Антропологический материализм Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804 – 1872 г.г.) в молодости был учеником Гегеля и страстным поклонником его философии, а впоследствии - его непримиримым критиком. По Фейербаху любой философский идеализм (например, система объективного идеализма Гегеля) является рационализированной религией, а религия и философия несовместимы. Поэтому свою задачу он видел в критике религии и разоблачении сущности религиозного сознания, имеющего общие корни с идеалистической философией Гегеля.

Ключ к пониманию взглядов Фейербаха в его афоризме "не Бог создал человека, а человек создал Бога". Происхождение христианства Фейербах объяснял объективированием человеком своих собственных сил, придании им потустороннего смысла и приписывании Богу тех свойств и атрибутов, которые в действительности принадлежат человеку. По Фейербаху, религия – это не просто продукт человеческого невежества, как полагали до него материалисты и атеисты, она обладает многими достоинствами, выполняет важные функции и возникает в человеческом обществе закономерно.

В религии человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность, но усиленную многократно (Бог сверхразумен, всемогущ, всеблаг). Причинами такого удвоения являются зависимость человека от стихийных сил природы и общества, а также психологические механизмы компенсации чувства этой зависимости. Человек боится смерти и жаждет бессмертия – христианские догматы дают ему надежду, человек стремится к добру – религия формирует соответствующие предписания к нравственному поведению. Но религия, удваивая мир человека, формирует фантастический мир, господствующий над действительным миром и человек попадает в зависимость, лишается свободы и самостоятельности.

Центральной проблемой философии по Фейербаху должен быть человек, его учение - это утверждение самоценности человеческого индивида во всей полноте телесного и духовного бытия. Важнейшей характеристикой человека является его чувственность, и здесь Фейербах стремится показать значение природно-биологического начала в человеке, которое игнорировалось немецким идеализмом благодаря возвеличиванию познающего мышления "абсолютного духа", "мирового разума".

По Фейербаху "Я" это не только мыслящее и духовное начало, но реальный человек, обладающий телом и чувственностью, а чувственность всегда опосредована общением с другим человеком. Поэтому у Фейербаха в понятие субъекта вводится не только "Я", но и "Ты", то есть другой человек. По-новому интерпретирует Фейербах и понятие объекта, которое формируется в опыте человеческого общения, где другой человек (т.е. "Ты") всегда является самым первым объектом.

"Я" и "Ты" - Фейербах обожествляет простые законы человеческого общения и нравственности, придает религиозный смысл любви мужчины и женщины ("любовь к женщине есть основание всеобщей любви. Кто не любит женщины, не любит человека"). Человек человеку Бог – вот высшая истина по Фейербаху.         

Любовь к Богу, по мысли Фейербаха, является ложной формой подлинной любви к другим людям. Фейербах признавал значение религии в человеческой истории, но считал, что христианская религия уже исчерпала свои возможности и, пытаясь найти действенные средства борьбы с христианской религией, он пропагандировал необходимость создания новой религии, но уже без Бога, основанной на любви человека к другому человеку.

Материализм Фейербаха существенно отличается от предшествующего ему материализма. Являясь учеником великого диалектика Гегеля, Фейербах уже не может вернуться к материализму механистическому. Его материализм характеризуется как антропологический (в центре внимания не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек, как психофизическое единство).

Итак, человек – это единство телесных, духовных и родовых характеристик (а не только духовное существо, в чем суть идеалистической трактовки). В человеке нет ничего сверхприродного, мышление есть естественное проявление природного мира, а потому следует отбросить все умозрительные идеалистические спекуляции о сверхчувственном, сверхприродном бытии. Однако человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически и отдельный индивид является лишь звеном в развитии человеческого рода, который предстает высшим продуктом природы. Фейербах возвеличивал природные, родовые свойства человека и недооценивал роль социального в бытии человека. К примеру, поскольку человек – природное существо, все принципы морали выводятся Фейербахом из свойственного человеку от природы изначального стремления к счастью.    

В понимании человеческой истории материалист Фейербах стоит на позициях идеализма. Он пытается применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Все индивиды связаны лишь природными узами, а потому сутью развития общества является смена религий, и как было отмечено, Фейербах предлагал свой вариант новой религии.

В теории познания Фейербах является сенсуалистом (лат. sensus – чувство, ощущение) считая, что ощущение выступает единственным источником нашего познания, и здесь вновь проявляется несогласие Фейербаха с абсолютизацией абстрактного мышления всей предшествующей немецкой философии.

Стоит еще раз подчеркнуть, что антропологический материализм Фейербаха был реакцией на учение Гегеля, в котором имело место абсолютное господство всеобщего над единичным, мышления над бытием (абсолютная идея поистине господствовала везде).    

Основные работы Фейербаха: "К критике философии Гегеля", "Сущность христианства".

 

Выводы:

Хотя немецкая классическая философия в своем развитии прошла очень непохожие этапы: от субъективного идеализма Канта к объективному идеализму Гегеля и, наконец, отрицанию идеализма антропологическим материализмом Фейербаха, философские системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха обладают некоторыми общими признаками и предстают целостным процессом, для которого характерны:

1. Гуманизм и уважение к человеку, который рассматривается как цель, а не как средство.

2. Оптимистическая вера в прогресс и плодотворность научного познания.

3. Развитие идеалистической диалектики, понимаемой как способ развития целостной системы логических категорий.

4. Применение диалектического метода к историческому процессу и попытки сформулировать (на основе объективного идеализма) закономерности общественного развития.

Бесспорными достижениями немецкой классической философии считается следующее:

1. Была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, реализована идея практической направленности сознания субъекта, которое не только отражает объект познания, но и активно творит его.

2. Был осуществлен диалектический анализ всех важнейших категорий философии, сформулированы основные законы диалектики и разработана диалектическая методология.

Классическая немецкая философия существенно повлияла на все последующее развитие философской мысли, на ее базе возникли философские школы неокантианства и неогегельянства, она послужила теоретическим и методологическим источником формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, а через марксизм повлияла на исторические судьбы многих народов, в особенности народов восточной и центральной Европы. Следует также отметить, что наряду с рационалистическим направлением развития немецкой философии (Гегель-Фейербах-Маркс) имело место и противостоящее ему иррационалистическое направление в немецкой философии, представленное взглядами А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, которое возникло в значительной степени под влиянием, и как негативная реакция на рационализм немецкой классической философии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: