Каков смысл упоминания авготских красных девок, о бусе, о шарукане?

Новгород-Северский князь Игорь в результате своего неразумного, ничем не обоснованного похода на половцев терпит поражение и попадает в плен. А как следствие этого почему-то на синем море, предположительно Азовском, начинают петь готские красные девы, вспоминая время Бусово, и каким-то образом приплелось ко всему этому русское золото! В чем тут дело?

Во II веке нашей эры началось Великое переселение народов. И по-видимому, началось оно с готов. Готией в то время называлась Швеция.

Эскадры готских кораблей пересекли Балтику, через Вислу и Припять вышли к Черному морю. Это был очень воинственный народ. Да и надо это понять правильно. Швеция — земля скудная, и предприимчивым жителям ничего не оставалось, кроме как добывать себе благосостояние морским разбоем. Обычная готская, или варяжская, манера. Подобраться морем к богатым южным городам, внезапно напасть, разграбить, забрать в плен работоспособное население и затем отправляться дальше продавать награбленное добро и рабов.

Когда готы начали разбойничать в Греции, которая тогда принадлежала Римской империи, император Деций с прекрасно вооруженной и обученной армией попытался остановить захватчиков, но был разбит.

Готы сначала заняли все удобные земли на своем пути вдоль Дуная, Дона и Днестра, а потом и всю Восточную Европу от верховий Волги до Крыма.

Со II века нашей эры готы были главными врагами славянских племен, потому готские красные девы и звенят спустя десять веков награбленным русским златом.

Князь Игорь своим неудачным походом всколыхнул непрочный мир с половцами. Они начали движение на Русь, а заодно от половецкого хара Шарукана попало и готам, которые до сих пор оставались на крымских берегах.

Но что за время Бусово поют, то есть славят красные готские девы?

Это одно из темных мест «Слова».

Есть две гипотезы. Предполагали, что Бус — это тоже какой-то из половецких ханов. Но это вызывало сомнения исследователей.

Более правдоподобна такая версия. Византийский историк VI века Иордан в своих трудах рассказывает о битве славянского вождя Божа с готским князем Витимиром. Сначала Божу со своим войском удалось оттеснить готов, но в следующей битве он потерпел поражение. Сам Бож, его сыновья, а с ними и 70 славянских вождей были схвачены готами и распяты.

Не это ли время вспоминают красные готские девы, когда так легко давались победы захватчикам? Бож и Бус — похожие имена, если принять во внимание 600 лет, которые разделяют Автора «Слова» и византийского историка Иордана.

 

Какой смысл упоминания города Римова?

 

Существует упоминание о нем в "Слове о полку Игореве": "вот у Римова кричат под саблями половецкими...".

Неподготовленный поход новгород-северского князя Игоря и курского князя Всеволода в половецкие земли закончился полным разгромом русских дружин. Воспользовавшись ситуацией, степные ханы Гза и Кончак устремились на Русь. Кончак осадил Пвреяславль, но скоро отступил, не выдержав напора дружин, объединившихся под стягами киевского князя. Отступая, половцы захватили Римов и уничтожили большую часть его населения.

 

Как толкуют исследователи об Изяславе Васильковиче?

Изяслав Василькович (—до 1185) — князь городецкий, сын Василька Святославича, упоминаемый в «Слове о полку Игореве» как погибший в борьбе с литовцами, не поддержанный братьями Брячиславом и Всеволодом.

Изяслав Василькович — герой «Слова о полку Игореве»; безусловно, историческая личность, но упоминается только в этом произведении, в других памятниках письменности о нем пока не найдено никаких сведений. Согласно «Слову», погиб во время нападения на его княжество литовцев, которые воспользовались неблагоприятным для русских моментом.

Автор с большой симпатией пишет об И. В. В печальной истории последних дней жизни этого князя мы слышим голос все той же самой трагедии Руси — трагедии разобщения сил, трагедии межкняжеских раздоров. На этот раз в ней особенно проникновенно звучит нота полного одиночества, щемящей тоски оттого, что родные братья покинули И. В. в решающий час его жизни и ему одному пришлось идти на бой с превосходящими силами противника. Тем самым отмечается следующая, уже роковая, ступень заранее предопределенной гибели: распалось даже родовое «гнездо», порвались связи между самыми близкими людьми. Под литовскими мечами не только полегла на поле боя вся дружина И. В., но те же мечи и «ему самому отзвонили конец». И на Руси никто почему-то не плачет о них; все «почести», навевающие новую печаль, идут от природы: «дружину новую, князь, птицы крыльями приодели, а звери кровь ее полизали». Такая безвестная, немая трагедия полного уничтожения воинов означает не только бесславный конец их жизненного пути, но и символизирует конец былой дедовской боевой славы: тут, уже подведена итоговая черта под всем прошлым величием Полоцкого княжества.

Сам И. В. не мог быть причиной своей обреченности на одиночество в борьбе против своих соседей-врагов, ведь он был, как подчеркивает Автор, человеком «жемчужной», т. е. чистейшей, благороднейшей, души, а не «яростным туром», не «буйным» князем, подобно Игорю, Всеволоду и многим другим. Но, оказывается, в атмосфере всеобщего разлада, сплошных междоусобиц «жемчужная» душа не дает никаких преимуществ ее обладателю. Автор, может быть, ставит его в худшее положение: судя по намекам, И. В. вынужден был один выступить против литовцев, так как надо было защищать честь «деда своего Всеслава».

Образ мужественного, честного князя И. В., ничем, похоже, не провинившегося ни перед высшими силами, ни перед своими братьями, добровольно принявшего неравный, смертный бой с литовцами, усиливает мотив обреченности, неизбежной гибели Руси от внешних врагов, если она не найдет пути к объединению своих сил


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: