Составление конспекта – большое искусство. Практика показывает, что не все курсанты владеют им

Наиболее распространенными недостатками при конспектировании первоисточников по «Правоведению» являются следующие: слишком подробная запись источника, сделанная путем механического его переписывания; неумение выделить в прочитанном главное, существенное; бессистемное конспектирование, когда правовые нормы не связаны между собой, что делает такой конспект бессмысленным и бесполезным; конспектирование не доводится до конца; не всегда фиксируются реквизиты правового акта (наименование, дата принятия, номер), что не позволяет использовать конспект для решения конкретной правовой задачи.

Записи по содержанию первоисточника могут быть произведены в нескольких формах. Наиболее распространенными из них являются план, тезисы, выписка и конспекты.

Для составления плана необходимо внимательно прочитать по указанной выше схеме и продумать содержание первоисточника, разделить текст на законченные по смыслу части, выделить из них основное содержание, сформулировать выделенные разделы и записать в конспект. План позволяет быстро восстановить в памяти прочитанное, предельно сжать его изложение, четко мыслить.

Тезисы представляют собой краткую формулировку основных положений первоисточника. Запись, составленная курсантом в тезисной форме, помогает глубже понять основные положения правового акта, приучает кратко, сжато и точно формулировать свои мысли, способствует выработке активного мышления культуры письменной речи.

Выписки представляют собой выбранные из текста определенные правовые нормы, схемы, таблицы и т.д. Выписки делаются тогда, когда необходимо собрать материал по узкой правовой проблеме из широкого спектра источников для доклада, статьи, реферата и пр. Удобнее всего выписки делать на карточках или отдельных листах, что позволяет их менять местами, раскладывать по проблемам, заменять новыми. Выписки делаются, как правило, путем копирования правовой нормы или части ее с обязательным указанием реквизитов правового акта.

Конспект является наиболее сложной формой записи. Он может полностью себя оправдать только тогда, когда составлен самим курсантом на основе глубокого изучения первоисточника. Но если составление конспекта свелось к бездумному переписыванию в тетрадь выдержек из изучаемого первоисточника, или переписыванию чужих конспектов, то никакой пользы такая работе не принесет.

Конспект – пособие индивидуального пользования. Хороша та запись, которая позволяет восстановить в памяти содержание правового акта, найти нужную правовую информацию, подготовиться к семинару, контрольному опросу или зачету. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать при составлении конспекта.

Конспект должен быть написан разборчиво, чтобы его можно было легко читать. Наиболее важные места в конспекте следует подчеркивать, выделять. Конспект необходимо подразделять на части в соответствии с разделами, главами и статьями (пунктами) изучаемого правового акта. Важнейшие положения, содержащиеся в правовом акте, при конспектировании следует не только выделять, но и давать их аргументацию, раскрывать содержащиеся в них причинно-следственные связи, подкреплять их практическими правовыми примерами из повседневной деятельности воинских частей, спортивных подразделений.

Конспект должен быть кратким, содержательным. Практика показывает, что объем конспекта составляет примерно одну десятую, одну пятнадцатую часть конспектируемого первоисточника.

В тексте конспекта целесообразно ссылаться на статьи (пункты) правового акта, чтобы нужную запись можно было легко восстановить. Целесообразно конспектирование первоисточников вести в отдельной тетради в последовательности, определенной тематическим планом. На страницах рекомендуется оставлять поля, аналогичные конспектам лекций, необходимые для доработки и пополнения конспекта новой информацией.

Приступая к составлению конспекта, следует прежде всего записать наименование правового акта (закон, постановление, распоряжение, приказ), государственный орган издавший (принявший) его, дату, номер и заголовок. При конспектировании правовых актов из официальных изданий (Российская газета, Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание постановлений Правительства Российской Федерации и других) необходимо указать в каком журнале, газете и когда этот правовой акт опубликован.

При конспектировании первоисточника из электронных правовых баз данных необходимо убедиться является ли правовой акт действующим или нет. Если правовой акт отменен или утратил силу, то нет необходимости в его конспектировании.

Иногда курсанты задают вопрос, где лучше писать конспект: в тетради или на отдельных листах. Здесь однозначного ответа нет. Все зависит от цели конспектирования. Если материал изучается в связи с подготовкой к докладу или выступлению, записи лучше делать на отдельных листах, используя одну сторону. Это позволяет систематизировать материал, обновлять его. Если же конспект составляется для длительного последующего использования, записи целесообразно производить в тетрадях.

Изучение рекомендуемой литературы и правовых актов требует не только внимания и трудолюбия, но и аккуратности. Пользуясь книгами библиотеки или методического кабинета, ни в коем случае недопустимо делать в них пометки, подчеркивания и т.д. Ведь эти книги составляют материальную базу учебного процесса.

Небрежное отношение к книгам и журналам ведет к их порче. Удобнее всего пользоваться закладками, на которых можно отмечать что интересного, важного содержит та или иная книга или ее страница.

Важным моментом в изучении учебной дисциплины «Правоведение» является подготовка и работа на контрольных формах занятий: семинарах, сопровождаемых контрольным опросом, и зачете с оценкой.

При подготовке к семинару наряду с изучением учебников, учебных пособий и первоисточников, курсант готовится к контрольному опросу и к каждому вопросу семинара в соответствии с заданием на подготовку к семинару.

В период подготовки допускается распределять вопросы, выносимые на семинар, между курсантами. Однако это не означает, что во время занятия преподаватель предоставляет слово по обсуждаемому вопросу только специально подготовленному обучающемуся. На семинаре по «Правоведению» принято сочетать выступление курсантов по желанию и по инициативе преподавателя.

Семинар – коллективная форма обучения, на котором происходит обмен приобретенными знаниями, своими открытиями, личным опытом. Участвовать в работе семинара значит:

а) внимательно слушать доклад (сообщение) и выступления товарищей;

б) записывать в тетради новую правовую информацию, практику применения того или иного правового акта, ссылку на судебное решение;

В) всесторонне анализировать и оценивать доклад (сообщение) и выступления коллег. С разрешения преподавателя вступать в дискуссию и отстаивать свое мнение по правильному применению правового акта или его нормы.

Контрольный опрос может проводиться в письменном или устном виде в начале семинарского занятия. Вопросы, выносимые на контрольный опрос должны охватывать ранее пройденные темы, по которым учебной программой и тематическим планом не предусмотрено проведение семинарского или практического занятия.

На зачете разрешается пользоваться учебной программой, поэтому во время самостоятельной работы важно иметь и изучать «Правоведение» вместе с соответствующим разделом программы. Содержание программы позволит вспомнить материал и более качественно подготовиться к ответу на вопросы билета.

На зачете каждому курсанту предоставляется право взять билет, в котором содержится два вопроса по различным разделам учебной дисциплины. На подготовку отводится до 30 минут, столько же – на ответ по всем поставленным в билете вопросам. На дополнительные вопросы курсант обязан отвечать без подготовки.

И, наконец, об оценке труда курсантов. Его преподаватель оценивает по четырех балльной системе. Оценка «отлично» ставится тогда, когда курсант показывает глубокое и всестороннее знание предмета, обязательной и дополнительной литературы (правовых актов), аргументированно и логически стройно излагает материал, свободно ориентируется в действующем законодательстве в объеме изучаемого материала, применяет теоретические знания при решении практических правовых задач.

Оценка «хорошо» ставится курсанту, который твердо знает предмет, рекомендованную обязательную литературу, знаком с дополнительной литературой, аргументированно излагает материал, умеет ориентироваться в действующем законодательстве в объеме изучаемого материала и достаточно уверенно применяет теоретические знания при решении практических правовых задач.

Оценка «удовлетворительно» ставится, когда курсант в основном знает предмет, обязательную литературу, умеет применять полученные теоретические знания при анализе правовых актов и их применении для решения практических правовых задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: