Теория коллективного творческого дела

КТД (коллективные творческие дело на сплочение группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств).

Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым.

«Прежде всего – это общественно-важное дело. Первейшее его назначение – забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе».

В истории воспитания возникли и развились следующие основные типы объективных воспитательных отношений: авторитарные; отношения «свободного воспитания»; отношения чрезмерной опеки; отношения «разумной опеки» воспитателей над воспитанниками; отношения товарищества воспитателей и воспитанников.

Отношения разумной опеки – это отношения, в которых воспитатели открыто передают готовый опыт, организуя для овладения им активную творческую деятельность воспитанников, но не сводят к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают позицию активных творческих учеников. Отношения разумной опеки дополнялись отношениями содружества взрослых и детей, подростков во всех сферах жизни, в играх, на прогулках, в совместных чтениях, путешествиях, в общественной деятельности, в труде, даже в учебной работе.

В этих отношениях воспитанники не только незаметно для себя учились у воспитателей, они и обменивались опытом, а самое главное – они вместе с воспитателями и под их руководством создавали новый опыт. Отношения разумной опеки и отношения содружества представляют собой во взаимосвязи воспитательные отношения товарищества воспитателей и воспитанников.

Коллективные творческие дела: все – творчески, иначе – зачем! (1990).

Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел (КТД) являются:

- единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности. Каждое дело – это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой гражданской заботы – практической, организаторской, воспитательной;

- творческий характер каждого дела: осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;

- единство шести отдельных стадий организации каждого дела.

Алгоритм содружества (1982).

Важнейшие традиции КИМа, названные нами алгоритмом содружества, легли в основу первого из условий успешности коллективных творческих дел (КТД).

Мы определили это условие как «единство и последовательность шести стадий».

На 1-ой (предварительной) стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД – в установочной (стартовой) беседе с воспитанниками, во время разведки дел и друзей, которую проводят микроколлективы по разным, сообща выбранным маршрутам.

2-я стадия – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем сборе коллектива. Воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам, а затем сообща решают такие примерно вопросы-задачи: для кого провести это дело (на радость и на пользу кому)? Как лучше его провести? Кому участвовать? Кто будет руководить? Где лучше провести это дело? Когда?

Ведущие общий сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят их воедино и организуют выбор совета дела или командира сводной бригады.

3-я стадия – коллективная подготовка дела. На этой стадии орган данного КТД конкретизирует план его проведения, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив готовит добрый сюрприз (при этом используются чередующиеся творческие поручения), а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам «по секрету».

4-я стадия – проведение КТД, где осуществляется конкретный план со всеми коррективами. Оказываются полезными также отклонения от замысла и ошибки, допущенные участниками, – все это тоже необходимая школа жизни. Главное для воспитателей – возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

5-я стадия – коллективное подведение итогов КТД. На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела. Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД (что было хорошо? что нам удалось из намеченного? благодаря чему?), недостаткам и ошибкам (что не получилось? почему?) и – что особенно важно – к урокам на будущее (что нам стоит использовать и дальше? превратить в традицию? как действовать по-другому?..)

Ведущие сбор направляют коллективный поиск лучших решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают высказанные мнения и предложения.

Участие каждого воспитанника в оценке КТД обеспечивается и другими средствами – беседами или анкетами (с такими, например, вопросами: что нового ты сделал? узнал? чему научился? чему научил товарищей?), стенгазетой или линейкой с творческими рапортами.

Воспитатели также подводят итоги выполнения собственно воспитательных задач.

6-я стадия – ближайшее последействие КТД и осуществление решений, принятых при подведении итогов и воспитанниками, и воспитателями.

Чередующиеся творческие поручения (1990).

В жизни коллектива могут использоваться и разрабатываться следующие виды чередующихся творческих поручений (ЧТП) микроколлективам и их функции.

Хозяева, или вахтенные, дежурят, заботятся о порядке, готовят творческие поздравления с днем рождения от имени коллектива.

Санитары заботятся о внешнем виде товарищей, учатся оказывать первую медицинскую помощь, заботятся о выполнении режима.

Книголюбы знакомят с книжными новинками, собирают и хранят библиотечку коллектива, устраивают книжные выставки.

Любознательные, или мудрейшие, проводят викторины, придумывают загадки для использования в устном журнале, работают с газетами и журналами, ведут стенды.

Друзья природы заботятся о растениях, ведут календарь природы.

Затейники пополняют игротеку коллектива.

Физорги подготавливают и проводят физкультминутки, помогают педагогам проводить спортивные игры и праздники.

Журналисты придумывают и рассказывают эстафетой (каждый частичку) небольшие устные рассказы, создают устный журнал – каждый выступает со своей страничкой.

Газетчики выпускают бюллетень, стенную газету, «молнии».

Часто при смене поручений микроколлективы передают друг другу коллективные или личные знаки-эмблемы, говорят о том, что ими было сделано хорошо. При этом важно сосредоточить внимание воспитанников на стремлении сохранить лучшее из придуманного раньше и внести новое, устроить добрый сюрприз. Не следует давать оценки выполнению чередующихся поручений, что невольно возбуждает обиды, разжигает ненужное соперничество.

(socpedi.narod.ru › Rodnik/metod/ktd/ktd.htm).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: