Учение И. Канта о знании, его источниках и пределах

Лекция №6

По учебной дисциплине «Философия»

Тема: «Немецкая классическая философия»

 

План

Учение И.Канта о знании, его источниках и пределах.

Субъективный идеализм И.Г. Фихте и философские идеи Й. Шеллинга.

Система объективного идеализма В.Ф. Гегеля.

Антропологический материализм Фейербаха.

Цель: осмыслить основныепроблемы НКФ и определить ее место в развитии европейской философской традиции в дальнейшем.

Задачи:

- рассмотреть основные положения учения И.Канта о знании, его источниках и пределах;

- охарактеризовать субъективный идеализм И.Г.Фихте и философские идеи Й. Шеллинга;

- проанализировать систему объективного идеализма В.Ф. Гегеля;

- рассмотреть основные положения антропологического материализма Л. Фейербаха.

Основные термины: априорный, апостериорный, рационализм, трансцендентальный, трансцендентный.

Немецкая нация внесла особый вклад в развитие философской мысли и культуры в целом.

Немецкая классическая философия конца ХVIII в. – первой трети XIX в., представленная Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем, Фейербахом, заслуженно именуется классической. В ней успешно продолжилось развитие прогрессивных философских идей Нового времени, таких как вера в могущество разума, гуманизм, права личности, свобода, также был дан мощный импульс развитию сложнейшей гносеологической проблематики (гносеология – теория познания). Наряду с этим, немецкая классическая философия, и в этом одно из ее главнейших достижений, осуществила разработку так называемого диалектического метода (диалектика – концепция развития).

Следует отметить, что значительное влияние на формирование классической немецкой философии оказали достижения естествознания и общественных наук того периода, особенно открытия в области физики и химии, новые астрономические, геологические и эмбриологические теории, различные идеи о развитии человеческого общества, что и делало чрезвычайно актуальной разработку концепции развития.

Традиции философствования были в дальнейшем продолжены в Германии выдающимися иррационалистами А.Шопенгауэром и Ф.Ницше, а также К.Марксом и Ф.Энгельсом, материалистами, очень искусно применившими диалектический метод к познанию закономерностей развития человеческого общества.

Учение И. Канта о знании, его источниках и пределах

Иммануил Кант (1724 – 1804 г.г.) является основоположником немецкой классической философии. Прежде всего, необходимо уяснить себе, что почти все классическое и современное философствование так или иначе восходит к его творчеству, которое является с одной стороны, как бы завершением философии Просвещения, а с другой стороны – ее нелицеприятной критикой.

Философия Канта была великолепным ответом на затруднения в теории познания, возникшие в философии предшествовавшего периода. Спор эмпириков (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк абсолютизировали значение чувственного опыта) и рационалистов (Р. Декарт, Лейбниц, Спиноза провозглашали разум основным средством познания) до предела заострил проблему приобретения знаний. По Канту "чувственность без разума слепа, а разум без чувственности пуст", однако заслугой Канта было не просто признание значимости в познавательном процессе как чувственного, так и рационального, благодаря ему, впервые специфика познающего субъекта стала рассматриваться как главный фактор, определяющий способ познания, и по сути, конструирующий знание (до него только познаваемое, объект предопределяли способ познания и его результаты).

И.Кант считал, что решению проблем бытия человека, души, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей (феномены) о которых у нас есть знание и вещи, как они существуют сами по себе (ноумены). Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. В результате воздействия внешних вещей на наши органы чувств возникает хаос ощущений, которые приводятся в порядок силами нашего мышления. А потому то, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая нашим мышлением в мир явлений, то есть наше мышление "предписывает" законы природе, а не отражает объективные природные законы.

Кант скрупулезно исследует три основные познавательные способности человека: чувственность, рассудок (как способность порождать понятия и пользоваться понятиями и суждениями) и разум (способность к умозаключениям доходящим до идей) и приходит к интересным выводам:

1. В учении о формах чувственного познания Кантом рассматривается вопрос о возможности математических знаний. Суждения математики основываются либо на чувственном созерцании пространства (в геометрии), либо на чувственном созерцании времени (в арифметике числовой ряд – это одно после другого), которые по Канту являются априорными (доопытными) способностями чисто человеческого чувственного восприятия мира, а это означает, что в мире вещей самих по себе (ноумены) ни пространства, ни времени не существует и математическое знание, которым мы обладаем, не является истинным знанием о сущности бытия (дважды два равно четырем только для людей). Известный философ Б. Рассел поясняет мысль Канта: если вы носите синие очки, все представляется вам в синем свете, а человек смотрит на мир через особые пространственные очки, здесь можно добавить – и через временные очки.

2. Исследуя рассудок, Кант рассматривает возможности существования естествознания. По Канту, все категории (т. е. понятия), которыми пользуется рассудок, не являются формами бытия, это понятия всего лишь нашего рассудка. Кант выделяет следующие группы категорий:

Категории количества: единство, множество, всеполнота.

Категории качества: реальность, отрицание, ограничение.

Категории отношения: субстанция и акциденция, причинность и зависимость, общение (взаимодействие).

Категории модальности: возможность, бытие, необходимость.

Каждая из перечисленных категорий дает производные понятия меньшей общности, например, категория причинности порождает понятия силы, действия и т.д.

Поскольку все категории, которыми пользуются в естествознании, являются порождением человеческого рассудка (это априорные, доопытные формы рассудка) в естествознании рассудок не отражает мир, его законы, свойства, а творит его, конструирует (по Канту "рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей"), а мир вещей в себе – непознаваем для рассудка. К примеру, упомянутая категория причинности и производные от нее понятия силы, действия и т.д., а также все законы и принципы физики, где фигурируют эти понятия, не являются объективными, это всего лишь субъективные человеческие орудия для обработки субъективного человеческого чувственного материала.  

3. Разум – это способность руководить деятельностью рассудка, ставить перед ним определенные цели, очищать и систематизировать знание. Разум стремится обрести абсолютное знание (т.е. идеи, из которых, как из некоей первопричины, вытекали бы все явления и объяснялась вся их совокупность).

Стремление осмыслить все явления внешнего мира порождает идею мира, космоса в целом.

Стремление найти источник всех явлений внутреннего чувства приводит к идее души.

Стремление постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще - ведет к идее Бога.

Как считал И.Кант, вся предшествующая философия с легкостью рассуждала и о первом, и о втором, и о третьем, но разум необходимо основательно проверить на предмет границ его применения.

При проверке обнаруживается, что для разума являются равнодоказуемыми, к примеру, тезис, что мир имеет начало во времени и пространстве, и антитезис, что мир вечен и безграничен. Разум также способен доказать, что причинность существует через свободу, и с таким же успехом способен доказать, что свободы нет, все совершается по законам природы. Подобные взаимоисключающие идеи Кант назвал антиномиями разума. В связи с этим возникает вопрос, что можно сказать о разуме, как познавательной способности? По Канту, антиномии возникают тогда, когда разум выходит за границы своего применения и с помощью конечного человеческого рассудка пытается конструировать не мир опыта человека, а мир вещей самих по себе.

Таким образом получается, что благодаря своим познавательным способностям (чувственности, рассудку, разуму) человек воспринимает и познает лишь то, что он может воспринимать и познает только таким образом, какие у него есть для этого доопытные, априорные формы познания, а природа вещей, как они существуют сами по себе, принципиально недоступна нашему познанию и такой подход ведет к агностицизму (мир непознаваем). Несмотря на то, что Кант не разделял веры своих предшественников в познавательные возможности человеческого разума, называя эту веру догматизмом, бесспорным достижением его гносеологии является признание активности субъекта познания. Все наши знания не являются всего лишь пассивным отражением вещей, процессов и их закономерностей, напротив, наши знания - это духовная конструкция, продукт активного воображения на основе чувственности, рассудка и разума и в этом суть "коперниканского" переворота в философии, осуществленного Кантом.

Особый интерес представляет этическая концепция Канта, где он утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Нравственные понятия также не выводятся из опыта, они априорно, изначально заложены в человеческом разуме, а потому моральный поступок есть результат внутреннего императива (повеления) и он вполне может не согласовываться с практикой окружающей среды (чтобы отличить добро от зла не нужно специального образования, нужно прислушиваться к интуиции). По Канту достоинство приписывается лишь тому человеку, кто все благополучие своей жизни подчиняет моральному долгу, требованиям совести. Высший нравственный закон, категорический императив Канта состоит в следующем: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства", или другими словами – поступай так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе, не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих целей.

Основные работы И.Канта: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".

2. Субъективный идеализм Фихте и философские идеи Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга

 

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 г.г.) отбросил кантову идею "вещи в себе" и попытался вывести все содержание знания из деятельности нашего "Я", тем самым, вступив на путь субъективного идеализма наподобие взглядов Дж. Беркли. 

Подлинная реальность для Фихте – единство субъекта и объекта, где ведущую роль играет субъект. Весь объективный мир (Фихте именует его "не-Я") объясняется и выводится из деятельности "абсолютного Я" наделенного бесконечной активной деятельностью и творящего мир. Из этого мистического исходного "Я" Фихте выводит и отдельное "Я" ограниченного человеческого субъекта. Индивидуальное человеческое и осознаваемое им "абсолютное Я" то совпадают, то различаются, и в этой пульсации Фихте усматривает содержание всего мирового процесса.

 Фихте не был кабинетным мыслителем, как Кант. Он был настоящим трибуном, политическим оратором и страстным патриотом своей родины, любую теорию он считал вторичной, производной от практически-деятельного отношения. Стоит отметить, что в оккупированном Наполеоном Берлине он читал лекции о патриотизме, а позднее и сам вступил в ополчение.

Философия Фихте, ее диалектика оказали существенное влияние на развитие немецкой культуры и классической немецкой философии в дальнейшем. Ее воздействие просматривается в философско-этических воззрениях романтизма относительно творческой активности духа, учении о творческом гении, роли иронии, ощущается в творчестве Шеллинга и Гегеля.

Основные работы Фихте: "Наукоучение", "Речи к немецкой нации".

В творчестве Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775 – 1854 г.г.), который уже в 22 года был профессором, выделяют три этапа.

Натурфилософия. Применяя фихтовский диалектический принцип развития (открытые им закономерности развития субъекта или "абсолютного Я"), но критикуя его за понимание природы как следствие развития субъекта, Шеллинг попытался философски обобщить достижения естествознания того времени (физики, химии, биологии). Природа представляется ему силовым динамическим единством противоположностей, противоборством полярных сил (характерный пример – магнит). Все неорганические процессы он увидел как предпосылку развития органики, где именно борьба является центральным принципом развития. Таким образом, возникает картина вселенной, как своего рода живого организма и здесь Шеллинг высказал целый ряд замечательных догадок и предположений.

Трансцендентальный идеализм. Шеллинг попытался соединить субъективный идеализм Фихте со своим объективным идеализмом. При этом, он по сути отвечал на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к возникновению сознания (ответ дает естествознание, ученый открывает законы, тем самым одухотворяя природу) и наоборот, каким образом сознание становится объектом (ответ дает трансцендентальная философия исходящая из первичности субъективного духовного). По Шеллингу постигнуть сложнейшие философские проблемы бытия способен лишь философский и художественный гений, поскольку не умозаключения и доказательства являются основными формами разумного познания, а интуиция.

Философия тождества. И мышление, и бытие по отдельности не являются первоосновой сущего. Исходный момент – это тождество духа и природы. Абсолютное их тождество видится Шеллингом в полной нерасчлененности объекта и субъекта.

В этом периоде творчества усиливается мистицизм Шеллинга, особый интерес проявляется у него к проблемам мифологии и откровения.

Своими идеями Шеллинг оказал существенное влияние не только на немецкую философию, но и на мыслителей других стран, особенно на представителей русской философии той эпохи.

Основные работы Шеллинга: "Первый набросок системы натурфилософии", "Система трансцендентального идеализма".   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: