Литературоведение изучает художественную литературу. Единицей текста как художественного произведения является слово, следовательно, для литературоведа слово также является предметом изучения. Но в художественной литературе слово лишь внешне совпадает со словом из языка как средства общения. Новые функции слова в художественном мире необходимо осмыслить.
Художественная литература – результат специфической деятельности некоей личности, которую именуют автором (от лат. Auctor – творец или от греч. Autos – сам), или художником (ст.-сл. яз. Хѫдогъ – «опытный, искусный» < готск. * handags «ловкий, умелый», от handus «рука». Художник буквально – «с умелыми руками»), позже появится термин автор-творец (М. Бахтин). Такая деятельность называется искусством. (У греков понятие искусства связано с «техне» (мастерство), имеет тот же корень, что и «тикто» – «рождаю», поэтому «искусство» – по-гречески «порождение» или вещественное создание вещью из самой себя таких же, но уже новых вещей.)
Человек как субъект взаимодействует с миром, вступая в определенные отношения с живыми существами, с неживыми предметами и со знаками. Художник же в своей деятельности оперирует лишь знаками. Если в руках живописца краска (вещь), или у скульптора глина (вещь) становятся знаками, из которых он создает иную реальность – картину или скульптуру, то писатель использует слово. Но ранее мы установили, что слово уже само является знаком, замещающим предмет или явление, или живое существо.
|
|
Напомним, знак имеет три аспекта – имя, значение, смысл. Любой носитель языка способен сразу понять смысл целого высказывания, поскольку ему изначально известны значения слов. Художественное произведение презентует язык, значения слов которого не известны читателю. Реципиент воспринимает смысловое целое, а со значениями отдельных слов (образов) ему придется знакомиться в процессе изучения языка (прочтения всего произведения). Слово как знак языковой системы в художественном тексте становится знаком знака, или «образом образа» (А. Потебня), формирующим художественный язык, носителем которого является его автор. Читателю предстоит изучить этот язык в процессе чтения произведения. Поскольку слово в художественном языке является знаком знака, сам художественный язык и произведение, его презентующее, принято называть вторичной знаковой системой, дважды опосредованной семиотической системой, или виртуальной реальностью, или художественной реальностью.
Деятельностный характер художественной литературы
Семиотическая природа художественной литературы
|
|
Осмыслим далее природу деятельности автора, или художника, которую мы ранее назвали искусством. Если внимательно присмотреться к семантике терминов «автор», «художник», «искусство», легко обнаружить их смысловое единство. Все они характеризуют специфическую деятельность человека – созидательную. Она связана с подражанием природе как высшей форме порядка (божественного) (теория «мимезиса»: Демокрит, Платон, Аристотель).
В общем представлении деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром (игра, учение, труд). Первым проявлением деятельности человека считается подражательная, направленная на воссоздание природных явлений в человеческой среде. Вначале она имела прагматический характер – орудия производства, сельскохозяйственная деятельность и др. Позднее подражательная деятельность, основанная на условном замещении предметов и вещей их моделями, или знаками, вошла в состав древнего обряда и ритуала и стала выполнять, наряду с прагматической, сакрально-жизненную функцию. Так появляется игровая деятельность, что впоследствии станет основой искусства. Искусство, таким образом, имеет условную, знаковую или семиотическую природу, а условность принято считать первым законом искусства, сформировавшимся еще в период его зарождения, в архаическую эпоху. В современном мире искусство считается родовым понятием для таких своеобразных видов деятельности в области духовной культуры, как музыка, живопись, скульптура, театр, кино. К искусству как виду человеческой деятельности принадлежит и художественная литература, которую часто называют «искусством слова».
Рассматривая искусство как семиотическую условную деятельность, важно осознать характер субъекта, ее производящего. Как уже отмечалось, искусство возникло из подражания природе как божественному, и поэтому совершенному, творению. Предполагалось, что создать нечто новое человек не в состоянии, но он может следовать по пути божественного прецедента. Претендовать на роль ведущего в такой деятельности мог не каждый, но лишь «избранный», кто был посредником между богом и людьми. В разных культурах это шаманы, жрецы, пророки и др. Эти сакрально-социальные роли стали прообразом субъекта, способного к созидательной или творческой деятельности, который спустя тысячелетия получил наименование автора-творца.