Сюжетные и внесюжетные функции слова

Как видим, слово в драме может быть элементом как сюжета – диалог, реплика (не всегда), так и внесюжетных структур – монолог (не всегда), ремарка и вставной текст.

Сюжетная функция присуща слову преимущественно в классической драме. Персонажи своими репликами «откликаются на развертывание событий и влияют на их дальнейшее течение» [58, с. 325]. Так, в «Грозе», слово оказывается поступком, реплика поворачивает ход действия. В неклассической драме ситуация несколько усложняется. В ней преобладает «внутреннее действие» и диалоги уже, на первый взгляд, не имеют сюжетного значения. Но относительно неклассической драмы следует учитывать специфику самого сюжета. Он выстраивается не из «словесных действий», а из осмыслений, рефлексий, которые и становятся предметом авторского изображения.

Внесюжетную функцию в драме выполняют монологи персонажей-идеологов, наполненные обобщенными смыслами, подчеркнутой риторичностью. Кроме того, внесюжетную функцию могут выполнять диалоги-диспуты.

Вставные тексты необходимы автору в драме, если он стремится акцентировать сюжетную сторону произведения. Это может быть «пьеса в пьесе», стихотворение, притча и т.д.

Сценический эпизод в качестве компонента

Композиция произведения, как известно, обусловлена соотнесенностью членения текста и пространства-времени (с позиции автора и читателя). Патрис Пави акцентирует понятие точки зрения относительно позиции драматурга, который организует события пьесы и распределяет текст между персонажами. Автор драматического произведения все время будет играть изменением точки зрения и структуры высказывания говорящих субъектов. Вольфганг Кайзер обращает внимание на то, как автор представил экспозицию, как расположил персонажей и в какие обстоятельства их поместил, дал ли предысторию действий, как у него коррелируют инициирующие и ретардирующие моменты, обусловливающие катастрофу, каким образом готовится кульминация и как выстроены акты. Таким образом, драматическая композиция представляется членением текста пьесы на части по времени и месту действия при их художественно целесообразной соотнесенности.

В композиционном аспекте драматическое действие может «представать единым блоком», что характерно для классической драмы, но может «представлять собой монтаж сценических эпизодов», как, например, в «Борисе Годунове». В. Кайзер употребляет понятие «замкнутой» и «открытой» форм, а В.Е. Хализев выделяет два типа композиции: «дробление действия на многочисленные и короткие сценические эпизоды, развертывающиеся в разное время и в различных местах» (характерное, по его мнению, «для классической восточной и средневековой европейской драматургии») и «сосредоточение действия в немногих и достаточно крупных эпизодах, приближенных друг к другу в пространстве и во времени» (свойственное «преобладающим формам европейского (в том числе русского) театрально-драматического искусства последних столетий» [74, с. 161-164].

Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа

«Родовая» характеристика героя в драме является наиболее разработанной по сравнению с другими литературными родами, хотя, по сути, литературная типология героя также отсутствует. Позиции ученых могут быть сходными, но зачастую и противоположны относительно названных понятий. 

Так, Г. Фон Вильперт и Патрис Пави роль (амплуа) понимали как «маску-характер», соответствующую физическим данным актера, а тип  как готовый, традиционный «образ поведения», «застывший характер» (при менее фиксированном облике). И амплуа, и тип означают заданность сюжетных действий, связь с «интригой».

Особенность драматического персонажа состоит в его более полной, чем в эпике, сюжетной воплощенности. Драматический характер многосторонний, поскольку в драме персонаж вследствие неизбежной ретардации в развертывании событий не совпадает с основной его сюжетной функцией.

Гегель противопоставляет схематичные драматические «типы» и «характеры» – цельные, но тесно связанные с коллизией. Д. Балухатый не разграничивает в драме характер и «лицо-схему, лицо-тип», обнаруживая в них в равной мере признаки «единства, собранности, цельности».

В современной теории драмы амплуа понимают как театральную специализацию актера на определенных ролях (трагик, комик) и повторяющиеся социальные роли (типы). Амплуа противопоставляется драматический характер – не совпадающий до конца с сюжетом. «Амплуа (свахи, купцы-обманщики или купцы-самодуры) предполагает ряд ситуаций, соединенных по сходству или по контрасту, т.е. определенный набор сюжетов; но никаким сюжетом не исчерпывается. Характер же превращает ситуацию в конфликт, т.е. определяет закономерное развертывание одного и единственного сюжета, который, в свою очередь, полностью реализует характер.

Амплуа означает полное совпадение действия (поступка) и внутреннего наполнения персонажа (ср. героев Фонвизина); характер – возможность расхождения между позицией и ролью, вольного или невольного (Борис и Самозванец у Пушкина: оба по-разному отступают от избранной роли, оба подражатели, оказываются в несогласии с собой)» [58, с. 331].

Классическая драма ориентирована преимущественно на традиционные амплуа, новая драма выстраивает сюжет посредством решения героем проблемы самоидентификации.

Практическое занятие 5.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: