Переплёт имеет две сторонки и корешок

На переплёте помимо изображений могут быть различные надписи, но главные из них — это имя, фамилия автора и название книги.

Форзац — это бумажный лист, скрепляющий переплёт со всем блоком страниц, на форзаце могут быть помещены различные изображения, он может быть просто белым или цветным.

Шмуцтитул — лист, делящий книгу на части, зделы или главы. Содержит их название, часто сопровождается иллюстрацией.

Титульный лист — начальный разворот книги. Несёт основную информацию о книге: имя и фамилия автора, название, указание адресата (т. е. для кого эта книга) и др. Может включать изобразительный элемент.

Разворот — это две развёрнутые страницы

Развороты содержат примеры всевозможного расположения текста (в одну или несколько колонок) и изобразительного материала (иллюстраций, линий, орнаментов и др.)

Дизайн книги или журнала начинается с того, что художник создаёт макет. Свой замысел художник воплощает в эскизных рисунках всего издания от обложки до последней страницы. Представляя всю композицию книги в целом (расположение текста и иллюстраций на всех разворотах), легче найти стилевое единство книги и художественное решение всех её элементов.

На примере макетирования книги очерков о реке Каме представим себе основные моменты работы и задачи художника-дизайнера.

Макет альбома «Кама». А. Питерских

Эскизы макета переплёта

Окончательный вариант переплёта

Варианты расположения материала на разворотах

Макетирование осуществляется в эскизно-обобщённом виде, где прямоугольники обозначают иллюстрации, а линии — текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс. В процессе макетирования происходит поиск стиля книги.

При макетировании переплёта (обложки), титульного листа или разворота должна быть выделена графическая доминанта (например, заглавие, фрагмент текста, набранный крупным шрифтом, или иллюстрация).

Грамота макетирования в том, чтобы текст и иллюстрации располагались не «как попало», а в определённом композиционном порядке. Один и тот же порядок, применённый несколько раз, называется модулем. Благодаря применению модуля рождается композиционное единство и графический стиль книги или журнала.

Художник-дизайнер компонует текст и иллюстрации по принципам симметрии, либо динамического равновесия. Если в книге текст в основном печатается на белом фоне, то в журнале материалы эффектнее смотрятся на цветном фоне. Цветовая композиция делает их богаче и выразительней. Важно только, чтобы фон не был чересчур ярок, не «забивал» текст и дисгармонией цветовых пятен не разрушал целостность разворота.

Изобразительный стиль книги или журнала зависит от их содержания, жанра и читателя, к которому они обращены. Не могут быть одинаковыми характер шрифта и иллюстраций в учебнике и сборнике классических стихотворений или в политическом журнале и весёлом журнале для детей.

Самое большое место в информационном потоке, исключая рекламные издания и газеты, занимают ЖУРНАЛЫ. В дизайне журналов большая роль принадлежит иллюстрации (прежде всего фотографии). Фотография в журнале выступает и деталью, и фоном, и самостоятельной формой повествования, т. е. фоторепортажем.

При макетировании разворота в журнале определяется соотношение масс текста, иллюстративного материала и пустот, зрительно выделяется смысловая доминанта. Текст может быть набран в одну или в несколько колонок, изображения могут перемежать текст, а могут быть сведены в один блок на странице или развороте

Макет книги или журнала лучше всего выполнять коллективно. Каждый из вас должен следовать единому композиционному замыслу и графическому стилю. Композиционные навыки, приобретённые в этой работе, помогут вам при создании стенгазеты, рефератов и компьютерных сайтов.

Чтобы расширить своё представление о современных тенденциях оформления книг, вы можете вместе с родными, друзьями посетить книжную выставку-ярмарку или просто книжный магазин.

Макет разворота делается на внутренней части согнутого пополам листа бумаги формата АЗ или А4. Очень хорошо использовать неяркую цветную бумагу.

Задания

Графическое макетирование.
Деловая игра «Коллективное проектирование книги (журнала)».

1. Разделившись на группы (3—4 человека), выберите литературное произведение. Затем на конкурсной основе определите наилучший эскизный проект-замысел, в котором уже заданы стиль и компоновка книги. Каждый из участников группы должен выполнить 1—2 элемента книги (обложка, титульный лист, развороты и т. д.), в которых выдержан выбранный стиль, формат и принцип расположения материала. В соответствии с жанром книги подберите шрифт и элементы книжного оформления. Созданию любого элемента книги предшествует небольшой эскиз, в котором определяется его композиция.

При работе над макетом используйте шрифты, вырезанные из ненужных изданий или набранные на компьютере. Сделанные развороты склейте друг с другом внешними чистыми сторонами и вставьте в обложку — получится макет книги.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: