Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. Чтобы оптимально построить межличностное общение, необходимо соблюдать определенные технологические приемы. Те или иные процедурные операции определяются как общими родовыми особенностями интервью, так и видовыми различиями «внутри» него. По содержанию интервью делят на так называемые документальные интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.
Актуальное интервью. Сайт школы № 4 г. Чебаркуля и детской
организации «Радуга» (Челябинская область)
Не первый год наша школа набирает и выпускает социально-экономический класс, этот год не исключение. Сегодня мы берем интервью у классного руководителя 11б – социально-экономи-ческого класса – Шепелевой Валентины Владимировны.
– Валентина Владимировна, с какими трудностями столкнулись вы при формировании класса?
– Главная трудность была в том, что класс формировался из учащихся нескольких классов и не только нашей школы, но, несмотря на это, в классе быстро сложился дружный коллектив, ребята научились радоваться успехам друг друга и переживать за неудачи. Учиться приходится в первую смену по расписанию школы, а во вторую овладевать спецпредметами. Добавьте к этому один раз в месяц поездку на занятия в Челябинск.
– Валентина Владимировна, чем увлекаются учащиеся вашего класса?
– Мои юноши и девушки входят с состав школьной сборной по баскетболу и имеют высокие спортивные результаты, а также успевают участвовать в олимпиадах и школьных мероприятиях.
– Какими результатами вы пополнили копилку школьных побед в этом году?
– Нам есть чем гордиться: II и III места в городской олимпиаде по экономике, I место в составе сборной школы по баскетболу.
– По вашим ответам видно, что разочарований нет?
– Естественно нет, так как, мне кажется, у детей все получается и надежды мы оправдаем. Огромное спасибо всем учителям, работающим в этом классе, за внимание и понимание.
* * *
Интервью с классным руководителем 5б класса
Ольгой Николаевной
– Почему Вы решили стать учителем русского языка и литературы?
– У каждого человека в жизни бывают знаменательные встречи. Именно такая встреча произошла у меня в школе с Верой Васильевной Орловой – моим учителем русского языка и литературы. Эта встреча оставила в душе неизгладимый след, что и определило выбор моей будущей профессии.
– Почему вы решили здесь работать?
– Мне давно хотелось работать в православной школе.
– Что вам нравится в «Плесково»?
– Мне нравятся теплые отношения между людьми, как будто находишься в одной большой семье. Здесь все направлено на развитие внутреннего мира человека. Замечательно, что день начинается с общей молитвы, она звучит в течение дня, и заканчивается день тоже молитвой.
– Что Вы можете сказать о 5б классе?
– В нашем классе 4 «новичков», и я тоже новый человек в «Плесково». Так что наш маленький коллектив еще только формируется. Надеюсь, что со временем класс станет одной дружной семьей надежных людей. Думаю, у моих ребят все для этого есть: доброжелательность, открытость и стремление во всем помочь друг другу. А еще каждый из них – яркая индивидуальность: Федорова Серафима хорошо рисует, Алейников Аркадий – книголюб и актер, Васильева Настя и Грузинов Ваня замечательно читают стихи, увлекаются музыкой, Юра Лямин – организатор викторин, классных часов, фоторепортер и корреспондент, Дима Близнюков, Игорь Белов и Ира Букова в уборке класса подают пример другим, Ксюша Соколова всегда рада любому творческому делу, Саша Антонов никогда не откажет в помощи, Ксюшу Беляеву отличает скромность и трудолюбие, Игорь Дмитриев увлекается хоккеем.
– Что вы любите делать в свободное время?
– Я очень люблю гулять по лесу, наблюдать за природой, хотя это бывает очень редко. Люблю читать, слушать музыку.
Интервью подготовил Игорь Дмитриев (5б)
Задание (в период педагогической практики):
1. Познакомиться с фрагментом годового плана одной из школ (разделом «Организация воспитательной работы»), описать основные направления и формы запланированной работы.
2. Познакомиться с методическими рекомендациями министерства образования и науки РФ «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений» и определить ведущие задачи и функции деятельности классного руководителя в современной школе.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Воспитательная система школы как саморазвивающаяся система.
Как управлять развитием этой системы?
2. Познакомится с программой воспитательной работы образовательного учреждения. Провести теоретический анализ данной программы по плану:
• Основные задачи (направления) программы и принципы построения.
• Изучить содержание программы для разных возрастных групп по разделам (организация жизни детей, игра, труд и т.д.).
• Уточнить, как в программе учтены возрастные особенности детей и реализуются принципы индивидуального подхода.
2. Проследить, как реализуется данная программа в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения:
• Соответствуют ли формы, методы и средства, применяемые воспитателем образовательного учреждения, данной программе?
• Насколько успешно происходит усвоение содержания программы в каждой возрастной группе?
• Учитывает ли воспитатель возрастные и индивидуальные особенности детей?
3. Выявить основные недостатки программы и трудности ее реализации в педагогическом процессе детского сада.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по применению исследуемой программы в образовательных учреждениях.
Литература
1. Воспитать человека: сб. нормат.-прав., науч.-метод., организ.-практ. мат-лов по проблемам воспитания / под ред. В.Н. Березиной и др. – М., 2003.
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н.А. Селивановой. – М., 1998.
3. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.
4. Иванов, А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры: методической пособие / А.В. Иванов. – М., 2005.
5. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания / И.П. Иванов. – М., 1990.
6. Караковский, В.А. Воспитание. Теории и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996.
7. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Официальные документы об образовании. – 2002. – № 4.
8. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2002. – С. 274–287.
9. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: кн. для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. – М.,1999.
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751).
11. Работа классного руководителя: метод. пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – М., 2005.
12. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. – М., 2003.
13. Стефановкая, Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. вузов / Т.А. Стефановская. – М., 2006.
14. Щуркова, Н.Е. Вы стали классным руководителем / Н.Е. Щуркова. – М.,1986.
15. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М., 1999.