Введение в литературоведение в системе филологических дисциплин.
1. Филология как наука.
2. Система филологических дисциплин. Понятие поэтики.
3. Предмет изучения филологии.
4. Семиотическая природа слова в языке как средстве общения.
Литература
1. Логос [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия.. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81 (дата обращения: 08.09.2017)
2. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.
3. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.
4. Фарино Ежи Введение в литературоведение: Учебное пособие / Е. Фарино. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 639 с.
5. Филология [Электронный ресурс] // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4744/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 08.09.2017)
6. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. ؎ 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 437 с.
Практическое занятие 1.2.
Деятельностный характер художественной литературы
1. Что общего в семантике понятий «автор», «художник», «искусство»?
2. Как понимаете подражательную деятельность?
3. Как формируется игровая деятельность?
4. На чем основана игровая деятельность?
5. В чем состоит сущность первого закона искусства?
6. Характеристика ведущего субъекта в игровой деятельности.
7. Корреляция понятий «эстетическое», «красота», «прекрасное».
8. Соотношение понятий «красота» и «гармония».
9. Корреляция понятий «красота» и «целостность».
10. Возникновение эстетики как науки.
11. Пути познания мира человеком.
12. Принцип отношения древнего человека к миру.
13. Природа мифа, обряда, ритуала.
14. Соотношение сакрально-жизненной и эстетической функции в ритуале.
15. Дифференциация мифологического сознания, образование новых форм человеческого сознания.
16. Второй закон искусства.
17. Природа сакральности авторского слова.
18. Соотношение семиотического и эстетического начал в искусстве.
19. Сущность эстетических отношений.
20. Понятие завершенности эстетического объекта.
21. Третий закон искусства.
22. Понятие художественного образа.
23. Понятие коммуникативной природы художественной деятельности.
24. Позиция читателя в художественном процессе.
25. Позиция автора в процессе творчества.
26. Четвертый закон искусства.
Литература
1. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Учебное пособие / С.Н. Бройтман. – М.: РГГУ, 2001. – 320с.
2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.
3. Остапенко И.В. Природа в русской лирике 1960–1980-х годов: от пейзажа к картине мира: монография / И.В. Остапенко. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. – 432 с.
4. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.
Практическое занятие 1.3.
Периодизация историко-литературного процесса в контексте смены культурологических эпох
1. Понятие культурологических эпох
- обоснование дифференциации историко-литературного процесса;
- дискурсивность художественного произведения;
- научные концепции периодизации развития культуры.
2. Эпоха синкретизма.
- хронологические рамки эпохи синкретизма;
- принцип тождества как отношение человека и мира;
- понятие праискусства;
- субъектный синкретизм;
- образный синкретизм;
- сюжетный синкретизм;
- различение сакрально-жизненной и эстетической функции слова в обряде и ритуале;
- прародовые отношения в эпоху синкретизма;
- зарождение жанровой дифференциации в эпоху синкретизма.
3. Показать на иллюстративном материале специфику принципа синкретизма.
4. Эйдетическая эпоха.
- хронологические рамки эйдетической эпохи;
- принцип эйдоса в отношениях человека и мира;
- возникновение поэтического искусства и наук, его изучающих;
- понятия риторичности, традиционализма, каноничности, рефлексивности относительно эйдетической эпохи;
- принцип эйдоса на субъектном уровне произведения, отношения автора и героя;
- образный эйдетизм;
- сюжет в эйдетическую эпоху;
- жанровая система эйдетической эпохи.
5. Показать на иллюстративном материале специфику принципа эйдоса.
6. Эпоха модальности.
- хронологические рамки, периодизация и номинации новой эпохи;
- предпосылки возникновения и оформление нового принципа отношений человека и мира;
- статус искусства в эпоху модальности;
- специфика человеческой личности в новую эпоху;
- специфика автора в новую эпоху;
- особенности субъектной сферы словесного произведения;
- словесный образ новой эпохи;
- сюжет в эпоху модальности;
- жанровая система эпохи модальности.
7. Показать на иллюстративном материале специфику принципа модальности.
Подобрать к каждой эпохе свой пример и объяснить функционирование основного художественного принципа
Литература
1. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Учебное пособие / С.Н. Бройтман. – М.: РГГУ, 2001. – 320с.
2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.
3. Остапенко И.В. Природа в русской лирике 1960–1980-х годов: от пейзажа к картине мира: монография / И.В. Остапенко. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. – 432 с.
4. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.
Лекция 2.
Автор и авторское сознание. Поэзия и проза. Словесный образ