1.На федеральном уровне закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы МСУ РФ. Закрепленные Конституцией РФ основополагающие начала организации и деятельности МСУ, роль и место его в системе народовластья получили свое развитие в Федеральном Законе.
В соответствие с Конституцией РФ Федеральный закон определяет единые принципы формирования и развития основ МСУ в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово– экономических.
Таким образом, Конституция и Федеральный закон РФ составляют юридическую базу для правового регулирования МСУ.
2.Федеральное законодательство разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и государственных органов субъектов федерации в области МСУ.
Полномочия органов государственной власти РФ устанавливает ст.4 Федерального закона.
На федеральном уровне:
= законодательное регулирование общих принципов организации и деятельности МСУ;
|
|
= контроль за соблюдением федеральных законов в частности:
- вопросы ответственности органов МСУ за нарушение законов;
- организации МСУ в приграничных территориях;
- основ муниципальной службы и т.д.
= обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о МСУ федеральному;
= обеспечение гарантий МСУ:
- государственных минимальных социальных стандартов;
- федеральных программ развития МСУ;
- гарантии избирательных прав граждан при выборах органов МСУ;
- судебной защиты прав местного СУ и т.д.
= наделение органов МСУ отдельными полномочиями РФ;
= передача МСУ материальных и финансовых средств необходимых для осуществления указанных полномочий;
= осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов МСУ.
3. Федеральное законодательство, определяя роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, устанавливая общие принципы организации муниципальной власти, вместе с тем закрепляет государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Система федеральных гарантий местного самоуправления призвана обеспечить его организационную и финансово-экономическую самостоятельность самоуправления от произвольного вмешательства со стороны государственных и иных органов и должностных лиц.
Статья 133 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законов. При этом необходимо учитывать особую роль федерального закона.
Согласно статье 7 данного Закона, ему не могут противоречить другие федеральные законы, устанавливающие нормы муниципального права.
|
|
4. Федеральное законодательство о местном самоуправлении, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: муниципального образования; вопросов местного значения; органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной службы и других.
3. Роль законодательства субъектов РФ в формировании местного самоуправления.
Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а другие субъекты Российской Федерации — устав.
Конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
1.В соответствии с Законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:
= правовое регулирование местного самоуправления;
= принимают и изменяют законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе.
Федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов:
= о передаче собственности субъектов Российской федерации в муниципальную собственность, регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
= об установлении и изменении порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, их границ и наименований, а также установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
=о праве регулировать законами в соответствии с федеральным законом особенности организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.
= о праве принимать законы, об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления.
2. Законодательство субъектов РФ призвано обеспечить:
=гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
=государственные минимальные социальные стандарты;
= компенсацию местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
=защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ принимают региональные программы развития МСУ;
=вправе наделять органы местного самоуправления законом, отдельными полномочиями субъектов РФ с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий и осуществлять контроль, за их реализацией.
Таким образом, законодательство субъектов РФ уполномочено федеральным законодательством, конкретизировать права и обязанности МСУ и при этом в рамках федерального законодательства определяет полномочия и предметы ведения МСУ.