Понятия к теме «Иоганн Себастьян Бах»

1. Цитра – струнный щипковый инструмент, известный еще в древности. Особую популярность она завоевала в середине 19 века. Но в наши дни цитрой почти не пользуются.

2. Полифония (греч.) – многоголосие, причем такое, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию.

3. Гомофония (греч.) – стиль многоголосия, в котором ведущее значение имеет только один голос, а остальные ему только аккомпанируют.

4. Имитация (лат.)- подражание. В музыке – повторение мелодии, только что прозвучавшей в другом голосе или у другого инструмента.

5. Инвенция (лат.)- «выдумка, изобретение».

6. Противосложение – в имитационных произведениях- продолжение мелодии в первом голосе, когда как тема проводится в это время в другом голосе.

7. Интермедия (лат.) – в имитационных произведениях - эпизоды, в которых тема не проводится ни в одном из голосов.

8. Канон – тип имитации, когда все голоса исполняют одну и туже мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, а иногда – от разных.

9. Прелюдия (лат.)- «вступление». Во времена Баха прелюдия могла предшествовать сюите, фуге. Существовали прелюдии и в виде самостоятельных пьес для органа и клавира.

10. Фуга (лат.)- бег; в музыке фуга – сложное полифоническое произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает другому.

11. Сюита (франц.)- «ряд, последовательность»; во времена Баха – музыкальное произведение, которое состояло из ряда самостоятельных пьес – танцев. Основу сюит составляли четыре танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.

12. Аллеманда – старинный немецкий четырехдольный танец, известный еще в 16 веке. Аллеманда была торжественным групповым танцем.

13. Куранта – подвижный французский трехдольный танец. В старину он исполнялся парой танцоров.

14. Сарабанда – старинный испанский трехдольный танец в характере медленного торжественного шествия.

15. Менуэт – старинный французский трехдольный танец. Движения танцующих пар в этом танце сопровождались поклонами, приветствиями и реверансами между самими танцующими, а также по отношению к окружающим зрителям.

16. Ария- первоначально - «песня», позднее – более сложная композиция для голоса с оркестром. В сюите Баха – пьеса мягкого, певучего характера.

17. Жига – старинный народный танец, распространенный в Англии, Ирландии, Шотландии. Как танец, завершающий сюиту, он идет в самом быстром темпе по сравнению с другими частями.

18. Мелизмы – музыкальные украшения.

19. Токката- фантазия для клавишных инструментов. В токкате композитор свободно переходит от одного эпизода к другому: сменяют друг друга пассажи, аккорды, а иногда и строгие полифонические фрагменты типа фугато.

20. Импровизация (итал.)- «непредвиденный». Импровизировать – значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинение.

21. Хорал (лат.)- хоровое церковное песнопение, отличающее возвышенным характером. В католической музыке хоралы были одноголосными и пелись в унисон. В протестантской церкви они стали многоголосными.

 

Музыкальный материал к теме «Иоганн Себастьян Бах».

1. И.С. Бах. Токката и фуга ре минор (диски 1, 6).

2. И.С. Бах. Инвенции до мажор, фа мажор (диск 1).

3. И.С. Бах. Французская сюита до минор (диски 1, 6).

4. И.С. Бах. Прелюдия и фуга до минор №2. 1 том «ХТК» (диск 1).

5. И.С. Бах. Хоральная прелюдия фа минор (диск 6).

6. И.С. Бах. Месса си минор. Хор №17 Crucifixus (диск 6).

 

 

Тема №3. Иозеф Гайдн.

1732-1809.

3.1. Жизненный путь композитора. Со времени смерти великого австрийского композитора Йозефа Гайдна прошло почти двести лет. Столетия всегда накладывают печать возраста на произведения искусства. Но истинно великое не подвластно времени. Сочинения Гайдна стали достоянием человечества. В конце своей жизни Гайдн пользовался огромной славой, был одним из самых знаменитых композиторов своего времени. Он вошел в историю как один из самых светлых и гармоничных художников. Гайдн не был философом, но выработал свое собственное понимание жизни, основанное на оптимизме. Это гармоничное мироощущение наложило отпечаток на его музыку.

Гайдн прожил долгую жизнь, за которую написал огромное количество произведений: более 100 симфоний, свыше 80 квартетов, 52 сонаты для клавира, почти три десятка опер, оратории и много других произведений. Именно его называют «отцом» симфонии и квартета. Конечно, он не был первооткрывателем. Симфонии и квартеты писали композиторы и до него. Но Гайдн сумел придать этим жанрам классическую законченность и совершенство.

Гайдн родился в 1732 году в местечке Рорау, близ Вены. Трудовая семья (отец был каретником, мама – кухаркой) не могла дать своим детям хорошее образование. Детей в семье было семнадцать. Но зато им привили прочные нравственные понятия, которые подготовили Гайдна к нелегкой самостоятельной жизни. Но самое главное, сама атмосфера семьи, дружная и доброжелательная, сам уклад деревенской жизни определили характер молодого человека.

Семья была музыкальной. Отец будущего композитора, не зная нот, хорошо пел и играл на арфе. Младший брат Гайдна, Михаэль, тоже стал профессиональным музыкантом. Долгое время Гайдн жил в Зальцбурге, где встречался с Моцартом. Но в детстве, несмотря на то, что музыкальная одаренность детей проявилась очень рано, платить за уроки родители не могли. И будущий знаменитый композитор, у которого был хороший голос, отправился в большой незнакомый город и поступил там певчим в церковный хор.

Когда у Гайдна начал ломаться голос, и он больше не был пригоден для пения в хоре, его уволили из капеллы. Гайдн остался без хлеба и крова. Никогда ему не было так трудно. И все же это были счастливые годы. За десять лет упорного труда Гайдн сделал из себя профессионального музыканта. Его мечтой была композиция. Понимая, что его знаний недостаточно, а денег на оплату уроков нет, Гайдн нашел такой выход. Он поступил на службу к крупному музыканту того времени - Николо Порпора. Молодой человек бесплатно прислуживал ему, чистил по утрам его костюм и башмаки, приводил в порядок его старомодный парик. С трудом добивался он расположения старика и, в виде награды, изредка получал от него полезные музыкальные советы.

Благодаря своей удивительной целеустремленности и трудолюбию, уже в 1759 году Гайдн получает свою первую постоянную должность придворного капельмейстера у чешского аристократа графа Морцина. А, спустя два года, получает должность капельмейстера у крупнейшего венгерского магната, князя Эстергази. В его загородном имении провел Гайдн почти тридцать лет. Жизнь его внешне была крайне однообразной. Но она была заполнена музыкой, составлявшей ее смысл.

В обязанности Гайдна входило руководство капеллой, исполнение музыки во дворце и в церкви, обучение музыкантов, контроль дисциплины, ответственность за инструменты и ноты. А главное, он должен был по требованию князя писать симфонии, квартеты, оперы. Иногда хозяин давал на создание произведения всего один день. Только гений Гайдна выручал его в таких ситуациях.

Кроме того, князь относился к Гайдну, как к своему слуге. Каждое утро уже известный музыкант должен был со всеми слугами ожидать приказаний князя. Композитор не мог без согласия князя покинуть его владения. Более того, бессмертные творения, которые в течение тридцати лет Гайдн сочинял при дворе Эстергази, принадлежали не ему, а хозяину, а после смерти князя творения Гайдна перешли к княжеским наследникам.

И все же такая, ограничивающая свободу, служба приносила и пользу. Гайдн мог в живом исполнении прослушивать буквально все свои произведения, исправляя все то, что не очень хорошо звучало, и набираясь опыта.

Его называли «папашей» и музыканты князя, и Моцарт, считавший Гайдна своим учителем. Князья, короли с восторгом слушали его музыку и заказывали Гайдну симфонии и оратории. Гайдн получал дипломы, медали из разных стран мира, драгоценные перстни, кубки и разные диковинные вещи, которые трудно было разместить в его маленьком доме. А музыкант оставался простым и скромным «папашей» Гайдном. Он был добряком и шутником. И музыка его такая же простая, добрая и шутливая. Эта музыка рассказывала о простой жизни, о природе. Он и симфонии свои называл, как картины: «Вечер», «Утро», «Полдень», «Медведь», «Королева». Именно «папаша» Гайдн написал «Детскую» симфонию для игрушечных инструментов: свистулек, трещоток, барабана, детской трубы, треугола.

Есть среди его симфоний и печальные. Однажды князь остался в летнем дворце до поздней осени. Наступили холода, а с ними и болезни. Больные музыканты страдали от разлуки со своими семьями. Но князь ничего не хотел замечать. Тогда Гайдн своеобразно напомнил об этом нечуткому хозяину. Он написал симфонию, которая в последствии получила название «Прощальной». Во время исполнения симфонии музыканты один за другим покидали оркестр и гасили свечи у своих пюпитров. В конце концов, остались двое скрипачей (в том числе, и сам Гайдн), которые, закончив произведение, тоже погасили свечи и ушли со сцены. Намек был понят, и князь «милостиво» отдал распоряжение собираться в Эйзенштадт.

В 1791 году умер старый князь Эстергази. Его наследник не любил музыку и не нуждался в капелле. Он распустил музыкантов. Но отпустить Гайдна, прославившегося во всей Европе, он не хотел. Для того, чтобы до конца своих дней Гайдн числился его капельмейстером, молодой князь назначил ему пенсию.

Этот последний период жизни был для Гайдна самым счастливым. Композитор был свободен! Он мог путешествовать, давать концерты, дирижировать своими произведениями, получать массу новых впечатлений, слушать много новой для себя музыки. Под впечатлением ораторий Генделя композитор создал монументальные творения – оратории «Сотворение мира» и «Времена года». Дважды композитор посетил Англию, где были написаны его знаменитые «Лондонские» симфонии.

Последние годы жизни Гайдна прошли на окраине Вены, в покое, отдыхе, общении с людьми, почитавшими великого мастера. Умер Гайдн в 1809 году.

3.2. Симфоническое творчество Гайдна. Симфония №103 «С тремоло литавр». Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное.

Симфония – один из самых сложных жанров музыки, не связанных с другими искусствами. Она появилась в Германии и Австрии и именно там сформировалась окончательно в творчестве Гайдна. Почему? Да потому что Германия той эпохи была центром философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе. Кроме того, в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки.

У Гайдна – более ста симфоний. Его симфонии писались в такой форме: они состоят из четырех частей, воплощающих в себе различные стороны человеческой жизни.

Первая часть симфонии – быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением; она пишется в форме сонатного allegro.

 

Строение сонатного аllegro:

Первый раздел – экспозиция- показ тем, главной и побочной. Главная партия пишется в основной тональности симфонии, побочная – в доминантовой или параллельной); главную и побочную тему соединяет связующая тема, завершает экспозицию заключительная партия.

Второй раздел – разработка, в нем развиваются темы экспозиции, как правило, главная и побочная партии.

Третий раздел – реприза – итог всего развития; темы проходят в том же порядке, что и в экспозиции, но все – в основной тональности симфонии.

Вторая часть симфонии – медленная, обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам; бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.

Третья часть симфонии - менуэт, а позднее, и скерцо. Это – игра, веселье, живые картинки народного быта.

Четвертая часть симфонии (финал) – итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях; часто финал отличается жизнеутверждающим, торжественным, победным или праздничным характером.

В творчестве Гайдна утвердилось особое отношение к симфонии. Она была рассчитана на массовую аудиторию, имела больший масштаб и силу звучания. Исполнял симфонию симфонический оркестр, состав которого также утвердился в творчестве Гайдна. Структура оркестра Гайдна:

струнная группа: скрипки, альты, виолончели и контрабасы;

группа деревянных духовых инструментов: флейты, гобои, фаготы, кларнеты;

группа медных духовых инструментов: валторны, трубы;

группа ударных инструментов: только литавры.

Симфония №103 ми- бемоль мажор «С тремоло литавр» - яркий пример симфонического цикла Гайдна. Это одна из «Лондонских» симфоний композитора.

Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим веселое и стремительное Аllegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр (отсюда- и название симфонии), напоминающей раскаты грома.

Аllegro очень напоминает картину народного праздника. Основные темы экспозиции - главная и побочная партии- танцевального характера, близки по характеру друг другу. Главная партия звучит в ми - бемоль мажоре у струнных, побочная партия (си – бемоль мажор) написана в характере изящного, легкого вальса и напоминает венскую уличную песенку.

В разработке развиваются обе темы экспозиции и тема вступления. Гайдн выделяет из тем отдельные мотивы, проводит их в разных тональностях и голосах, создавая самые неожиданные сочетания. Не менее важно в разработке и тембровое развитие, когда темы проводятся у разных инструментов. Гайдн в корне меняет характер темы вступления. Если в начале симфонии она звучит медленно и таинственно, в разработке композитор включает ее в общее движение, ускоряя ее темп.

В репризе темы проходят в том же порядке, что и в экспозиции, но все в основной тональности, поэтому различия между ними сглаживаются.

Вторая часть симфонии, Andante, вносит контраст к веселой, быстрой первой части. Это медленные и спокойные вариации на две темы.

Первая тема (до минор) – мелодия народной хорватской песни. Неторопливо и спокойно она излагается струнными инструментами.

Вторая тема (до мажор) похожа на волевой, бодрый марш. Ее исполняют струнные, деревянные духовые и валторна.

После изложения тем следуют вариации, поочередно на каждую тему, в которых обе мелодии сближаются. Первая тема звучит взволнованно и напряженно, а вторая, маршевая, становится более плавной и мягкой.

Третья часть симфонии (менуэт) – это, скорее, не бальный придворный танец, а менуэт народный, с характерным четким ритмом.

Средний раздел менуэта – трио (когда –то давно так называли середину оркестровых произведений, которую исполняли только три инструмента, поэтому звучность в нем несколько облегчалась). Вот и у Гайдна в трио звучат только струнные, ведя мягкую, плавную мелодию.

Четвертая часть симфонии (финал) – вновь возвращается праздничное настроение. Здесь нет контрастов и напряжений. Написан финал в форме рондо, где главная тема имеет народное происхождение. Фоном ей служит характерный ход валторн, похожий на звук лесного рога.

Все части симфонии №103, при всем различии, объединены единым танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением.

3.3. Фортепианные сонаты Гайдна. К фортепианной сонате Гайдн обращался на протяжении всей своей жизни, параллельно с симфонией. Правда, этот жанр давал ему больше возможностей экспериментировать. Он пробовал различные средства музыкальной выразительности, как бы желая выяснить, что же в этом жанре можно сделать?

Издавна соната была камерным жанром, она предназначалась для домашнего музицирования. И Гайдн использовал ее также. Но от исполнителей его сонат требовалось достаточное мастерство и тонкая культура.

Во времена Гайдна в музыкальной практике использовались различные клавишные инструменты. Гайдну ближе всего было молоточковое фортепиано. В его произведениях складывался новый стиль игры на этом инструменте. Он быстро понял, что на фортепиано можно исполнять более мягкие выразительные мелодии, чем на клавесине. Начиная с Гайдна, клавесинная музыка стала уходить в прошлое, а фортепианная начинала свою историю.

Гайдн не был виртуозом – пианистом. И это сразу видно в его сонатах. Они не являются концертными. Скорее, для композитора фортепиано было глубоко личным, сокровенным инструментом, способным передавать мгновенные душевные движения. И это проявилось более чем в пятидесяти его сонатах (точное количество сонат Гайдна неизвестно).

В творчестве Гайдна сложился классический тип сонаты. Обычно она состоит из трех частей:

первая часть – быстрая, пишется в форме сонатного аllegro в основной тональности;

вторая часть – медленная;

третья часть - быстрая, пишется в основной тональности.

    Соната ре мажор. Музыку Гайдна часто сравнивают с погожими весенними днями. Представьте, пейзаж пронизан солнцем, и природа подобна прекрасному остановившемуся мгновению. Но если приглядеться, можно заметить, что все вокруг движется и развивается: набухают почки деревьев, журчат ручьи, распевают птицы. И душа наполняется волнением, ожиданием чего – то. Вот такие представления вызывает знаменитая соната Гайдна – жизнерадостная, живая, по – детски непосредственная.

Первая часть сонаты открывается оживленной и задорной главной партией. Не вносит контраста и побочная партия. Она только легче, мягче, изящнее.

Веселый, беззаботный характер музыки ненадолго прерывается в кульминации экспозиции. Но шутливая танцевальная мелодия заключительной партии вновь его возвращает.

Разработка более взволнована и напряженна. Но реприза возвращает первоначальное настроение.

Вторая часть сонаты, медленная, контрастна крайним частям. Она похожа на глубокие размышления автора, сдержанна и широка. В этой музыке появляются патетические и даже скорбные интонации.

Третья часть сонаты (финал) написана в форме рондо. Она возвращает жизнерадостное настроение первой части.

Соната ми минор – одно из широко известных лирических произведений Гайдна. Она звучит легко, изящно.

Первая часть сонаты написана в очень быстром темпе (presto), в форме сонатного аllegro. Главная партия (ми минор) звучит взволнованно, беспокойно. Ее мелодия прерывиста, устремлена вверх, сила звука к концу затухает.

Связующая партия приводит к соль мажору – тональности, параллельной главной.

Побочная партия (соль мажор) более спокойна, хотя подвижность и устремленность свойственны и ей. Высокий регистр, мажорный лад придают теме светлую окраску, а оттенок piano – мягкость звучания.

Заключительная партия основана на повторении одной и той же музыкальной фразы.

Разработка, беспокойная и стремительная, основана на развитии главной партии. Это говорит о том, что эта тема имеет в первой части ведущее значение. Для разработки характерно частая смена тональностей, изменение регистров и динамических оттенков.

В репризе главная и побочная партии звучат в основной тональности. Это вызывает сокращение связующего раздела. Вместе с тем удлиняется заключительная партия, завершающая всю первую часть сонаты.

Вторая часть симфонии, Andante, вносит успокоение. Наверное, это раздумье, размышление о чем –то хорошем, светлом. Вторая часть написана в соль мажоре. Основная тема звучит легко и неторопливо. В музыке отсутствуют яркие контрасты.

Третья часть сонаты (финал) отличается быстротой и полетностью. Она написана в форме рондо. Основная тема – рефрен – отличается грациозностью и подвижностью, острым, четким ритмом. Она имеет танцевальный характер.

Основная тема проходит три раза, чередуясь с эпизодами (их здесь два). Эпизоды можно рассматривать как вариации темы рефрена, в которых меняется лад, фактура, становится иным рисунок мелодии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: