Хронотоп драмы и конфликт

В эпике характер сюжета обусловлен структурой пространства-времени. В основе эпического сюжета лежит ситуация, в которой сходятся противоположные силы, в равной степени необходимые для изображаемого бытия. Ситуация может напрягаться, переходить в фазу коллизии, что заставит героя преодолеть какие-либо пространственные или временные границы, сформируется таким образом эпическое сюжетное событие, а из их набора выстраивается и сам эпический сюжет. Противоположные силы в эпике не конфликтуют одна с другой, они лишь провоцируют героя на «переступление» границы. В эпике пространственные и временные параметры не имеют жестких ограничений, событийный смысл приобретает момент перехода героем из одного пространственно-временного локуса в другой.

В драме пространство и время имеют определенную ограниченность – пространство сцены и время действия, равное непрерывному зрительскому восприятию (продолжительность пьесы). Сущность сюжета драмы зависит от единственного поворотного события, которое разделяет его на две части. В драматическом событии ключевая роль принадлежит конфликту, который формируется из ситуации, где противостоят друг другу не мировые силы (Хаос и Порядок), а личности, эти силы представляющие. Коллизия в эпической ситуации не снимает противостояния сил, но провоцирует героя на «переход границы», конфликт, или обострение драматической ситуации требует разрешения. В конфликте сталкиваются человеческие позиции, сформировавшиеся в результате самоопределения (выбора) личности (принадлежность к мировым силам). Драматический герой, совершая выбор, принимает и дальнейшую ответственность за его последствия, именно эта жизненная позиция личности будет испытываться всем ходом драматического сюжета.

Между ограничением драматического пространства-времени и выбором героя устанавливается необходимая связь. Пространство и время в драме концентрируются в «здесь и сейчас», что вынуждает героев обнаружить свои позиции, проявить себя в ситуации, чем вызвать ее обострение и открытое столкновение. Классическая драма сформировала, и долгое время соблюдала правило трех единств – «места, времени и действия», где «действие» (выбор) обусловлено пространством-временем. Драматический герой не совершает «подвиг», не уравновешивает противоположные силы, как это делает эпический герой. Драматический герой, в силу своего выбора занимающий определенную позицию, противопоставляет себя другой силе, представленной иными персонажами. Но и эта другая сила направлена против героя. Поэтому герою предстоит либо ее преодолеть, либо погибнуть под ее воздействием. Таким образом, драматический герой пожинает плоды своего собственного выбора.

 

«Обрамляющие» ситуации и мир драмы

Если специфика драматического пространства-времени состоит в их ограниченности, то следует выяснить, как действие в локальном хронотопе наполняется эстетическим смыслом. Другими словами, что экзистенциально важное может вынести зритель от соприкосновения с героем, действующим в ограниченном, хронологически и этически далеком от зрителя, мире.

Классическая драма, как правило, снабжена так называемыми «обрамляющими» ситуациями – начальной и конечной. В начальной определяются взаимоотношения персонажей друг с другом и с миром, то есть представлена сюжетная ситуация, в которой заложены предпосылки дальнейшего «обострения», но это еще не сама «завязка». Конечная ситуация формируется уже после катастрофы, которая не обязательно совпадает с финалом. В ней представлена расстановка сил уже после решающего события, что способствует переживанию катарсиса читателем-зрителем.

Таким образом, ограниченность пространства-времени в драме компенсируется наличием «рамки», размыкающей границы драматического конфликтного действия в безграничный мир.

«Рамочность» ограниченного хронотопа драмы позволяет соотнести «исключительный» момент пьесы с обычным временем, а «замкнутый мирок» – с широким миром. Это позволяет читателю-зрителю уяснить сущность конфликта: «на фоне сохранения или восстановления равновесия героя с миром обнаруживаются причины и смысл нарушения этого равновесия» [58, с. 318].

Таким образом, конфликт в драме проявляется в столкновении противоположных позиций главных персонажей, презентующих правду и ложь мира, или разные этические нормы.

 

Текст драмы. Сценический эпизод и композиция

Драматический конфликт как элемент «события, о котором рассказывается» реализуется на уровне «рассказанного события» через диалогическую форму слова.

«Родовые» свойства драматического слова изучаются в двух направлениях: либо через противопоставления драмы и эпики, либо через традиционную для драмы систему терминов – диалог, монолог, реплика, ремарка, вставной текст.

Уровень текста любого произведения, как известно, включает и понятие композиции как «системы фрагментов текста произведения, соотнесенных с точками зрения субъектов речи и изображения, которая организует изменение точки зрения читателя и на текст, и на изображенный мир». Необходимо осознать соотношение речи и композиции в драме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: