Музыкальный материал к теме «Вольфганг Амадей Моцарт»

 

1. В. Моцарт. Симфония 340 соль минор (диски 3,8).

2. В. Моцарт. Соната ля мажор (диски 2,3,7).

3. В. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» (диск 2, пластинка).

 

Тема №5. Людвиг Ван Бетховен.

1770-1827

 

5.1. Жизненный путь композитора. Творчество Бетховена стало вершиной венской классической школы. Оно впитало передовые достижения немецкой культуры, опираясь на огромный опыт и лучшие традиции национальной музыки. И, в то же время, оно открыло новую веху в истории музыки и повлияло на все дальнейшее развитие музыки в 19 веке.

Музыка Бетховена обращена ко всему человечеству, а не к отдельной личности. Новое содержание творчества Бетховена вызывало и новые формы его воплощения. Композитор стал грандиозным новатором, и его музыка поставила грань между искусством 18 века и искусством самого Бетховена.

Бетховен родился в декабре 1770 года в маленьком немецком городке Бонне, где находилась резиденция кёльнского курфюрста (князя). У него была большая придворная капелла, музыкантами которой были дед и отец Бетховена.

С отцом у Бетховена связаны самые печальные воспоминания. Гибельная страсть к алкоголю поглощала все его средства. Семья испытывала нужду, и будущему композитору рано пришлось заботиться о куске хлеба.

Поскольку музыкальные способности Бетховена проявились очень рано, его отец решил сделать из него «второго Моцарта». Он будил его среди ночи и вел к клавесину. Отец был пьян и кричал: «Играй!» Людвиг играл. И это называлось «урок музыки». Иногда он тянулся до утра. Другой бы возненавидел музыку, но у мальчика рождалась только неприязнь к отцу. Он продолжал учиться музыке, пробовал сочинять сам. В детстве он уже умел играть на клавесине, органе, скрипке, альте и флейте.

Чтобы помочь семье, в одиннадцать лет Людвиг пошел работать (он замещал органиста в церкви). В четырнадцать лет мальчик получил место органиста при княжеском дворе. Параллельно он бегал давать уроки в богатых домах, а в свободное от работы время пробовал сочинять. В двенадцать лет было написано его первое сочинение – фортепианные вариации на тему марша.

У семьи не было денег, чтобы дать мальчику общее образование. В десять лет Людвиг вынужден был покинуть школу. Впоследствии упорным трудом он добился широкого интеллектуального развития и был даже в курсе крупнейших научных достижений и открытий своего времени.

Суровое детство повлияло и на характер Бетховена. Он рос замкнутым, часами мог проводить время на природе, которая затрагивала в нем самые сокровенные струны души. И, став взрослым человеком, в моменты острых жизненных кризисов, именно в любви к природе и в общении с ней находил Бетховен силы, чтобы восстановить душевное равновесие.

Серьезные музыкальные занятия Бетховена начались в 1782 году, когда он встретился с известным музыкантом и композитором Готлибом Нефе. Он и стал первым настоящим учителем и наставником Людвига. Это был широко образованный человек, оказавший решающее влияние на духовное развитие Бетховена.

К этому времени Бетховен уже прославился своей игрой на органе и свободным владением клавесином, поэтому был назначен помощником своего учителя Нефе. Несмотря на огромную занятость, Людвиг продолжал трудиться над своим образованием (самостоятельно изучал древние языки, читал историческую и художественную литературу, хорошо знал Гомера, Шекспира, Плутарха, Шиллера, Гете).

В 1787 году, взяв свои сочинения, Бетховен отправился в далекий путь – в Вену, к Моцарту. Несмотря на занятость, Моцарт неохотно, но согласился послушать молодого приезжего. Бетховен играл перед великим композитором свои произведения, импровизировал. Закончив, стоял, опустив голову, ждал приговора. Моцарт подошел к двери в соседнюю комнату и сказал тем, кто там находился: «Обратите внимание на этого молодого человека. Он заставит всех говорить о себе».

Бетховен мечтал учиться у великого Моцарта. Но судьба распорядилась иначе – заболела мама, и Бетховен помчался в Бонн. Мама умерла у него на руках. Теперь все семейные заботы легли на плечи юноши, надо было работать, содержать и воспитывать младших братьев.

В 1789 г. Бетховен поступил в Боннский университет вольнослушателем на философский факультет. И хотя он учился там недолго – Бетховен не мог позволить себе такую «роскошь», занятия эти принесли большую пользу развитию Людвига.

К 1792 году, за десять лет творческой работы, Бетховен создал около 50 сочинений (фортепианные пьесы, три сонаты, три квартета и др.). Юноша был полон сил и замыслов и понимал, что в маленьком Бонне делать ему уже нечего. Гайдн, будучи проездом в Бонне в 1792 году, посоветовал Бетховену ехать в Вену. Начался новый период в жизни молодого музыканта.

В возрасте 22 лет Бетховен поселился в столице Австрии – Вене – одном из крупнейших музыкальных центров того времени. Молодой музыкант привез с собой из Бонна хорошие рекомендации. Но лучшей рекомендацией была его игра, которая производила неизгладимое впечатление. Бетховен сразу же завоевал славу блестящего пианиста и материальную независимость. Он сумел заставить уважать себя даже тех людей, которые воспринимали артиста – музыканта, как обслуживающего их лакея.

Успех Бетховена как пианиста раскрыл ему путь как композитору. Появились его три трио (ор.1), первые семнадцать сонат для фортепиано, три фортепианных концерта, две симфонии, шесть струнных квартетов и многое другое. Но Бетховен считал свои знания недостаточными. Поэтому он обращался к известным педагогам Вены (в том числе, и А. Сальери – крупному композитору, мастеру итальянского вокального стиля). Но самым требовательным судьей к себе был сам композитор.

В то же время композитора постигло страшное несчастье – глухота. Первые признаки болезни он почувствовал в возрасте 26 лет. Композитор долго скрывал свою трагедию от друзей. И только в 1801 году признался в этом.

Но беда никогда не приходит одна. Трагедия художника обострилась трагедией человека. Бетховен полюбил молодую красавицу, аристократку Джульетту Гвичарди. Он вновь полон сил и надежд. И – вновь разочарование. Семья Джульетты не позволила ей соединить судьбу с музыкантом – «плебеем». Да и сама девушка предпочла выйти замуж за пустого, но богатого и знатного графа.

В этот момент Бетховен был на краю гибели, он, думая о самоубийстве, сделал завещание, адресованное братьям. И только музыка, мысль о том, что он еще может принести радость людям, спасли его от этого рокового шага.

«Героическая» симфония стала тем душевным переломом, с которого начался новый виток его на пути к зрелости.

Творчество Бетховена зрелого периода поражает разносторонностью замыслов, глубиной музыкальных идей, монументальностью форм. Композитора волновали судьбы народа. А решаются эти судьбы в борьбе. Борьба героя за свободу и счастье людей составляет содержание его творчества. За это время Бетховеном было создано: симфонии (с третьей по восьмую), опера «Фиделио», музыка к трагедии Гете «Эгмонт», увертюра «Кориолан», знаменитые сонаты «Аппассионата», «Крейцерова соната», фортепианные и скрипичные концерты и многие другие произведения.

Созданные в этот период творения представляют колоссальное творческое богатство. Однако материального достатка они не принесли. Композитора ожидало еще одно разочарование. Глубокое чувство связало Бетховена с графиней Терезой Брунсвик, которой он когда- то давал уроки музыки. До сих пор так и не ясно, что же помешало их браку. То ли неукротимый нрав Бетховена, то ли его глухота, или же опять сказались сословные предрассудки. Как бы то ни было – Тереза не стала его женой. Бетховен глубоко страдал. Еще большие душевные страдания приносила ему усиливающаяся глухота. Он становился все более замкнутым, одиноким. Перестал давать «академии», не стал дирижировать. Бетховен все реже бывал в обществе. Для того, чтобы общаться с друзьями, он завел разговорные тетради.

В 1807 году Бетховен попытался устроиться на должность постоянного оперного композитора императорских театров. Эта должность могла принести ему постоянный достаток. Но театральная коллегия сочла глухого и гордого музыканта неподходящей фигурой и отказала ему.

Тогда Бетховен решил покинуть Вену. Некоторые меценаты посчитали это неудобным для репутации австрийской знати. В 1809 году было подписано соглашение, согласно которому композитору обязательно должна была выплачиваться пенсия, а он не должен был покидать пределов Австрии. Правда, эта пенсия с самого начала выплачивалась неаккуратно.

В последний период жизни и творчества композитор написал немного произведений: фортепианные сонаты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (посвященный, вероятно, Терезе Брунсвик), батальная пьеса «Битва при Витории», которая принесла автору неожиданные лавры.

Бетховен стал модным композитором. Его приглашали на всевозможные приемы и придворные концерты. Но характер композитора не изменился. Он по – прежнему был полон презрения к аристократам. С большим удовольствием он общался со своими друзьями. И вновь, за быстро промелькнувшей славой, наступил самый безотрадный период жизни композитора. Ухудшение здоровья и полная глухота доводили его до отчаяния. Ухудшилось его материальное положение. Он был человеком непрактичным, глухота и частые болезни делали его игрушкой в руках ловких слуг и жертвой собственной доброты.

Никакие невзгоды не могли сломить великого борца. Зрели новые замыслы. Обобщением всего его творчества стала знаменитая Девятая симфония, над которой он начал работать в 1822 году. В этой симфонии великий музыкант до конца раскрыл свои мысли о жизни, о путях человечества, в ней он обращался к нам с вами, своим потомкам. Девиз всей жизни Бетховена: «Через борьбу – к победе!». Это значит: бороться, чтобы побеждать. Это значит: побеждает только тот, кто борется.

Бетховен ввел в симфонию слово – оду Шиллера «К радости». Уверенный человеческий голос возвещает: «О, братья! Довольно печали! Будем гимны петь безбрежному веселью и светлой, светлой радости!» И хор, как бы от имени всего человечества, отвечает: «Радость!» Как будто огромное солнце поднимается в небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью.

Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижерским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.

Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал.

Великий композитор умер ночью. Около него не было никого из родных. Похороны его превратились в грандиозную манифестацию. Гроб провожала двадцатитысячная толпа. Так, еще при жизни композитора, его музыка покорила сердца людей. Бетховен похоронен на венском кладбище. Дом в Бонне, где он родился, превращен в музей.

5.2. Творчество Бетховена. Фортепианная музыка. Творчество Бетховена стало одной из вершин мирового музыкального искусства. Как никто другой, он сумел соединить в своих произведениях все лучшее, что было создано до него, -достижения современного ему искусства эпохи Французской революции, и открыть для музыкального искусства новые пути.

В музыке Бетховена было много нового. Новым было содержание его произведений и их направленность. Композитор стремился показать жизнь настоящего героя, жизнь, поднятую до уровня подвига и отданную борьбе за прекрасное будущее всего человечества. Героическая линия проходит красной линией через все его творчество.

Как настоящий психолог, Бетховен сумел заглянуть в человеческую душу и показать внутренний мир своего героя – сильного, гордого, мужественного, которому не чуждо ничто человеческое, и все же он никогда не станет жертвой своих страстей.

И даже в своем отношении к природе Бетховен проявил себя истинным философом. Природа для него – источник жизни, от соприкосновения с которым человек нравственно очищается, обретает волю. Поэтому в музыке Бетховена и природа призывает к действию, к движению.

Новое содержание требовало и новых форм его воплощения. Бетховен довел сонатно- симфонический цикл до грандиозных масштабов.

Бетховен работал буквально во всех жанрах той эпохи. Во всякое творение он вкладывал свое сердце, свои мысли, свое отношение к жизни. Но наиболее ярко его дарование проявилось в области фортепианной музыки и симфонии.

Фортепианные сонаты Бетховена можно назвать маленькими симфониями. В них – тот же порыв, та же революционная страсть, тот же призыв к борьбе.

32 сонаты Бетховена написаны на протяжении его жизни и занимают одно из важнейших мест в бессмертном творческом наследии Бетховена. Пожалуй, именно в этом жанре впервые наиболее полно раскрылись ярчайшая индивидуальность, смелое новаторство, характернейшие стилевые черты музыки великого композитора.

Выдающийся пианист, великолепно знающий богатейшие возможности своего инструмента, Бетховен постоянно обращался к фортепианной сонате. Несколько сонат и сонатин юный композитор создал еще в Бонне, одними из первых произведений, которые Бетховен обозначил номером опуса, были три сонаты для фортепиано соч. 2. Последние сонаты (№28-32) относятся к позднему периоду творчества.

Сонаты Бетховена поражают неистощимым богатством музыкальных образов, композиционных структур, приемов развития, вариантов строения цикла. Каждой из них присуща своя эмоциональная окраска, индивидуальные характерные черты. Сонаты драматические, насыщенные подлинно симфонической мощью, соседствуют с камерно – лирическими; масштабные четырехчастные циклы – с миниатюрными двухчастными; простота фактуры – с блеском и яркостью звучания. Но все сонаты объединяют высочайшее совершенство, поразительная красота и одухотворенность, причисляющие эти произведения к лучшим образцам мировой музыкальной классики.

Ранние сонаты Бетховена отличают юношеская энергия, блеск изложения, неиссякаемое мелодическое богатство, безупречная стройность формы, масштабность общего замысла.

Первая соната Бетховена фа минор (4 части) во многом перекликается с минорными сочинениями Гайдна и Моцарта, и в то же время, в ней уже обнаруживается чисто бетховенский драматический пафос. Она предвосхищает «Аппассионату».

Седьмую сонату ре мажор (4 части) можно отнести к типу сонат блестящего концертного плана, однако это сочинение выделяется необычайной широтой круга образов. Жизнерадостную энергию первой части оттеняет глубокая скорбь второй части, непринужденное изящество менуэта и финала.

 

 В них как бы проявляются два начала творчества композитора: действенное, драматическое, ведущее к поискам новых форм и приемов, и философское, созерцательное.

Из всего многообразия бетховенских сонат мы выберем лишь одну.

«Патетическая соната» до минор, ор.13. Это произведение было создано в 1798 году и сразу было воспринято как сочинение смелое и новаторское. Сам композитор дал ему название «Большая патетическая соната». Слово «патетика» означает «приподнято, возвышенно».

Эту сонату очень много связывает с театром. Эта театральность проявляется уже в первой части сонаты. Хотя первая часть написана в традиционной форме сонатного аllegro, в этой части много нового. Здесь, как и во многих произведениях композитора, выражен конфликт между «судьбой и человеком», который так характерен для классического театра той эпохи. Связь «Патетической сонаты» с драматической музыкой 18 века заметна уже в интонациях тем.

Первая часть сонаты. Само медленное вступление в этом отношении показательно – оно похоже на традиционные оперные увертюры своим торжественным массивным стилем. Основу его составляет своеобразная тема – диалог: человеческая мольба и неумолимо грозный ответ судьбы.

С оперной увертюрой роднит первую часть сонаты и рельефность образов, их резкое противопоставление, сжатость и насыщенность. Главная партия, волевая и стремительная, похожа на вздымающийся вал. Ей противостоит напевная побочная партия с интонациями вздохов. Их развитие становится все более энергичным к концу экспозиции.

На границе с разработкой вновь появляется тема вступления. Однако ее грозный вопрос остается без ответа – лирический эпизод темы не возвращается. Но именно он вступает в борьбу с главной партией в разработке. Это очень похоже на схватку «сильного» и «слабого».

Грозная тема вступления заявит о себе перед окончанием части. Здесь, в соответствии с замыслом, композитор меняет ее характер. Он начинает тему со слабой доли, тем самым придавая ей ощущение тревоги и даже отчаяния. Неужели не будет ответа на этот грозный ответ судьбы? И ответ появляется в виде энергичной и волевой темы главной партии. Воля, стремление к победе, мужество побеждают.

Вторая часть сонаты, Andante cantabile. Здесь царит возвышенное, спокойное настроение. Это глубокие размышления композитора о чем- то очень серьезном и возвышенном, воспоминания о прошлом, мудрые думы о будущем. Широкая, вдохновенно льющаяся мелодия, выразительные подголоски, приглушенная звучность придают музыке ощущение глубокой сосредоточенности.

Третья часть сонаты (финал), Аllegro очень близка первой. Она также стремительна и взволнованна. Но здесь нет контраста между темами. Поэтому нет здесь и мужественного напряженного развития. Финал менее патетичен, чем первая часть, но также пронизан драматизмом.

Написан финал в форме рондо – сонаты. Рефрен, по своему лирическому и взволнованному характеру, больше близок теме побочной партии первой части. Рефрен звучит здесь четыре раза.

Первый эпизод подвижного характера, второй эпизод полифоничен и заменяет разработку.

Заканчивается соната кодой, которая несет в себе основную идею сонаты. Энергичная, волевая музыка, выражающая мужество и непреклонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.

5.3.Симфоническое творчество Бетховена. У Бетховена – 9 симфоний. Первая симфония Бетховена появилась, когда он был уже зрелым человеком, автором произведений в разных жанрах. Каждая симфония – результат долгого, а иногда, и многолетнего труда. Положение этого жанра в творчестве Бетховена – показатель совершенно нового, по сравнению с предшественниками, отношения к нему. Прежде всего, изменилось содержание симфонии. Композитор перешел от жанрово – бытовой тематики к большим идейным, социальным, героико – философским проблемам. Это требовало и новых форм, грандиозных, обращенных ко всему человечеству. Очень ярко характерные черты симфонизма Бетховена проявились в его Пятой симфонии.

Симфония №5, до минор. Свой девиз – «Через борьбу - к победе!» - Бетховен очень ясно выразил в Пятой симфонии. Премьера симфонии состоялась 22 декабря 1808 года (в этот день впервые прозвучала и еще одна симфония композитора – «Пасторальная»). Дирижировал симфониями другой капельмейстер. Во время концерта в зале было очень холодно, и замершая публика равнодушно восприняла новые симфонии Бетховена.

Впоследствии Пятая симфония стала самой популярной в его наследии. В ней проявились наиболее типичные черты бетховенского стиля, воплотилась основная идея его творчества.

Все развитие этой симфонии имеет то же направление, что и многие другие сочинения Бетховена. Его можно определить как движение от мрака - к свету, как восхождение от страдания и борьбы - к победе. Но главное, что поднимает эту симфонию на огромную высоту,- это то, что берется им не как выявление чувства одного, отдельно взятого человека, а как право, завоеванное для всего человечества.

Первая часть симфонии написана в форме сонатного аllegro. Открывает ее дважды повторенная fortissimo тема судьбы. Эта тема -своего рода лейтмотив из четырех нот с характерным стучащим ритмом, про которую сам Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь».

Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине.

Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Певучая и нежная тема побочной партии контрастна ему. И завершается она звонкой кульминацией: весь оркестр грозно повторяет мотив судьбы.

Перед нашими глазами зримо возникает картина борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в репризе.

Как это свойственно Бетховену, реприза не является точным повторением экспозиции. Перед появлением побочной партии возникает внезапная остановка. Солирующий гобой декламирует нежную мелодию, похожую на жалобную мольбу, просьбу. Может быть, Бетховен хотел показать, что герой его устал, ослабел в борьбе с невзгодами жизни?

Борьба продолжается в коде, причем исход ее не ясен – первая часть не дает вывода, оставляя нас в напряженном ожидании продолжения событий.

Вторая часть симфонии (медленная) сначала была задумана Бетховеном как менуэт. Но затем планы композитора поменялись. Вторая часть дает нам передышку, борьба как будто временно прекращается, хотя и здесь, как напоминание, звучит мотив судьбы. Эта часть написана в форме вариаций на две темы.

Первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную.

Вторая тема приобретает героические черты. Хотя она написана в трехдольном размере, она очень похожа на марш, в котором маршируют массы народа.

В процессе варьирования обе темы излагаются все более мелкими длительностями, появляются новые мелодические линии, полифонические имитации, но всегда сохраняется ясный, светлый характер, становясь к концу части еще более величавым и торжественным.

В третьей части симфонии (скерцо) возвращается тревожное настроение. Эта музыка – вовсе не шутка. В скерцо тоже продолжается борьба, начатая в первой части.

Первая тема представляет собой своеобразный диалог – затаенному вопросу, звучащему в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми.

После ферматы (остановки) валторны, а затем и весь оркестр, утверждают мотив судьбы: в таком грозном виде он еще не появлялся.

Второй раз тема скерцо звучит неуверенно, делится на мелкие мотивы. Поэтому на ее фоне тема судьбы предстает еще более грозной.

При третьем проведении темы скерцо начинается упорная борьба, приводящая к кульминации, утверждающей мотив судьбы.

В среднем разделе скерцо – трио- картина меняется. Звучит танцевальная тема. Перед глазами встает картинка народного веселья. Кажется, что все новые люди присоединяются к танцующим.

Реприза скерцо совершенно необычна. Бетховен впервые отказывается от полного повторения первого раздела трехчастной формы, как это всегда было в классической симфонии. Реприза насыщена развитием, которое происходит, как будто вдали. Обе темы сильно меняются. Даже тема судьбы теряет свой грозный характер.

И тут наступает удивительный переход к финалу. Словно брезжит свет надежды, начинаются неуверенные поиски выхода…

Четвертая часть симфонии (финал) следует за третьей частью без перерыва. С удивительным мастерством осуществляет этот переход Бетховен. В истории музыки нет больше такого нарастания звука (crescendo) от ppp до fff. Поэтому финал поражает ослепительно ярким светом. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша.

Чтобы усилить блеск и мощь, композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрфагот и флейту – пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка Французской революции – марши, шествия, массовые празднества победившего народа.

Весь финал объединяет ликующий характер, который не нарушается в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки, и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы.

Ликующие реприза и кода утверждают победу народа.

5.4. Увертюры Бетховена. Бетховеном написано 11 увертюр. Почти все они связаны с драматическими произведениями, являясь вступлением к пьесе или опере: «Эгмонт»- к трагедии Гете, «Кориолан» - к драме Колина, «Леонора» - к опере «Фиделио».

Отметим важный момент: у Бетховена увертюра перестала быть вступлением к последующему развитию драмы: это развитие, его центр как бы перемещается в увертюру, которая в обобщенных образах передает содержание всего произведения. Таким образом, у Бетховена увертюра превращается в своеобразную разновидность симфонии. Бетховен стал создателем программной одночастной увертюры.

Увертюра «Эгмонт». В произведении  Гете многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. Бетховен написал 10 музыкальных номеров к этой трагедии: увертюру, 4 антракта, две песни Клерхен, «Смерть Клерхен», монолог Эгмонта и Победную симфонию. Но наибольшей известностью пользуется увертюра к трагедии. В ней концентрируется идея всего произведения – борьба за свободу и радость достижения.

Темой трагедии Гете стала борьба народа Нидерландов за независимость от испанского владычества (16 век). Борьбу возглавил граф Эгмонт- смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело.

Медленное вступление открывает увертюру. В нем уже завязывается узел всей драмы. В основе вступления – две темы. Первая воплощает идею власти, испанского владычества, угнетения. Она написана в ритме старинного испанского танца – шествия - сарабанды. Вторая тема является выражением народной скорби и страданий. В ней, как эхо, перекликаются интонации вздоха.

В сонатном аllegro происходит столкновение этих двух тем. Драматическая главная партия вырастает из второй темы вступления, воплощающей скорбь народа. Побочная партия объединяет в себе интонации обеих тем вступления. Первый ее мотив, тяжелый, аккордовый, напоминает тему испанцев. Второй мотив, изложенный из деревянных духовых, близок второй теме вступления.

Небольшая разработка продолжает столкновение контрастных тем, борьба накаляется. На робкие мольбы каждый раз следует суровый отказ.

Борьба продолжается и в репризе. Тема испанцев в ней звучит непреклонно и жестоко, а тема народа становится еще более жалобной. С изумительной силой передает композитор последнюю схватку с врагом и казнь героя.

Кода – итог всей борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о конечной победе народа.

 

Вопросы.

1. Назови годы жизни Бетховена.

2. Кто был первым серьезным учителем Бетховена?

3. В каком году произошла встреча Бетховена с Моцартом в Вене?

4. Когда Бетховен встретился с Гайдном?

5. Кто был педагогом Бетховена в Вене?

6. Когда композитор впервые почувствовал признаки глухоты?

7. Какое произведение венчало собой творчество композитора?

8. Что отличает музыку Бетховена от музыки Гайдна и Моцарта?

9. Сколько сонат для фортепиано написал Бетховен?

10. Переведи на русский язык слово «Патетическая».

11. В каком разделе сонаты заключена основная идея произведения, итог всего развития?

12. Расскажи о строении «Патетической сонаты».

13. Сколько симфоний создал Бетховен? Сравни с Моцартом и Гайдном.

14. Перечисли известные тебе названия симфоний Бетховена.

15. Чем отличается симфонический цикл Бетховена?

16. Что нового внес Бетховен в состав оркестра?

17. Расскажи о строении Пятой симфонии Бетховена.

18. Что Бетховен сказал о первом мотиве симфонии?

19. Сколько увертюр Бетховена ты знаешь? Назови их.

20. К какому произведению написана увертюра «Эгмонт»?

21. Расскажи о строении увертюры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: