Событие, о котором рассказывается: «мир героя»

Понятие о художественном произведении как о «замкнутом в себе мире» сформировалось в эстетике предромантизма, в русской литературной критике впервые упоминает об этом В.Г. Белинский. Формулировку «мир героя» предложил М.М. Бахтин («Автор и герой в эстетической деятельности»), также она встречается у Р. Ингардена («Литературное произведение» (Das Literarische Kunstwerk)). Широкое использование в литературоведении понятие получило после работы Д.С. Лихачева «Внутренний мир художественного произведения» (1968). Ученый называет «мир героя» «внутренним», потому что его восприятие «связано с внутренней точкой зрения» [цит. по 58, с. 176]. Героя и его мир можно увидеть только изнутри произведения, внешняя сторона – это текст.

«Мир героя» в произведении, как и другие его аспекты, также обладает событийностью. В нем «со-бытийствуют» два полюса – «герой» и «мир». О типологии героя речь будет идти отдельно. Но и сам «мир» предстает «со-бытием» «пространства» и «времени». Поскольку «мир героя» создан автором-творцом, он является художественным. При определенной корреляции с реальным миром, художественный отличается от него, по Д.С. Лихачеву, иного рода системностью (пространство и время в нем наделены особыми качествами и подчинены его внутренним законам); зависимостью от стадии развития искусства (культурологические эпохи), от жанра и автора.

Мир героя, как художественный, входит в кругозор героя и соответствует его картине мира и системе ценностей. С точки зрения героя и с «внутренней» точки зрения наблюдателя (повествователя, читателя) изображенный художественный мир реален, а его ценности соотносятся с целями героя. Но читатель, равно как и сам автор, как известно, занимает еще и «внешнюю» позицию относительно произведения. Авторское сознание обладает более широким кругозором, оно имеет полную осведомленность не только о пространственно-временном измерении мира, но и о судьбе героя в целом. Читатель в позиции сотворчества также находится за пределами «внутреннего» мира произведения. То есть, автор и читатель пребывают в иной действительности и, используя «свой избыток видения», оценивают систему ценностей героя со своей собственной позиции. Таким образом, автор и читатель совмещают внутреннюю и внешнюю точки зрения на «мир героя», герой же обладает только «внутренней» точкой зрения на собственный мир.

Отношения героя с миром реализуются, как уже было отмечено через их «со-бытие», поэтому категория события как взаимодействие героя с миром становится ведущей в сюжетологии. Но чтобы понять его природу, необходимо разобраться с особенностями художественных пространства и времени, поскольку именно они определяют характер событий и логику их следования друг за другом в ходе сюжета.

 

Художественное время и пространство

Пространство и время как литературоведческие категории оформились сравнительно недавно. Основными работами в этой сфере являются работы: П.А. Флоренского «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924, опубликована в 1993); М.М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» (1924, опубликована в 1979) и «Формы времени и хронотопа в романе» (1930-е годы); Д.С. Лихачева «Поэтика художественного пространства»; труды Ю.М. Лотмана, М.И. Стеблин-Каменского, В.Н. Топорова о пространстве и А.М. Пятигорского о времени и пространстве в мифе. Следует отметить, что, во-первых, художественному пространству уделено больше внимания в научной литературе, чем времени, а во-вторых, обе категории рассматриваются отдельно, тогда как в реальном мире, и, следовательно, в художественном эти формы неотделимы друг от друга. Это обусловлено именно событийным характером мира героя, т.к. герой не может вневременно находиться в определенной точке пространства, и не может существовать во времени без привязки к пространству. Для обозначения такого взаимообусловленного единства М.М. Бахтин ввел категорию хронотопа.

Как уже отмечалось, мир героя в произведении очерчивает его кругозор (в прямом смысле – то, чем герой себя окружает, что он помещает в свой мир, что он в нем видит). А человек, как известно, окружает себя теми вещами, которые ему приятны, «ценны» для него, которые он считает «своими». Следовательно, пространственно-временной континуум выявляет ценностную систему героя. Чтобы ее осмыслить, необходимо учесть все указания на пространство-время в тексте произведения, все номинации места, объектов, их положений и состояний, временных интервалов между ними. Кроме того, пространственные номинации в тексте могут давать информацию о времени происходящего события, а временные маркеры указывать на место, где событие разворачивается. По М. Бахтину, «приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем» [цит. по 58, с. 181]. Так, определенный ландшафт, костюм персонажа, интерьер могут указывать на определенное историческое время, или герой окружает себя некими вещами – и переносится в иное время, что характерно, к примеру, фантастическому роману.

 

Классификации форм времени-пространства

Модели, создающие границы между автором и героем (время)

Если за основу дифференциации взять разные художественные действительности – изображенную (событие, о котором рассказывается) и изображающую (событие самого рассказывания) – то время можно рассматривать как «объективное» (данное в восприятии повествователя) и «субъективно-переживаемое» (восприятие героя: сон, временная смерть, «поток сознания»).

Противопоставление времен возможно и из одной и той же точки зрения: «биографическое» время и «время испытаний», «авантюрное» (Бальзак, «Шагреневая кожа»); обычное (историческое или биографическое) время и кризисное (Л. Толстой, «Отец Сергий». «Хаджи-Мурат»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: