Понятия к теме «Представители российского музыкального авангарда»

Авангардизм - см. по тексту учебника.

 

Серийная музыка. Серия - последовательность 12 звуков хроматической гаммы, где каждый звук равноправен: нет звуков опорных и неопорных, то есть нет ладовых внутритональных связей. Повторение уже использованного звука запрещается, пока не прозвучат остальные 11. Такой ряд звуков может быть и неполным, то есть может включать не все 12 звуков. Тогда он носит название субсерия. Принципы организации серии распространяются и на созвучия. Для каждого произведения избирается определенная серия, путем многократного повторения которой оно и выстраивается.

 

Алеаторика – течение, возникшее в 50-е годы 20 века, основной установкой которого является принцип случайности в процессе творчества и исполнительства. Создаваемая композиция может  строится на основе числовых комбинаций или схем, по приемам какой- либо игры, например, шахмат, путем разбрызгивания чернил по нотной бумаге, в результате комбинирования чисел при бросании игральных костей. Такой же свободный «метод» предлагается и исполнителю. Он может переставлять нотные листы, по - разному комбинировать различные фрагменты произведения, свободно импровизировать.

 

Соноризм, сонорная техника - от латинского sonorous - звучный, шумный. Так называют вид композиторской техники, использующий красочные звучания и, практически, отрицающий точные звуковые связи. К числу сонористических приемов принадлежат всевозможные музыкальные шумы, тембровые наслоения, красочные созвучия. Они широко используются в прикладной музыке, особенно в кино и драматическом театре.

 

Пуантилизм- от французского pointiller - писать точками. Особенность пуантилизма в том, что музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов, то есть мелодий, а с помощью отрывистых, как бы изолированных, звуков, окруженных паузами, а также коротких, из 2-3 звуков, мотивов. Для пуантилизма характерна пестрая и красочная россыпь ярких звуков.

 

Конкретная музыка - звуковые композиции, создаваемые записью на магнитофонную ленту различных шумов, главным образом, искусственных звучаний, а также их преобразований и смешений. Термин конкретная музыка введен в 1948 году французским инженером – акустиком П. Шеффером. Конкретная музыка применяется, чаще всего, с прикладными, чисто иллюстративными целями (например, в театре, кино). В ней также отсутствует система высотной организации звуков.

 

Додекафония –см. тему «Игорь Федорович Стравинский».

 

Полистилистика - сочетание и взаимодействие разных исторических и индивидуальных стилей внутри одного произведения.

 

Музыкальный материал к теме «Представители российского музыкального авангарда».

1. Э. Денисов. Пьеса для фортепиано «Знаки на белом» (диск №8).

2. Э. Денисов «Диана в осеннем ветре» (1 раздел, каденция, 2 раздел)- диск №8.

3. А. Шнитке. Симфония № 1, 2 часть «Скерцо» (диск №8).

4. А. Шнитке. Хоровой концерт, 1 часть (фрагмент)- диск №8.

5. С. Губайдуллина. Vivente – non vivente (для электронного синтезатора и магнитофона (диск №9).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: