Система объективного идеализма В.Ф. Гегеля

Высшим достижением немецкой классической философии по праву считается философия Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831 г.г.). Исходное положение его концепции – признание тождества бытия и мышления, что позволило ему преодолеть кантовский агностицизм (противопоставление непознаваемой вещи в себе и познающего субъекта). Бытие тождественно мышлению, поскольку мышление - это не только человеческое мышление, но независимая от него объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего для обозначения которого Гегель использует понятие "мирового разума", "абсолютной идеи".

Абсолютная идея – это мышление само по себе, некое деятельное первоначало, которое саморазвивается и познает себя, проходя три этапа развития:

На первом этапе абсолютная идея развивается сама в себе, в стихии чистого мышления (т. е. развиваются слова-понятия, категории, развивается логика).

На втором этапе развивающаяся абсолютная идея переходит в свое "инобытие", порождая природу, которая есть внешнее проявление саморазвития логических категорий, составляющих духовную сущность абсолютной идеи.

Третий этап – это человеческая история. Здесь абсолютная идея вновь возвращается к себе и постигает свое содержание через различные виды человеческого сознания и деятельности (мораль, эстетика, право, философия).

Таким образом, по Гегелю разум, мышление оказываются абсолютной сущностью природы, человека и всемирной истории, а потому нет никаких непознаваемых для человеческого мышления вещей в себе (как у Канта), мир в основе своей логичен (тождество бытия и мышления), и значит познаваем.

Философия Гегеля представляет из себя систему объективного идеализма (сознание первично, материя вторична) и во многом совпадает с идеализмом христианской религии.

Главное достижение Гегеля – диалектика, теория развития, следует однако подчеркнуть, что это идеалистическая диалектика. Абсолютную идею он рассматривает не как неподвижную, неизменную первосущность, а как развивающийся процесс познания, самопознания абсолютной идеи. Развиваются понятия, они находятся в непрерывном движении, переходят, переливаются друг в друга, изменяются, превращаются в свою противоположность. Развитие понятий – это изменение их содержания от абстрактного, одностороннего к все более конкретному, охватывающему и противоположные стороны, это развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые и приводят к изменениям качественным.

По Гегелю источник любого развития (в природе, обществе, человеческом мышлении) состоит в саморазвитии понятия, т.е. имеет логическую, духовную природу. При этом природа не развивается во времени, а служит лишь проявлением саморазвития логических категорий (абсолютная идея существует вне времени, поэтому природа также не имеет начала во времени и абсолютная идея предшествует природе, как своему инобытию, не во времени, а логически). Однако философия природы Гегеля содержит отдельные глубокие диалектические догадки.

На заключительном этапе своего развития абсолютная идея, как уже было сказано, покидает природу и возвращается к себе как абсолютный дух, как самосознание человечества во всемирной истории (история человечества, его умственного развития и есть история самопознания себя абсолютной идеей). К примеру, различные расы и нации – это различные ступени самоопределения абсолютного духа, а человеческая история – это история осознания человеком своей свободы, которая является сущностью абсолютного духа. Искусство, религия и философия предстают высшими формами самосознания абсолютного духа, в них мировой разум, наконец, полностью осознает себя и завершается история.

Характеризуя достижения гегелевской диалектики, обычно подчеркивают, что Гегель сформулировал всеобщие принципы, законы развития, проявления которых можно обнаружить везде – в мышлении, природе, познании:

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Вскрывает причину развития явлений. Все явления содержат в себе диалектические противоречия, внутренние противоположности, которые борются между собой, и эта борьба является причиной саморазвития явлений. К примеру, живая природа – это множество изменяющихся видов животных, которые конкурируют между собой, борются, и именно благодаря этой борьбе выживают наиболее приспособленные виды, а значит, происходит развитие, эволюция всей живой природы.      

2. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Описывает механизм развития, показывает поступательность развития. Первоначально в явлениях происходит накопление количественных изменений, которые, дойдя до определенной меры, порождают новое качество. К примеру, студент пытается понять математическое доказательство, час пытается разобраться в чужом конспекте, еще час разбирается по учебнику, еще два часа разбирается по другому учебнику, и, наконец, его усилия дают результат, количество переходит в качество – он понимает сложное доказательство.

3. Закон отрицания отрицания или двойного отрицания. Характеризует форму и направленность развития, его цикличность. Первая фаза развития (первое отрицание) – это переход явления в свою противоположность, вторая фаза (второе отрицание) – как бы возврат к первоначальному состоянию, но на качественно ином уровне. Например, философия античности негативно воспринималась средневековыми религиозными философами-богословами как языческая (первое отрицание), так же негативно относились мыслители эпохи Возрождения к средневековой схоластической философии (второе отрицание). Эпоха Возрождения потому и называется эпохой Возрождения, что возрождалась античная культура и античная философия (как результат двойного отрицания), но это не было простым возвратом в исходную точку, к античной философии, поскольку философия Возрождения использовала и достижения средневековой философии. Характеризуя развитие, Гегель использует модель разворачивающейся спирали, развитие происходит по спирали, поступательно, циклично, с "возвратом", но на качественно ином уровне. 

Законы диалектики как бы с трех разных позиций описывают самое существенное, что происходит при любом развитии, в любой области бытия. Пример проявления первого закона приведен из области естествознания, второго – из процесса познания, третьего – из истории философии, но следует подчеркнуть, что это всеобщие законы диалектики и их можно увидеть в любых областях бытия.

Философские взгляды Гегеля буквально наполнены идеей развития. Он считал, что нельзя понять явление вне понимания всего пути, который оно прошло в своем развитии, любое развитие происходит поступательно (от низших форм к высшим), при этом совершается переход количественных изменений в качественные, а источником развития являются внутренние противоречия.      

 Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи (принцип взаимосвязи), взаимообусловленности (принцип системности) и развитии (принцип развития), противоположный подход называется метафизическим, здесь явления рассматриваются как неизменные, вне системы, в независимости друг от друга, отрицаются внутренние противоречия (как источник развития). 

Содержание принципов диалектики раскрывается в системе категорий диалектики. Философские категории – это предельно общие, универсальные понятия. Гегелю впервые в истории философии удалось создать диалектическую систему категорий. Это парные категории: сущность – явление, причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, единичное - общее, форма – содержание, часть – целое и так далее. По Гегелю, это именно система категорий, все они взаимосвязаны, и они развиваются, переходя друг в друга (к примеру, закон взаимоперехода количественных изменений в качественные показывает, как категория количества переходит в качество и наоборот).

Однако философия Гегеля внутренне противоречива, имеет место противоречие между его диалектическим методом (который требует видеть везде развитие) и его законченной философской системой (Гегель рассматривал свою философию как систему, в которой достигнута абсолютная истина, т.е. абсолютная идея наконец осознала себя и человеческая история на этом завершилась).

Несмотря на критику, Гегеля не просто уважают, но перед ним преклоняются, он входит в четверку самых великих мыслителей в истории человечества: Платон, Аристотель, Кант, Гегель.

Основные работы Гегеля: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: