкальную характеристику.

Каватина Графини из 2 акта. В ней тонко раскрываются образ и чувства Графини. Графиня предается горестным чувствам: Граф холоден к ней.

Ария Керубино из 1 акта. Керубино – это паж. Он принимает активное участие в развлечениях обитателей замка. В своей арии Керубино (его партию исполняет в опере низкий женский голос – меццо –сопрано) рассказывает Сюзанне о своих чувствах и стремлениях, в которых он сам еще не может разобраться. Здесь хорошо передано волнение юноши. Его речь порывиста и возбужденна. В то же время, задержания в конце фраз придают мелодии мягкость и изящество.

Ария Керубино из 2 акта обращена к Графине. Поэтому она более сдержанна. Паж испытывает в присутствии госпожи некоторую робость. Выразительная мелодия тонко выражает нежность и теплоту его слов. Отрывистое сопровождение оркестра подражает звучанию гитары, на которой Сюзанна аккомпанирует пению.

Ария Сюзанны из 4 акта. Служанка Графини - Сюзанна (сопрано) смышлена и находчива не менее Фигаро. Отстаивая свое счастье, она проявляет много энергии, настойчивости, хитрости. Ее любовь к Фигаро, мечты о счастье тонко переданы в музыке арии.

Образ Фигаро (баритон) показан в опере очень полно и разнообразно. Его арии и ансамбли, в которых он участвует, раскрывают различные стороны его характера.

Каватина Фигаро из 1 акта. Фигаро узнает от Сюзанны, что Граф не прочь поухаживать за его невестой. Фигаро полон решимости защищать свое счастье. В первой части каватины он мысленно обращается к своему господину. Мелодия в духе придворного менуэта звучит насмешливо в устах слуги, искусно передразнивающего осанку Графа.

А в средней части каватины перед нами предстает сам Фигаро. Это - музыкальный портрет смелого, энергичного, напористого героя.

Ария Фигаро из 1 акта. Здесь образ Фигаро раскрывается наиболее ярко. Фигаро обращается к Керубино и рисует ему картины его будущей военной службы.

Написана ария в форме рондо. Рефрен – маршевая, чеканная мелодия. В эпизодах появляется сначала изящная, легкая тема («Распростись ты с духами, помадой»), а затем звучит фанфарная тема («Будешь воином суровым»).

Ну, вот вы и познакомились с главными героями оперы Моцарта. Премьера ее состоялась в 1786 г. в Вене. Эта опера сразу же обошла всю Европу. В России она была поставлена спустя 30 лет. На русский язык ее перевел П.И. Чайковский, спустя 60 лет. И так она ставится на русской сцене до сих пор.

Вопросы.

1. Назови годы жизни Моцарта.

2. В каком возрасте им были написаны первые произведения?

3. Какие страны посетило семейство Моцартов в первой гастрольной поездке?

4. Когда Моцарт совершил первую поездку в Италию, и какое событие там произошло?

5. В каком городе прошли последние годы жизни Моцарта?

6. Что представляла собой придворная служба музыканта во времена Моцарта?

7. В каких жанрах писал Моцарт?

8. Сколько симфоний написал Моцарт?

9. Что отличает симфонии Моцарта от симфоний Гайдна?

10. Как строится симфония №40? Когда она написана?

11. Когда и где написана соната ля мажор? Каков характер этого произведения?

12. Расскажи о строении сонаты ля мажор.

13. Перечисли известные тебе оперы Моцарта.

14. В каком году создана опера «Свадьба Фигаро»?

15. Назови имена главных действующих лиц оперы. Каким голосам поручены партии главных героев?

16. На сюжет какого произведения написана эта опера?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: