Чем известен в истории дед Игоря, Олег Черниговский?

Какие исторические сведения сохранились о Князе Игоре Новгород-Северском?

 

Князь Святослав Ольгович был женат дважды. Первый раз он женился в 1108 году на дочери половецкого хана Аепы Гиргеневича[4]. В крещении она, возможно, получила имя Анны[К 2]. Второй раз Святослав Ольгович женился в 1136 году в Новгороде, причём его брак вызвал скандал. Новгородский архиепископ Нифонт отказался его венчать, брак заключал другой священник. В. Н. Татищев со ссылкой на не сохранившуюся «Ростовскую летопись» указал, что женой Святослава была дочь новгородского посадника Петрилы[6], а причиной конфликта с архиепископом был тот факт, что первый муж невесты недавно погиб[7]. Однако «Ростовская летопись» вероятнее всего источник XVI—XVII веков, когда пробелы в летописях нередко дописывались на основании домыслов и легенд, поэтому есть основания не доверять этому источнику. Другое объяснение конфликта — к моменту второго брака Святослава его первая жена могла быть ещё жива[5].

Ряд историков и публицистов предполагал, что матерью Игоря была половчанка. Однако, судя по дате брака к моменту рождения Игоря ей было около 50 лет, а в те времена женщина такого возраста вряд ли могла стать матерью. Кроме того, никаких известий о том, что Святослав после второго брака вернулся к первой жене нет. Таким образом, матерью Игоря, вероятнее всего, была вторая жена Святослава Ольговича, которую, возможно, звали Екатерина. Вероятно, она происходила из новгородского боярского рода[5].

В 1169 Игорь Святославич участвовал в походе одиннадцати русских князей под знаменами Андрея Боголюбского против Мстислава Изяславича, великого князя Киевского.

В 1171 году ходил с северскими дружинами за реку Ворсклу и одержал знаменитую победу над половецкими ханами Кобяком и Кончаком, освободив пленных и отняв добычу.

После смерти Романа Ростиславича Смоленского в 1180 году во время северного похода Святослава Всеволодовича Игорь вместе с Ярославом Всеволодовичем охранял Чернигов, затем они с половцами участвовали в походе против Давыда Ростиславича Смоленского под Друцк, а после возвращения их войск на юг Рюрику Ростиславичу удалось нанести поражение половцам Кобяка и Кончака и Игорю, в результате чего в Киеве и Киевской земле утвердился т. н. «дуумвират» Святослава и Рюрика.

Перед битвой на Орели Игорь с Владимиром Глебовичем Переяславским были посланы Святославом и Рюриком против половцев. Игорь отказал Владимиру в праве ездить напереде (передовым отрядам обычно доставалась большая добыча), Владимир развернул полки и ограбил Новгород-Северское княжество, но Игорь продолжил поход и разбил половцев на реке Хирии. После битвы на Орели (в которой чернигово-северские князья не участвовали) Игорь вместе с другими северскими князьями провёл удачный поход на половецкие кочевья по реке Мерлу.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, в котором похоронен Игорь Святославич.

В 1191 году Игорь с братом Всеволодом провёл удачный поход на половцев и выступил во второй поход после получения подкрепления от Святослава Киевского и Ярослава Черниговского во главе с пятью княжичами, дошёл до Оскола, но половцы смогли своевременно приготовиться к битве, и Игорь отвёл войска на Русь.

В 1198 Игорь, после смерти черниговского князя Ярослава Всеволодовича, занял черниговский престол.

По мнению А. П. Пятнова, точная дата смерти князя Игоря Святославича (29 декабря) является плодом недоразумения и неудачной компиляции В. Н. Татищевым сведений Радзивиловской летописи. Указание 1202 года, как года его смерти связано с игнорированием использования летописцем ультрамартовского стиля. Наиболее реальной датой смерти князя следует считать первую половину 1201 года[1][2]. Похоронен, как и его дядя — святой Игорь, в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова.

 

Брак и дети

Жена: с ок. 1169[8] Ефросинья Ярославна, дочь галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с суздальской княжной Ольгой Юрьевной.

 Дети:

Владимир Игоревич (8 октября 1170 — после 1211), князь Путивльский в 1185—1198 и 1208—1210 годах, князь Новгород-Северский в 1198—1206 годах, князь Галицкий в 1206—1208 и 1210—1211 годах

Олег Игоревич (1175—1205)

Святослав Игоревич (1176 — уб. сентябрь 1211), князь Владимиро-Волынский в 1205—1206, князь Перемышльский в 1209 и 1210—1211 годах

Роман Игоревич (уб. сентябрь 1211), князь Звенигородский в 1206—1208 и 1210—1211 годах, князь Галицкий в 1208—1210 годах

Ростислав Игоревич (?) (уб. сентябрь 1211), князь Теребовльский в 1210—1211 годах

дочь; муж: с 1190 года Давыд Ольгович, княжич Стародубский

 

 

Чем известен в истории дед Игоря, Олег Черниговский?

Олег Святославич, в крещении Михаил (ок.1053 — 1 августа 1115) — князь Волынский (1073—1078), Тмутараканский (с 1083), Черниговский (1094, 1097), Новгород-Северский (1097—1115). Сын великого князя Святослава Ярославича, внук Ярослава Мудрого.

 

Из ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей. Сын Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча, брат Да­ви­да Свя­то­сла­ви­ча и Яро­сла­ва Свя­тосла­ви­ча, отец Все­во­ло­да Оль­го­ви­ча, Иго­ря Оль­го­ви­ча и Свя­то­сла­ва Оль­го­ви­ча. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1070-х гг. В ки­ев­ское кня­же­ние от­ца (1073–76) он, ве­ро­ят­но, на­ме­ст­ни­чал в Ту­ро­ве (1073–1075), а за­тем, ви­ди­мо, в Рос­то­ве (1076–1077). В 1075–76 О. С. вме­сте с двою­род­ным бра­том кн. Вла­ди­ми­ром Все­во­ло­до­ви­чем Мо­но­ма­хом был от­прав­лен от­цом в 4-ме­сяч­ный по­ход на Че­хию в ка­че­ст­ве со­юз­ни­ка польск. кн. Бо­ле­сла­ва II Сме­ло­го. По­сле третье­го во­кня­же­ния в Кие­ве дя­ди, кн. Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча (июль 1077), О. С. был пе­ре­ме­щён во Вла­ди­мир-Во­лын­ский, ос­тав­ший­ся за его др. дя­дей – кн. Все­во­ло­дом Яро­сла­ви­чем, ко­то­рый по не­из­вест­ной при­чи­не вы­вел О. С. от­ту­да в мар­те 1078. Не раз­ре­шив во­прос о вла­де­нии с дя­дей, О. С. бе­жал в Тму­та­ра­кань, где про­дол­жал кня­жить его млад­ший брат Ро­ман. В кон­це ле­та 1078 с по­мо­щью по­лов­цев и при уча­стии сво­его двою­род­но­го бра­та, кн. Бо­ри­са Вя­че­сла­ви­ча, О. С. по­сле кро­во­про­лит­ной бит­вы на Со­жи­це (25 авг.) с вой­ска­ми кн. Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча за­хва­тил от­чий Чер­ни­гов. В бит­ве на Не­жа­ти­ной Ни­ве (3 окт.) вой­ска со­юз­ни­ков по­тер­пе­ли по­ра­же­ние от сил кн. Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча и вы­сту­пив­ше­го ему на по­мощь ки­ев­ско­го кн. Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча. О. С. сно­ва бе­жал в Тму­та­ра­кань, где в 1079 был за­хва­чен мест­ны­ми ха­за­ра­ми, пе­ре­дав­ши­ми его в за­клю­че­ние «за мо­ре Це­са­рю­гра­ду», что, не­со­мнен­но, ста­ло след­ст­ви­ем до­гово­ра ме­ж­ду Все­во­ло­дом Яро­сла­ви­чем и ви­зант. имп. Ни­ки­фо­ром III Во­та­ниа­том. В ви­зант. пле­ну на о. Ро­дос О. С. про­вёл два го­да.

 

С во­ца­ре­ни­ем в Кон­стан­ти­но­по­ле имп. Алек­сея I Ком­ни­на (1081) О. С. ока­зал­ся на сво­бо­де. В 1080-х гг. же­нил­ся на пред­ста­ви­тель­ни­це знат­но­го ви­зант. ро­да Фео­фа­но Му­за­лон, а по­сле её смер­ти (не ра­нее 1094) – на пле­мян­ни­це по­ло­вец­ко­го ха­на Осе­лу­ка (Осо­лу­ка). В 1083 си­лой ов­ла­дел Тму­та­ра­кан­ским кня­же­ст­вом, где, по всей ви­ди­мо­сти, бес­пре­пят­ст­вен­но кня­жил, не пред­при­ни­мая до смер­ти Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча (1093) ак­тив­ных дейст­вий. О. С. ат­ри­бу­ти­ру­ют­ся, хо­тя и не с без­ус­лов­ной дос­то­вер­но­стью, пе­ча­ти двух ви­дов с изо­бра­же­ни­ем св. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла и греч. ле­ген­да­ми, в од­ной из ко­то­рых он пыш­но ти­ту­лу­ет­ся «ар­хон­том Мат­ра­хи, Зи­хии и всей Ха­за­рии».

Ле­том 1094 О. С. сно­ва с си­ла­ми по­лов­цев оса­дил Чер­ни­гов и 25 ию­ля вы­ну­дил кня­жив­ше­го там Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха уда­лить­ся в Пе­ре­яс­лавль (Рус­ский). В 1095, до­ро­жа сою­зом с по­лов­ца­ми, О. С. от­ка­зал­ся уча­ст­во­вать в по­хо­де про­тив них ки­ев­ско­го кн. Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча и Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и ук­рыл у се­бя сы­на ха­на Ит­ла­ря, по­сле че­го сын Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, кур­ский кн. Изя­слав Вла­ди­ми­ро­вич, за­хва­тил при­над­ле­жав­ший Чер­ни­гов­ско­му кн-ву Му­ром (вряд ли без санк­ции от­ца). В нач. 1096 О. С., ли­бо опа­са­ясь за лич­ную безо­пас­ность, ли­бо не бу­дучи уве­рен, что за ним ут­вер­дят Чер­ни­гов, от­верг пред­ло­же­ние ки­ев­ско­го кня­зя и Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха явить­ся в Ки­ев для за­клю­че­ния но­во­го меж­ду­кня­же­ско­го до­го­во­ра, ко­то­рый дол­жен был за­кре­пить пе­ре­рас­пре­де­ле­ние во­ло­стей и вос­ста­но­вить ба­ланс сил, на­ру­шен­ный за­хва­та­ми О. С. Вес­ной 1096 Свя­то­полк Изя­сла­вич и Вла­ди­мир Мо­но­мах дви­ну­лись на О. С., ко­то­рый 3 мая бе­жал из Чер­ни­го­ва и за­тво­рил­ся в Ста­ро­ду­бе, где по­сле ме­сяч­ной оса­ды был вы­ну­ж­ден сдать­ся и на­пра­вить­ся в Смо­ленск, к бра­ту Да­ви­ду Свя­то­сла­ви­чу, с тем что­бы от­ту­да вдво­ём явить­ся в Ки­ев для за­клю­че­ния меж­ду­кня­жес­ко­го до­го­во­ра. Од­на­ко смо­ля­не не при­ня­ли оди­оз­но­го кня­зя, и тот, по­лу­чив от бра­та дру­жи­ну, дви­нул­ся на Му­ром, где 6 сент. со­стоя­лось сра­же­ние, в ко­тором был убит Изя­слав Вла­ди­ми­ро­вич. За­хва­тив Му­ром и раз­ви­вая свой ус­пех, О. С. за­нял Ря­зань и при­над­ле­жав­шие Вла­ди­ми­ру Мо­но­ма­ху Суз­даль и Рос­тов. Это при­ве­ло к вступ­ле­нию в кон­фликт стар­ше­го сы­на Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, нов­го­род­ско­го кн. Мсти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча, ко­то­рый в кон­це февр. 1097 на­нёс О. С. ре­ши­тель­ное по­ра­же­ние в сра­же­нии «на Ку­лач­це», в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го тот ли­шил­ся не толь­ко всех при­об­ре­те­ний, но также Ря­за­ни и Му­ро­ма.

Ито­гом сму­ты стал Лю­беч­ский съезд 1097, на ко­то­ром О. С. и его бра­тья, по всей ве­ро­ят­но­сти, бы­ли ли­ше­ны пра­ва пре­тен­до­вать на ки­ев­ское кня­же­ние, т. к. прав­ле­ние в Кие­ве их от­ца Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча, на­ру­шив­ше­го прин­цип ста­рей­шин­ст­ва, вос­при­ни­ма­лось как не­за­кон­ное. За О. С., совм. с бра­тья­ми Да­ви­дом и Яро­сла­вом, за­кре­п­ля­лось Чер­ни­гов­ское кн-во. Су­дя по позд­ней­шим дан­ным, сам О. С. по­лу­чил из не­го Нов­го­род-Се­вер­ское кня­же­ст­во; кро­ме то­го, Вла­ди­мир Мо­но­мах ус­ту­пил О. С. (воз­мож­но, вре­мен­но) Кур­ское По­се­мье. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что на Лю­беч­ском съез­де 1097 О. С. был ли­шён ста­рей­шин­ст­ва сре­ди Свя­то­сла­ви­чей, но та­кая про­це­ду­ра, имей она ме­сто, бы­ла бы уни­каль­ной для др.-рус. ис­то­рии. Бо­лее ве­ро­ят­но, что рас­пре­де­ле­ние чер­ни­гов­ских во­лос­тей на­хо­ди­лось то­гда ещё в ком­пе­тен­ции об­ще­рус­ско­го кня­же­ско­го съез­да, а не чер­ни­гов­ско­го кня­же­ско­го се­мей­ст­ва.

 

В даль­ней­шем О. С. не­од­но­крат­но уча­ст­во­вал в разл. об­ще­рус­ских ме­ро­прия­ти­ях: в 1098 – в по­хо­де (вме­сте с Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом и бра­том Да­ви­дом) про­тив ки­ев­ско­го кня­зя, об­ви­няв­ше­го­ся в при­ча­ст­но­сти к ос­ле­п­ле­нию те­ре­бовль­ско­го кн. Ва­силь­ко Рос­ти­сла­ви­ча; в 1100 – в кня­же­ском съез­де в Ви­ти­че­ве, на ко­то­ром кн. Да­вид Иго­ре­вич был ли­шён Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ско­го кн-ва; в 1101 – в за­клю­че­нии ми­ра с по­лов­ца­ми у Са­ко­ва; в 1104 – в по­хо­де про­тив мин­ско­го кн. Гле­ба Все­сла­ви­ча; в 1107 – в от­ра­же­нии по­ло­вец­ко­го на­бе­га на По­су­лье (то­гда же же­нил сына Свя­то­сла­ва Оль­го­ви­ча на до­че­ри по­ло­вец­ко­го ха­на Ае­пы); в 1113 вме­сте со став­шим ки­ев­ским кня­зем Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом про­ти­во­сто­ял по­лов­цам у г. Во­инь. Вме­сте с тем на­ли­цо не­ко­то­рая сдер­жан­ность О. С. в от­но­ше­нии уча­стия в по­ло­вец­ких по­хо­дах рус. кня­зей: так, он от­ка­зал­ся от уча­стия в по­хо­де 1103, его име­ни нет сре­ди уча­ст­ни­ков по­хо­дов 1110 и 1111.

В кон­це жиз­ни О. С. стал кти­то­ром но­вой ка­мен­ной церк­ви Свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба в Вы­шго­ро­де. Её строи­тель­ст­во бы­ло за­вер­ше­но ещё при Свя­то­пол­ке, но пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­тых в но­вый храм, имев­шее ха­рак­тер об­ще­рус­ско­го тор­же­ст­ва, со­стоя­лось толь­ко 2.5.1115 при уча­стии Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, О. С. и Да­ви­да Свя­то­сла­ви­ча.

 

По­гре­бён в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре в Чер­ни­го­ве «у гро­ба от­ца сво­его». Оцен­ка лич­но­сти О. С. со­вре­мен­ни­ка­ми двой­ст­вен­на: с од­ной сто­ро­ны, он изо­бра­жал­ся упор­ным бор­цом за вос­ста­нов­ле­ние ди­на­стич. спра­вед­ли­во­сти по от­но­ше­нию к Свя­то­сла­ви­чам (преж­де все­го, за воз­вра­ще­ние Чер­ни­гов­ско­го кн-ва), с дру­гой – осу­ж­дал­ся за не­од­но­крат­ное на­ве­де­ние на Русь по­лов­цев («за­не же мно­го хре­сть­ян из­губ­ле­но бысть»), ко­то­рое при­ве­ло к по­яв­ле­нию у О. С. в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» про­зви­ща Го­ри­слав­лич.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: