Семиотическая природа слова в художественном языке

Литературоведение изучает художественную литературу. Единицей текста как художественного произведения является слово, следовательно, для литературоведа слово также является предметом изучения. Но в художественной литературе слово лишь внешне совпадает со словом из языка как средства общения. Новые функции слова в художественном мире необходимо осмыслить.

Художественная литература – результат специфической деятельности некоей личности, которую именуют автором (от лат. Auctor – творец или от греч. Autos – сам), или художником (ст.-сл. яз. Хѫдогъ – «опытный, искусный» < готск. * handags «ловкий, умелый», от handus «рука». Художник буквально – «с умелыми руками»), позже появится термин автор-творец (М. Бахтин). Такая деятельность называется искусством. (У греков понятие искусства связано с «техне» (мастерство), имеет тот же корень, что и «тикто» – «рождаю», поэтому «искусство» – по-гречески «порождение» или вещественное создание вещью из самой себя таких же, но уже новых вещей.)

Человек как субъект взаимодействует с миром, вступая в определенные отношения с живыми существами, с неживыми предметами и со знаками. Художник же в своей деятельности оперирует лишь знаками. Если в руках живописца краска (вещь), или у скульптора глина (вещь) становятся знаками, из которых он создает иную реальность – картину или скульптуру, то писатель использует слово. Но ранее мы установили, что слово уже само является знаком, замещающим предмет или явление, или живое существо.

Напомним, знак имеет три аспекта – имя, значение, смысл. Любой носитель языка способен сразу понять смысл целого высказывания, поскольку ему изначально известны значения слов. Художественное произведение презентует язык, значения слов которого не известны читателю. Реципиент воспринимает смысловое целое, а со значениями отдельных слов (образов) ему придется знакомиться в процессе изучения языка (прочтения всего произведения). Слово как знак языковой системы в художественном тексте становится знаком знака, или «образом образа» (А. Потебня), формирующим художественный язык, носителем которого является его автор. Читателю предстоит изучить этот язык в процессе чтения произведения. Поскольку слово в художественном языке является знаком знака, сам художественный язык и произведение, его презентующее, принято называть вторичной знаковой системой, дважды опосредованной семиотической системой, или виртуальной реальностью, или художественной реальностью.    

 

Деятельностный характер художественной литературы

Семиотическая природа художественной литературы 

Осмыслим далее природу деятельности автора, или художника, которую мы ранее назвали искусством. Если внимательно присмотреться к семантике терминов «автор», «художник», «искусство», легко обнаружить их смысловое единство. Все они характеризуют специфическую деятельность человека – созидательную. Она связана с подражанием природе как высшей форме порядка (божественного) (теория «мимезиса»: Демокрит, Платон, Аристотель).

В общем представлении деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром (игра, учение, труд). Первым проявлением деятельности человека считается подражательная, направленная на воссоздание природных явлений в человеческой среде. Вначале она имела прагматический характер – орудия производства, сельскохозяйственная деятельность и др. Позднее подражательная деятельность, основанная на условном замещении предметов и вещей их моделями, или знаками, вошла в состав древнего обряда и ритуала и стала выполнять, наряду с прагматической, сакрально-жизненную функцию. Так появляется игровая деятельность, что впоследствии станет основой искусства. Искусство, таким образом, имеет условную, знаковую или семиотическую природу, а условность принято считать первым законом искусства, сформировавшимся еще в период его зарождения, в архаическую эпоху. В современном мире искусство считается родовым понятием для таких своеобразных видов деятельности в области духовной культуры, как музыка, живопись, скульптура, театр, кино. К искусству как виду человеческой деятельности принадлежит и художественная литература, которую часто называют «искусством слова».

Рассматривая искусство как семиотическую условную деятельность, важно осознать характер субъекта, ее производящего. Как уже отмечалось, искусство возникло из подражания природе как божественному, и поэтому совершенному, творению. Предполагалось, что создать нечто новое человек не в состоянии, но он может следовать по пути божественного прецедента. Претендовать на роль ведущего в такой деятельности мог не каждый, но лишь «избранный», кто был посредником между богом и людьми. В разных культурах это шаманы, жрецы, пророки и др. Эти сакрально-социальные роли стали прообразом субъекта, способного к созидательной или творческой деятельности, который спустя тысячелетия получил наименование автора-творца.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: