Система литературоведческих дисциплин. Понятие поэтики

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие

для обучающихся по направлению подготовки

45.03.01 Филология

Симферополь 2019

 

УДК 82-14(477) 

ББК 83.3(2=Рус)

О 76   

Рекомендовано к печати Ученым советом ФГАОУ ВО

«Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

 (протокол №       от                      )

 

УДК

ББК

Остапенко И.В.

Введение в литературоведение: учебное пособие по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» / И.В. Остапенко. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2019. – 116 с.

Рецензенты:  

Резник О.В., доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма»;

Шилина А.Г., доктор филологических наук, профессор кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». 

 

В пособии представлены учебно-методические материалы, необходимые для системного глубокого освоения дисциплины «Введение в литературоведение»: лекционные материалы к курсу, планы практических занятий, список литературы. Главная задача пособия – помочь студентам, начинающим своё профессиональной филологическое образование, составить надёжное и прочное представление о назначении и составе литературной науки, помочь реальному формированию необходимых компетенций, связанных с путями и навыками литературоведческого труда.

Для бакалавров, обучающихся по направлению 45.03.01 «Филология».

© Остапенко И.В., 2019

Описание учебной дисциплины

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки ФГОС ВО 45.03.01 Филология.

Подготовка бакалавра ведется по профессиональному профилю «Русский язык», «Русская литература», «Украинский язык», «Украинская литература», «Прикладная лингвистика», «Перевод и переводоведение», «Методика преподавания филологических дисциплин».

Цель и задачи учебной дисциплины

Курс «Введение в литературоведение» является одной из основополагающих филологических дисциплин. Целью курса является освоение начальных гуманитарных знаний, приобретение первоначальной суммы литературоведческих знаний и умений, овладение первичными навыками гуманитарного мышления, первичными представлениями о природе словесного искусства как предмета литературоведческой науки и о специфике исследовательского подхода.

Литературоведение, являясь одной из базовых филологических дисциплин, тесно связано со всем кругом гуманитарных наук – лингвистикой, риторикой, искусствознанием, эстетикой, культурологией, общественной историей, социологией, психологией, семиотикой, с предметами религиоведческого цикла.

Литературоведческое знание необходимым образом дополняет и обогащает познавательные ресурсы других гуманитарных наук, внося ценный вклад в формирование целостного представления о человеке как духовной личности.

Задачи курса состоят в следующем:

- знакомство с литературоведением как научной дисциплиной, его структурой, спецификой его предмета;

- освоение первичных установок современного гуманитарного знания в подходе к произведению словесного искусства;

- овладение системой научных понятий и литературоведческой терминологией, теоретическими принципами и практическими навыками анализа литературных произведений.

Дисциплина изучается на 1 курсе во 2 семестре.

Структура учебной дисциплины

 

№№

Пп

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

В том числе

Аудиторные занятия

Из них

Самостоятельная работа
  Лекции Практические занятия  Лабораторные занятия  
1 Введение в литературоведение в системе филологических дисциплин 15 8 4 4   7
2 Литература как вид искусства. 33 10 6 4   23
3 Тип произведения. Категория рода. 63 40 18 22   23
4 Категория жанра. Лирические, эпические и драматические жанры. Литературные направления. 33 10 6 4   23

Лекция 1.

Литературоведение в системе филологических дисциплин. Литература как род деятельности и вид искусства.

 

Филология как наука.

В современном научном дискурсе филологию трактуют в широком смысле как совокупность гуманитарных наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Словарь Ожегова дает уточнение – филология изучает духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Данное уточнение восходит к определению филологии, зафиксированному в словаре Брокгауза и Ефрона. Исходя из деления наук на математические, естественные и «науки о духе», ученые относят филологию к последней, притом рассматривают ее в тесной связи с историей. Как наука филология была известна уже в Древней Греции, еще ранее – в Индии и Китае; в России ее формирование приходится на середину XIX века. За полтора столетия своего функционирования филология заявила о себе как самостоятельная наука, развив внутри себя два направления – языковедение и литературоведение, которые, в свою очередь, представлены системой лингвистических и литературоведческих дисциплин.

Обратим внимание на то, что филологию мы рассматриваем как науку, но ее «научность» всегда коррелирует с формой сознания общества, которое в своем развитии проходило разные стадии – и мифологическую, и религиозную, и собственно научную. Поэтому основополагающие категории филологии, и в особенности, литературоведения генетически восходят к архаическим и далеко не научным, на сегодняшний взгляд, представлениям человека о мире. При этом мы должны понимать, что любые представления о мире, и научные в том числе, покрываются понятием мифа.

 

Система литературоведческих дисциплин. Понятие поэтики.

Литературоведение – одно из направлений филологии, наука, предметом изучения которой является художественная литература. В литературоведении выделяют основные и вспомогательные дисциплины. К основным дисциплинам относятся литературная критика, история литературы и теория литературы, к вспомогательным – текстология и библиография.  

Литературная критика первой реагирует на публикацию художественного произведения и во многом формирует читательское восприятие. Литературно-критическая рецепция чаще публицистична, акцентирует смысловую сторону эстетического объекта, оценочность приобретает субъективно-эмоциональную окраску. Значимость литературно-критических работ определяется тем, что они высвечивают связь художественного мира с актуальными проблемами современности, духом эпохи. Писатель и критик всегда принадлежат одному историческому времени.

История литературы изучает художественное произведение как «один из моментов» литературного процесса (Ю. Манн). В задачи историка литературы входит определение места конкретного произведения в творческом наследии автора, введение эстетического феномена в широкий историко-литературный контекст, обусловленный философско-исторической картиной мира данной эпохи, общественно-политическими и социокультурными факторами. В то же время, творчество писателя рассматривается как завершенное целое в рамках литературного процесса, определяются основные черты творческого метода автора, его соотнесенность с литературными направлениями, течениями, выявляются жанровые и стилевые предпочтения, связь с литературно-культурной традицией.

Теория литературы изучает законы развития литературного процесса и разрабатывает категориальный аппарат и методологический инструментарий для изучения сущности художественного объекта как произведения искусства.

Теория литературы наиболее молодая среди литературоведческих дисциплин. Восходит она к древнегреческой поэтике, в частности, труду Аристотеля, который трактовал ее как учение о сущности, свойствах и законах словесного художественного творчества. Поэтика тесно соприкасалась с риторикой, философией и эстетикой. Выделяют три разновидности поэтики. Общая или теоретическая поэтика рассматривает литературу в целом и отдельное литературное произведение с точки зрения системно-структурных отношений в синхроническом аспекте. Историческая поэтика изучает художественные системы, отдельные поэтические приемы с точки зрения их эволюции, выявляет генетические и универсально-типологические закономерности развития литературного процесса в диахроническом аспекте. Частная поэтика изучает отдельные явления направленческого (поэтика романтизма, поэтика классицизма) или индивидуально-стилевого характера (поэтика Пушкина), а также конкретных эстетически значимых средств или приемов (поэтика мотива, поэтика метафоры).

Библиография и текстология относятся к вспомогательным литературоведческим дисциплинам, они тесно связаны с историей и теорией литературы и составляют их источниковедческую базу.

Библиография обеспечивает исследовательский процесс систематизированной информацией. Библиографию составляют издания художественной литературы, литературоведческие труды, литературно-критические источники. Текстология изучает рукописное наследие автора и занимается подготовкой изданий литературных текстов. Данная наука занимается изучением истории текста, его источников, устанавливает датировку и атрибуцию текста, определяет канонический вариант текста, готовит справочный аппарат и комментарии к тексту.

 

Предмет изучения филологии.

Чтобы осознать сущность науки филологии и определить предмет ее изучения, следует обратиться к семантике термина. Слово «филология» – греческого происхождения, где philos – друг, а logos – учение, или слово. Есть и другие толкования – «филия» означает «любовь», а «логос» – язык, речь. Исходя из них, филоло́гия (от др.-греч. Φιλολογία) трактуется как «любовь к слову». Обратим внимание на то, что семантика обеих составляющих частей номинации актуализирует сакральный смысл.

В современном греческом языке philos переводится как профессионал. То есть тот, кто способен сознательно и плодотворно заниматься какой-либо деятельностью, в прямом смысле – «любить» свое дело. Исчерпывающее понимание любви в христианской трактовке – «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). 

Логоc(греч. logos) является одним из основных понятий древнегреческой философии. Термин введен Гераклитом, греки называли логосом и «слово» («речь»), и «смысл» («понятие»). Гераклит соотносит Логос с универсальным законом трансформации, управляющим вещами, процессами и всем космосом. Учение Гераклита использовал Сократ и стоики. Стоики описывают Логос как состоящую из тонкой материи (эфирно-огненную) душу космоса, от которой происходит «сотворение» вещей в инертной материи. Через стоиков мысль Гераклита о Логосе перешла в христианское учение о Логосе как втором лице Пресвятой Троицы.

В Евангелии от Иоанна (Ин. 1:1-14) Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается: становится Богочеловеком Иисусом Христом: «В начале было Слово, И слово было у Бога, и Слово было Бог». Понятие логоса стало одним из ведущих в различных философских системах (Фихте, Гегель, Флоренский, Хайдеггер), где трактуется и как «мысль» или «слово», и как «смысл» (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.

Таким образом, слово, или логос, презентуют созидательную энергию, способную к производству или творению. Владение словом, знание его природы и функций открывает человеку путь к источнику знаний, к овладению знаниями о мире. Филолог как профессионал, «любящий слово», априори причастен созидательной функции слова. Задача филолога – постичь смысл слова и интерпретировать его для других.

Как уже упоминалось, филология включает в себя языкознание и литературоведение. Обратим и здесь внимание на семантику номинаций. Вторые части обоих сложных слов – «-знание» и              «-ведение» акцентируют познавательный характер филологической деятельности. Но в литературоведческом термине использование архаического корня актуализирует его сакральный смысл. То есть, уже на уровне терминологической номинации литературоведение ориентировано не просто на получение знаний о мире, но на раскрытие их глубинных смыслов. Таким образом, филолог-литературовед изучает «слово» не только и не столько как факт языка, презентующего когнитивную картину мира его носителя, но как созидательную силу, способную к сотворению нового – художественного – мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: