Бхактиведанта Свами: Да

Annotation

Беседы Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

и Боба Коэна, сотрудника Корпуса Мира в Индии

 

 

Совершенные вопросы, совершенные ответы   

 

    

 

Предисловие  

 

     

Бог, духовная жизнь — до встречи со Шрилой Прабхупадой обо всем этом у меня было весьма смутное представление. Меня всегда интересовала религия, но до встречи с преданными из движения сознания Кришны у меня не было правильных представлений, необходимых для того, чтобы верно ставить вопросы о духовной жизни. Для здравомыслящего человека существование Творца очевидно. Но кто есть Бог? Кто я? Я изучал восточную философию в еврейской школе, но так и не получил удовлетворительного ответа на интересующие меня вопросы.

Впервые я услышал мантру Харе Кришна в конце 1968 года на Гринвич Виллидже в Нью-Йорке:

 

Харе Кришна Харе Кришна  

Кришна Кришна Харе Харе  

Харе Рама Харе Рама  

Рама Рама Харе Харе  

 

Пение было захватывающим и приносило ощущение покоя и уюта. Мантра врезалась мне в память, и потом я даже пожалел, что не взял у преданных журнал. Впоследствии мне объяснили, что тогда было посажено трансцендентное семя, которое в конечном счете должно было принести плод любви к Богу.

Через несколько месяцев мне попалась открытка с мантрой Харе Кришна. Надпись на открытке гласила: “Воспевайте эти имена Бога, и ваша жизнь станет возвышенной”. Время от времени я стал повторять мантру и заметил, что она действительно приносит мне ощущение внутреннего покоя.

Окончив колледж, я получил степень бакалавра химии и в 1971 году, вступив в Корпус Мира, отправился в Индию в качестве преподавателя. Там я пытался разузнать что-либо о движении Харе Кришна. Меня привлекало пение мантры  и интересовала их философия, и мне захотелось узнать, что же представляет собой это движение. Перед поездкой в Индию я несколько раз побывал в нью-йоркском храме Кришны, но не думал, что смогу принять кажущийся таким аскетическим образ жизни преданных.

В Индии я впервые встретился с преданными из движения сознания Кришны во время праздника в Калькутте, который проходил в октябре 1971 года. Преданные рассказали мне о цели йоги и о том, как это необходимо — задавать вопросы о духовной жизни. Я стал понимать, что все их обряды и церемонии были не просто скучной сентиментальной обязанностью, а реальным и разумным образом жизни.

Однако поначалу мне было очень трудно понять философию сознания Кришны. Мое западное воспитание очень изощренно уводило меня от понимания вещей, ясных как божий день! К счастью, преданным удалось убедить меня в необходимости соблюдения некоторых основных принципов и ограничений, что приблизило меня к пониманию духовной жизни. Теперь я понимаю, какими туманными и приблизительными были мои представления о духовности и трансцендентном бытии. В ноябре 1971 года я встретил Шрилу Прабхупаду и вскоре решил стать вегетарианцем. (Я очень гордился тем, что теперь я вегетарианец, но позже Бхактиведанта Свами напомнил мне, что даже голуби и те вегетарианцы).

В феврале 1972 года в Калькутте я познакомился с некоторыми преданными, и они пригласили меня на праздник в Майапуре (священный остров в 90 милях к северу от Калькутты). Торжества устраивались в честь Чайтаньи Махапрабху, который считается воплощением Самого Кришны. Я планировал съездить в Непал, но Корпус Мира не дал мне разрешения на выезд из Индии, и я поехал в Майапур.

Я рассчитывал пробыть в Майапуре не более двух дней, но провел там целую неделю. Среди всех приехавших с Запада я был единственным непреданным на весь остров и теперь,живя с преданными на их земле, имел уникальную возможность поближе познакомиться с сознанием Кришны.

На третий день праздника меня пригласили к Бхактиведанте Свами. Он жил в небольшой глинобитной хижине, крытой соломой, в которой почти не было мебели. Бхактиведанта Свами предложил мне сесть, справился о моем здоровье и спросил, нет ли у меня каких-либо вопросов. Преданные говорили, что Бхактиведанта Свами может ответить на все мои вопросы, так как он — истинный духовный учитель, получивший знания по цепи ученической преемственности. Я думал, что Бхактиведанта Свами, должен понимать, что происходит в этом мире. По крайней мере, так утверждали его ученики, а я восхищался ими и относился к ним с большим уважением. Помня об этом, я стал задавать ему вопросы. Сам того не подозревая, я обратился к гуру,  духовному учителю, именно так, как предписано в шастрах —  смиренно вопрошая о духовной жизни.

По-видимому, Бхактиведанта Свами был доволен мной и в последующие несколько дней отвечал на мои вопросы. Как правило, они носили чисто теоретический характер, но я всегда получал ответы, касающиеся лично меня: о том, как мне одухотворить свое существование. Его ответы были логичными, научно обоснованными, убедительными и удивительно ясными. До встречи со Шрилой Прабхупадой и его учениками мои представления о духовной жизни были весьма неопределенными, но в ходе бесед с ним все становилось реальным, ясным и привлекательным.

Бхактиведанта Свами терпеливо помогал мне понять, что Кришна, Бог — это верховный наслаждающийся, друг всех живых существ и Тот, кому все принадлежит. Я сам нагромождал на своем пути препятствия, мешающие мне понять очевидное: чтобы постичь Бога, я должен серьезно отнестись к науке о Нем, и Бхактиведанта Свами настойчиво, но доброжелательно побуждал меня к этому. И хотя мне далеко не всегда удавалось ясно выразить свои мысли, Бхактиведанта Свами понимал каждый мой вопрос и отвечал на него совершенным образом.

 

Боб Коэн,

14 августа 1974 года.

 

Кришна — всепривлекающий (27 февраля 1972 года)  

 

     

Боб: Кого можно назвать ученым?

Бхактиведанта Свами: Того, кто обладает истинным знанием.

Боб: Они думают, что их знания истинны.

Бхактиведанта Свами: Что вы сказали?

Боб: Они надеются, что их знания соответствуют истине.

Бхактиведанта Свами: Нет, надо знать точно. Мы обращаемся к ученым, потому что предполагается, что их знания истинны. Ученый — это человек, обладающий истинным знанием. Кришна означает “всепривлекающий”.

Боб: Всепривлекающий?

Бхактиведанта Свами: Да. Если Бог не привлекает к Себе, то как Он может быть Богом? Человек имеет вес в глазах окружающих, если он их чем-то привлекает. Разве не так?

Боб: Да, это так.

Бхактиведанта Свами: Следовательно, Бог должен привлекать всех и быть привлекательным для всех, поэтому если у Бога есть какое-нибудь имя или вы хотите дать Ему какое-нибудь имя, то это может быть только имя “Кришна”.

Боб: Но почему только это имя, почему именно Кришна?

Бхактиведанта Свами: Потому что Он — всепривлекающий. Кришна означает “всепривлекающий”.

Боб: Теперь понятно.

Бхактиведанта Свами: У Бога нет имени, но мы называем Его по Его качествам. Если человек необычайно красив, мы так и говорим о нем: “Он красивый”. Если человек разумен, мы называем его мудрым. Таким образом, мы характеризуем людей по их качествам. Так как Бог всепривлекающий, имя “Кришна” может быть дано только Ему. “Кришна” означает “всепривлекающий”. Это включает в себя все.

Боб: А что можно сказать об имени, означающем “всемогущий”?

Бхактиведанта Свами: Да… Не будучи всемогущим, нельзя быть всепривлекающим.

Шйамасундара (американский преданный, секретарь Бхактиведанте Свами): Это имя включает в себя все.

Бхактиведанта Свами: Все Он должен быть очень красивым, мудрым, могущественным, знаменитым…

Боб: А мошенники считают Кришну привлекательным?

Бхактиведанта Свами: Еще бы! Ведь Кришна был величайшим плутом.

Боб: Как это?

Бхактиведанта Свами (смеясь): Потому что Он всегда дразнил гопи.

Шйамасундара: Дразнил?

Бхактиведанта Свами: Да. Иногда Радхарани выходила из дома, а Кришна неожиданно нападал на Нее. Она падала и говорила: “Кришна, не мучай меня так”, — и когда Они оба оказывались на земле, Кришна пользовался возможностью поцеловать Ее. (Бхактиведанта Свами смеется.) И Радхарани это доставляло огромное удовольствие, хотя Кришна мог показаться величайшим негодяем. Если бы этого плутовства не было в Кришне, откуда бы оно взялось в мире? По нашему определению Бог — источник всего. Если бы плутовство не было присуще Кришне, откуда бы оно взялось в этом мире? Ведь Он — источник всего. Но мошенничество Кришны так прекрасно, что все поклоняются Его мошенничеству.

Боб: А что вы скажете о мошенниках, которые не так очаровательны?

Бхактиведанта Свами: Нет, замечательно не мошенничество само по себе, а Кришна, который абсолютен во всех Своих проявлениях. Он — Бог, поэтому Его мошенничество — благо. Кришна — всеблагой. Бог — это благо.

Боб: Да.

Бхактиведанта Свами: Поэтому, когда Он прибегает к мошенничеству — это тоже прекрасно, и это благо. Таков Кришна. В самом мошенничестве нет ничего хорошего, но когда мошенничает Кришна, это замечательно, потому что Он — абсолютное благо. Это необходимо понять.

Боб: А есть люди, которых Кришна не привлекает?

Бхактиведанта Свами: Нет, Он привлекает всех. Кого не привлекает Кришна? Приведите пример: “Вот человек или живое существо, которого Кришна не привлекает”. Попробуйте найти такого.

Боб: Человек, который хочет сделать что-то дурное и понимает, что это плохо, но все-таки хочет добиться власти или прославиться, или разбогатеть…

Бхактиведанта Свами: Так…

Боб: … в его глазах Бог может и не быть привлекательным, потому что Бог заставляет его чувствовать себя виноватым.

Бхактиведанта Свами: Нет, нет. Ведь он стремится к власти или богатству, не так ли? А Кришна богаче всех, поэтому Кришна привлекает и его.

Боб: А если человек, который хочет разбогатеть, молится Кришне, он действительно разбогатеет?

Бхактиведанта Свами: Конечно же!

Боб: Именно таким путем, молясь Кришне?

Бхактиведанта Свами: Да. Потому что Кришна всемогущ, и если вы молите Его о богатстве, Кришна даст вам его.

Боб: А тот, кто живет в грехе, но молится, чтобы разбогатеть, станет богатым?

Бхактиведанта Свами: Да, станет Молиться Кришне — не грех.

Боб: О да!

Бхактиведанта Свами (посмеиваясь): Так или иначе он молится Кришне, и потому нельзя сказать, что он конченый человек.

Боб: Да.

Бхактиведанта Свами: Кришна говорит в “Бхагавад-гите”: апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак

Боб: Да. Я не знаю санскрита, зато знаю как это будет по английски.

Бхактиведанта Свами: Хм-м.

Боб: “Даже если самый грешный человек молится Мне…”

Бхактиведанта Свами:  Да…

Боб: “… то и он возвысится”.

Бхактиведанта Свами: Да. Как только он начинает молиться Кришне — это уже не грех. Поэтому Кришна всепривлекающий. В Ведах говорится, что Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога — источник всех наслаждений: расо ваи сах. Все люди чего-то хотят, потому что они находят в этом определенный вкус.

Боб: Как вы сказали?

Бхактиведанта Свами: Определенный вкус. Предположим, человек пьет. Почему он пьет? Потому что ему приятен вкус вина, и это приносит ему наслаждение. Человек хочет разбогатеть, потому что в обладании богатством он находит желанный вкус.

Боб: Как это понимать — “вкус”?

Бхактиведанта Свами (Шйамасундаре): Как это сказать по-другому?

Шйамасундара: Удовольствие.

Боб: Ясно.

Бхактиведанта Свами: Да, приятный вкус. Так вот, в Ведах говорится: расо ваи сах. На санскрите слову “вкус” соответствует слово раса. (В комнату входит Малати, жена Шйамасундары, неся поднос с едой.) Что это?

Малати: Жареные баклажаны.

Бхактиведанта Свами: О! Всепривлекающие! Всепривлекающие! (Все смеются.)

Шйамасундара: А в каком смысле Кришна — величайший ученый?

Бхактиведанта Свами: Потому что Он знает все. Ученый — это человек, досконально знающий свой предмет. Это ученый. А Кришна знает все.

Боб: Я приехал сюда в качестве преподавателя.

Бхактиведанта Свами: Да, обучение… Но если у вас нет совершенного знания, как же вы можете учить? Вот в чем вопрос.

Боб: Но даже тот, у кого нет совершенного знания, все-таки может преподавать.

Бхактиведанта Свами: Это обман, а не обучение. Это надувательство. Это как говорят ученые: “Вначале был сгусток материи, и вот… возникло творение. По-видимому… Вероятно…”. Что это, если не обман? Это не преподавание, а надувание.

Боб: Разрешите вернуться к тому, о чем мы говорили сегодня утром. Это было так интересно. Я спросил о чудесах, и вы сказали, что в них верят только глупцы, так как допустим, вы ребенок и видите, что взрослый поднимает стол. Это чудо. Или, скажем, вы химик, смешиваете кислоту и щелочь, в результате появляется дым, происходит взрыв или идет другая реакция. Для дилетанта это чудо. Но во всем есть определенная закономерность, и потому, если вы видите чудо, это значит, что вы просто не знаете технологии этого процесса, ведь только глупцы верят в чудеса, и — поправьте меня, если я что-то говорю не так…

Бхактиведанта Свами: Так, так.

Боб: Вы говорили, что, когда приходил Иисус, люди были более невежественными, и чтобы помочь им, нужны были чудеса. Я не совсем уверен, правильно ли я понял ваши слова.

Бхактиведанта Свами: Да, да. Чудеса нужны для невежественных людей.

Боб: Я спросил об этом в связи с тем, что в Индии часто можно услышать о магах-мистиках, показывающих чудеса.

Бхактиведанта Свами: Кришна — величайший мистик.

Боб:  Да.

Бхактиведанта Свами: Об этом говорит Кунти.

Боб: Но ведь я могу учить чему-нибудь, даже не имея совершенного знания? Например, я могу…

Бхактиведанта Свами: Вы можете научить лишь тому, что знаете сами.

Боб: Да, это значит, что я не должен претендовать на то, что смогу научить большему, чем знаю сам.

Бхактиведанта Свами: Да, это и есть надувательство.

Шйамасундара: Иными словами, невозможно открыть другим истину, если мы сами обладаем неполным знанием.

Бхактиведанта Свами: Да, это так. Ни один человек не может сделать этого. Чувства человека несовершенны, поэтому как он может дать совершенное знание? Например, солнце кажется нам диском. У нас нет возможности приблизиться к нему. Вы возразите, что солнце можно рассмотреть в телескоп или с помощью других приборов. Но и телескоп, и эти приборы создали вы сами, а вы несовершенны. Как же может быть совершенна ваша техника? Поэтому ваши знания о солнце тоже несовершенны. Так зачем же объяснять, что такое солнце, если вы не знаете его в совершенстве? Это обман.

Боб: А если, скажем, учить тому, что предположительное расстояние от Земли до Солнца — 93 000 000 миль?

Бхактиведанта Свами: Если вы говорите “предположительно” — это уже не наука.

Боб: Но я думаю, что тогда почти вся наука ненаучна.

Бхактиведанта Свами: В том-то и дело!

Боб: Вы ведь знаете, что наука строится на предположениях.

Бхактиведанта Свами: Да. Они учат несовершенным образом. То же можно сказать и о шумной рекламе высадки на Луну. Вы думаете, что их знание совершенно?

Боб: Нет.

Бхактиведанта Свами: А что из этого следует?

Боб: Так в чем же заключается долг учителя? Скажем, преподавателя естествознания. О чем ему говорить в аудитории?

Бхактиведанта Свами: В аудитории? Нужно просто говорить о Кришне.

Боб: Он не должен говорить о…

Бхактиведанта Свами: Нет. Это включает в себя все. Его целью должно быть познание Кришны.

Боб: Может ли преподаватель учить тому, как соединять кислоту и щелочь, или чему-то аналогичному с целью познания Кришны?

Бхактиведанта Свами: Каким образом?

Боб: Скажем, занимаясь наукой, человек обнаруживает закономерности в природе. И эти закономерности указывают на силу, которая всем управляет.

Бхактиведанта Свами: На днях я объяснял это. Я спросил одного химика, верно ли, что, согласно химическим формулам, при соединении водорода и кислорода образуется вода. Верно?

Боб:  Да.

Бхактиведанта Свами: Так. В Тихом или, скажем. Атлантическом океане огромное количество воды. Сколько химических веществ потребовалось для их образования?

Боб: Какое количество?

Бхактиведанта Свами: Да. Сколько тонн?

Боб: Очень много.,

Бхактиведанта Свами: Так кто же дал их?

Боб: Все это дал Бог.

Бхактиведанта Свами: Кто-то должен был дать их.

Боб: Я согласен.

Бхактиведанта Свами: Это и есть наука. Вы можете преподавать в таком духе.

Боб: А стоит ли учить тому, что кислота и щелочь нейтрализуют друг друга?

Бхактиведанта Свами: Тут то же самое. Есть множество разных реакций. Кто управляет этим? Кто дает кислоту и щелочь? (Продолжительная пауза.)

Боб: Очевидно, эти вещества появились из того же источника, что и вода.

Бхактиведанта Свами: Верно. Без водорода и кислорода невозможно получить воду. Итак, имеются огромные массы воды — не только Атлантический и Тихий океаны — миллионы планет и миллионы атлантических и тихих океанов. Так кто же создал эту воду, соединив кислород и водород, откуда они взялись? Вот как мы ставим вопрос. Кто-то должен был дать все эти вещества, иначе откуда бы они появились?

Боб: Но нужно ли учить тому, как из кислорода и водорода получить воду? Нужно ли учить, как проводить эту реакцию? То есть вы соединяете кислород и водород.

Бхактиведанта Свами: Это не так важно и не так трудно. Например, как Малати приготовила эти пури (сорт хлеба. (Прим. переводчика.)). Была мука и было гхи (топленое масло), из них она и приготовила пури.  Но не будь муки и масла, разве можно было бы их приготовить? В “Бхагавад-гите” Кришна говорит: “Вода, земля, воздух, огонь — все это Мои энергии”. Что представляет собой ваше тело? Эта внешняя оболочка — ваша энергия. Известно вам это? Ваше тело состоит из вашей энергии. Например, я ем…

Боб:  Да.

Бхактиведанта Свами: Так образуется энергия, которая поддерживает мое тело.

Боб; Да, я понял.

Бхактиведанта Свами: Значит, ваше тело существует за счет вашей энергии.

Боб: Но когда вы едите, вы получаете с пищей солнечную энергию.

Бхактиведанта Свами: Я привожу пример. Когда я усваиваю пищу, образуется некоторая энергия, и она поддерживает мое тело. Если этот процесс нарушается, тело слабеет, становится больным. Ваше тело создано из вашей же энергии. Так же и гигантское космическое тело (вселенная) создано из энергии Кришны. Как можно отрицать это? Как ваше тело создано из вашей энергии, так и вселенское тело должно быть создано из чьей-то энергии. И этот кто-то — Кришна. (Продолжительная пауза.)

Боб: Мне нужно подумать, чтобы разобраться в этом.

Бхактиведанта Свами: А что тут думать? Это же факт. (Смеется.) Ваши волосы каждый день растут. Почему? Потому что у вас есть определенная энергия.

Боб: Энергия, которую я получаю из пищи.

Бхактиведанта Свами: Не важно как, главное, что вы получаете эту энергию! И благодаря ей у вас растут волосы. Итак, ваше тело создается вашей энергией. Подобно этому, все гигантское творение создано из энергии Бога. Это факт! Ведь это не ваша энергия.

Боб: Да, теперь я понял.

Преданный: То же самое относится и к планетам этой вселенной. Не солнечная ли это энергия? Не являются ли они продуктом солнечной энергии?

Бхактиведанта Свами: Да, но кто создал Солнце? Солнце — это энергия Кришны. Это тепло, а Кришна говорит: бхумир апо 'нало вайух —  “Тепло — это Моя энергия”. Солнце — это проявление тепловой энергии, принадлежащей Кришне. Это не ваша энергия. Вы не можете сказать: “Я создал Солнце”. Но кто-то должен был сделать это, и Кришна говорит, что это сделал Он. А мы верим Кришне. Поэтому мы — кришнаиты.

Боб: Кришнаиты?

Бхактиведанта Свами: Да. Наше знание совершенно. Если я говорю, что тепло — энергия Кришны, вы не можете этого отрицать, потому что это не ваша энергия. Ваше тело имеет некоторое количество тепла. Подобно этому, тепло — тоже чья-то энергия. Чья же? Это энергия Кришны. Кришна говорит: “Да, это Моя энергия”. Итак, мое знание совершенно. Раз я разделяю точку зрения величайшего ученого, значит, я — тоже величайший ученый. Сам я могу быть глупцом, но если я получаю знания от величайшего ученого, то и я — величайший ученый. У меня нет никаких трудностей.

Боб: Как это понять?

Бхактиведанта Свами: Мне совсем не трудно стать величайшим ученым, потому что я получаю знания от величайшего ученого. (Следует продолжительная пауза.) “Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и ложное эго — это Мои восемь отделенных энергий”.

Боб: Это отделенные энергии?

Бхактиведанта Свами: Да. Так же, как молоко. Что такое молоко? Отделенная энергия коровы. (Когда смысл сказанного доходит до Шйамасундары и Боба, они смеются.)  Разве это не так? Это проявление отделенной энергии коровы.

Шйамасундара: Это как бы побочный продукт?

Бхактиведанта Свами:  Да.

Боб: Какой же смысл в отделении этой энергии от Кришны?

Бхактиведанта Свами: “Отделенная” — значит, что она исходит из тела коровы, но это не сама корова. Поэтому она отделена.

Боб: Таким образом, эта земля и все остальное произошло из Кришны, но это не Кришна?

Бхактиведанта Свами: Это не Кришна. Или можно сказать, что это одновременно и Кришна, и не Кришна. В этом заключается наша философия — философия единства и различия. Нельзя сказать, что все это отлично от Кришны, потому что без Кришны ничего не может существовать. Но в то же время нельзя сказать: “Тогда я буду поклоняться воде. Зачем поклоняться Кришне?”. Пантеисты говорят, что все сущее — Бог, поэтому что бы вы ни делали, это будет поклонением Богу. Это философия майавады: раз все исходит от Бога, значит, все есть Бог. Но по нашей философии, все есть Бог, но вместе с тем и не Бог.

Боб: Так что же на земле Бог? Есть ли здесь что-нибудь, что является Богом?

Бхактиведанта Свами: Да. Ведь все создано из энергии Бога, но это не означает, что, поклоняясь чему угодно, вы поклоняетесь Богу.

Боб: Так что же на Земле не майа (иллюзия)? Это…

Бхактиведанта Свами: Майа означает “энергия”.

Боб: Энергия?

Бхактиведанта Свами: Да. Майа. Другое значение этого слова — “иллюзия”. Например, глупые люди принимают энергию за источник энергии. Это майа, так же как в случае с солнечным светом. Солнечный свет, проникающий в вашу комнату, — это энергия Солнца. Но не станете же вы утверждать, что само Солнце находится в вашей комнате только потому, что в нее проник солнечный свет. Если Солнце окажется в комнате, то и она, и вы сами — словом, все — будет тотчас уничтожено. В ту же секунду. У вас даже не будет времени сообразить, что это вошло Солнце. Разве не так?

Боб: Да, конечно.

Бхактиведанта Свами: Но нельзя сказать, что солнечный свет — это не Солнце. Не будь Солнца, откуда бы взялся солнечный свет? Поэтому нельзя сказать, что солнечный свет — это не Солнце В то же время это не Солнце. Это и Солнце, и не Солнце. Такова наша философия: ачинтйа-бхедабхеда —  непостижимая. С материальной точки зрения невозможно понять, как что-то может быть одновременно и положительным, и отрицательным. Это невозможно себе представить. Такова непостижимая энергия. А раз все, по сути дела, является энергиями Кришны, Кришна может проявить Себя в любой из них. Поэтому когда мы поклоняемся мурти Кришны, сделанному из земли, воды и т. д., все это — Кришна. Нельзя отрицать, что это Кришна. Когда мы поклоняемся мурти Кришны из металла (Божеству в храме), то мы поклоняемся Кришне. Это факт, потому что металл — энергия Кришны, следовательно, он неотличен от Кришны, а Кришна настолько могуществен, что может полностью явить Себя в любой Своей энергии. Поэтому поклонение Божеству в храме — не язычество. Это действительно поклонение Богу — при условии, что вы знаете, как это делать.

Боб: Если вы знаете, как это делать. Божество становится Кришной?

Бхактиведанта Свами: Не становится Это и есть Кришна Боб: Божество — это Кришна, но только в том случае, если вы знаете, как Ему поклоняться?

Бхактиведанта Свами: Да. Так же, как в примере с электрическим проводом Электрический провод — это электричество. Тот, кто знает, как с ним обращаться, использует электроэнергию, заключенную в нем.

Шйамасундара: А иначе это всего лишь провод.

Бхактиведанта Свами: Просто провод.

Боб: А если я сделаю статую Кришны, это не будет Кришна, пока…

Бхактиведанта Свами: Это Кришна, но надо знать метод, с помощью которого можно понять, что это Кришна. Это Кришна.

Боб: Это не просто земля и глина?

Бхактиведанта Свами: Нет. Земля не существует отдельно от Кришны Кришна говорит: “Моя энергия”. Нельзя отделить энергию от источника энергии. Это невозможно. Вы не можете отделить тепло от огня. Но огонь отличен от тепла, а тепло — от огня. Вы ощущаете тепло, не касаясь огня. Но, выделяя тепло, сам огонь не меняется. Так же и Кришна: создавая все с помощью Своих различных энергий, Он остается Кришной. Философы-майавади считают, что если Кришна — это все, то Он утрачивает Свою индивидуальность. Это материалистический образ мышления. Например, я пью молоко небольшими глотками, и наконец в стакане не остается ни капли — теперь оно в моем желудке. Кришна не таков. Он всемогущ. Мы постоянно используем Его энергию, но Он не истощается. Он существует. Это как человек, который зачал многих детей, а сам продолжает жить. Это грубый пример. Человек не перестает существовать, оттого что у него родилось сто детей. Так же и Бог, Кришна, не исчезает, хотя у Него бесчисленное количество детей.

пурнасйа пурнам адайа

пурнам эвавашишйате

“Так как Он — полное целое, то даже после того, как из Него изошло такое множество завершенных в себе частей, Он продолжает оставаться в полном равновесии”. В этом заключается сознание Кришны. Кришна никогда не истощается. Таково могущество Кришны, всепривлекающего. Энергиям Кришны нет числа, и это лишь одна из особенностей их проявления. И если продолжать познавать Кришну таким образом, то это и будет сознанием Кришны. Это вам не спекулятивные рассуждения типа: “Может быть, это так, а может быть и нет”. Это абсолютно! Это истина!

Шйамасундара: И познавать это можно бесконечно.

Бхактиведанта Свами: Как этот процесс может закончиться? Энергии Кришны бесконечны.

 

Ведическая культура: варнашрама-дхарма (28 февраля 1972 года)  

 

     

Боб: Я спрашивал об этом у преданных и вижу, как они относятся к сексу, но не могу себе представить, чтобы и я к этому относился так же. Видите ли, в конце лета я собираюсь жениться.

Бхактиведанта Свами:  Хм-м?

Боб: Я женюсь в конце лета, в августе или сентябре, когда вернусь в Америку. Преданные говорят, что секс допустим только в браке и для зачатия детей. А я совершенно не представляю себе, как смогу соблюдать это; и какой должна быть половая жизнь того, кто находится в материальном мире?

Бхактиведанта Свами: По ведической системе секса следует избегать полностью. Весь смысл этой системы в том, чтобы помочь человеку вырваться из материального рабства. Мы привязаны к различным материальным удовольствиям, и высочайшее наслаждение приносит секс. В “Бхагаватам” говорится, что этот материальный мир… пумсах стрийа митхуни-бхавам этам

Мужчина привязан к женщине, а женщина — к мужчине И не только у людей — у животных можно видеть то же самое. Эта привязанность — основной принцип материальной жизни. Женщина жаждет быть с мужчиной, а мужчина стремится к женщине. Вся художественная литература, пьесы, фильмы и даже реклама посвящены только одному — описанию привязанности между мужчиной и женщиной. Даже в витрине магазина одежды вы увидите манекены мужчин и женщин.

правриттир эша бхутанам

нивриттис ту махапхалам

То есть эта привязанность уже существует.

Боб: Привязанность между мужчиной и женщиной?

Бхактиведанта Свами: Да, между мужчиной и женщиной. Так что, если вы хотите вырваться из материального мира, эту привязанность нужно свести к нулю, иначе за ней потянутся все новые и новью привязанности, и вы будете снова и снова рождаться либо в человеческом теле, либо в теле полубога, животного, змеи, птицы или дикого зверя. Вы вынуждены будете родиться снова. Поэтому нам не следует укреплять свои привязанности, хотя это всеобщая тенденция и основной принцип материального существования. Гриха, кшетра, сута (дом, земля, дети). Но если человек может уменьшить эти привязанности или вовсе избавиться от них — это идеал. Вот почему наша ведическая система прежде всего предусматривает воспитание мальчика и юноши как брахмачари —  не знающего секса. Ведическая систему направлена на то, чтобы ослабить привязанность, а не увеличивать ее. Поэтому вся система называется варнашрама-дхармой. Социальная система, принятая в Индии, называется по варнам и ашрамам — четырем классам общества и четырем стадиям духовного развития. Брахмачарйа (ученичество с соблюдением безбрачия), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (отход от мирской жизни) и санньяса (полное отречение) — это четыре стадии духовного развития. А четыре класса общества — это брахманы (интеллектуальный класс), кшатрии (администраторы), вайшьи (торговцы и фермеры) и шудры (рабочие). Итак, при этой системе принципы, регулирующие жизнь человека, настолько совершенны, что даже если у человека есть стремление к материальному наслаждению, он все равно в конце концов достигает освобождения и возвращается домой, обратно к Богу. Таков этот метод. Секс не нужен, но поскольку мы привязаны к нему, существуют определенные регулирующие принципы. (Где-то неподалеку начинается киртан. Заиграли на мриданге, слышится смех и громкие звуки раковины.)

Бхактиведанта Свами: В “Шримад-Бхагаватам” (Бхаг. 5. 5. 8.) говорится:

пумсах стриа митхуни-бхавам этам

тайор митхо хридая-грантхим ахух

ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир

джанасйа мохо 'йам ахам мамети

Секс — привязанность к мужчине или женщине — основной принцип материальной жизни. Когда они соединяются, когда мужчина и женщина соединяются, эта привязанность возрастает и побуждает человека приобретать гриху  (дом), кшетру (землю), заводить суту (детей), апту (друзей и знакомых) и доставать витту. Витта означает “деньги”. Таким образом — гриха-кшетра-сутапта-виттах —  человек запутывается. Джанасйа мохо 'йам: такова иллюзия. Из-за этой иллюзии он думает: ахам. мамети —  “Я есть тело, и все, что связано с этим телом, — мое”.

Боб: И что же тогда происходит?

Бхактиведанта Свами: Привязанность усиливается. Материальная привязанность предполагает такой образ мыслей: “Я — это тело, а поскольку мое тело находится в определенном месте, то это — моя родина”. Так это и продолжается: “Я — американец, я — индиец, я — немец, я — то, я — это, я — тело. Это моя страна. Я пожертвую всем ради своей родины и общества”. Так иллюзия становится все сильнее и сильнее, и человек, находясь во власти иллюзии, в момент смерти получает другое тело. Новое тело может быть лучше или хуже — это зависит от кармы. Если человек получает лучшее тело, то это тоже своего рода западня, даже если он попадает на райские планеты. Но если человек становится кошкой или собакой, значит, жизнь его прошла зря. Или деревом, что также вполне возможно. В современном мире эта наука: как душа переходит из одного тела в другое, как она попадает в эти сети — различные тела, совершенно неизвестна. Этой науки мир не знает, поэтому когда Арджуна говорил: “Если я убью своего брата, если я убью своего деда, которые сейчас на стороне противника…”, — он просто исходил из телесной концепции жизни. Но, не сумев решить вставших перед ним проблем, он предался Кришне и принял Его в качестве духовного учителя. А Кришна, став духовным учителем Арджуны, начал с того, что отчитал его:

ашочйан анвашочас твам

праджна-вадамш ча бхашасе

гатасун агатасумш ча

нанушочанти пандитах

“Ты говоришь как ученый человек, но на самом деле ты величайший глупец; потому что исходишь из материальных представлений о жизни”. Секс усиливает приверженность к материальным телесным представлениям о жизни, поэтому его нужно ограничивать, а затем вообще отказаться от него.

Боб: Постепенно ограничивать его на протяжении всей жизни?

Бхактиведанта Свами: Да. Ограничивать его. В период обучения, продолжающийся до двадцати пяти лет, юноша воздерживается от секса. Он брахмачари. Некоторые из них остаются наиштхика-брахмачари (хранят целомудрие всю жизнь). Получив образование и обретя духовное знание, они не хотят жениться. Здесь тоже ограничение — секс вне брака запрещен. Поэтому в человеческом обществе и существует брак. Животные не вступают в брак.

Но люди постепенно деградируют, и человеческое общество опускается до животного состояния. Люди забывают о браке, и это также предсказано в шастрах: дампатйе 'бхиручир хетух —  “В Кали-югу (нынешнюю эпоху раздоров) в конце концов не будет никаких обрядов заключения брака”. Юноша и девушка будут просто договариваться жить вместе, и их взаимоотношения будут построены только на половой потенции. Если мужчина и женщина в сексуальном отношении не устраивают друг друга, они расходятся. На Западе есть немало авторов, таких как Фрейд и другие, которые написали много книг об этом. Но по традициям ведической культуры, секс нужен только для зачатия детей, а не для того, чтобы изучать психологию половых отношений. Склонность к сексу уже заложена в нашей природе. Даже если человек не читал никакой философской литературы, он все равно склонен к сексу. Этому не нужно обучать в школах или колледжах. Все и так знают, как это делается. (Бхактиведанта Свами смеется.) Это присуще всем. Образование нужно для того, чтобы преодолеть в себе эту склонность. В этом заключается истинное образование. (Продолжительная пауза, которую заполняют звуки велосипедных звонков, детские возгласы и голоса людей, окликающих друг друга.)

Боб: Для современной Америки это очень радикальный взгляд на вещи.

Бхактиведанта Свами: Да, в Америке многое нужно изменить, и движение сознания Кришны сделает это. Я был в вашей стране и видел, что юноши и девушки просто сходятся и живут вместе. Тогда я сказал своим ученикам: “Вы не должны жить вместе, как приятели, вам надо пожениться”.

Боб: Многие видят, что брак уже утратил свою святость, и потому не хотят жениться, ведь и женатые очень легко расходятся, если их что-то не устраивает.

Бхактиведанта Свами: Да, это тоже верно.

Боб: Поэтому многие считают, что жениться нет смысла.

Бхактиведанта Свами: Нет, они считают, что брак это узаконенная форма проституции. Такова их точка зрения, но это не брак. Даже в той христианской газете — как она называется? “Вотч…”

Шйамасундара: “Вотчтауэр”.

Бхактиведанта Свами: “Вотчтауэр”. В ней критиковали одного священника, который разрешил заключить брак двум мужчинам — поощрил гомосексуализм. Вот что происходит. Люди считают, что брак — это проституция, и думают: “Какой смысл содержать постоянную проститутку, если это так дорого обходится? Лучше не жениться”.

Шйамасундара: Вы приводили пример с коровой и рынком.

Бхактиведанта Свами: Да, если можно пойти на рынок и купить молоко, зачем держать корову? (Все смеются.) И вообще на Западе с этим дело обстоит ужасно — я сам наблюдал это. Да и здесь, в Индии, постепенно все идет к тому же. Поэтому мы и основали это движение сознания Кришны, чтобы дать людям знание об основных принципах духовной жизни. Это не какое-нибудь сектантское движение. Это движение, распространяющее культуру, которая несет благо каждому.

 

Истинная цель жизни (28 февраля 1972 года, продолжение)  

 

     

Бхактиведанта Свами: Это движение призвано дать людям возможность достичь истинной цели жизни.

Боб: Истинной цели?..

Бхактиведанта Свами: Истинной цели жизни.

Боб: Истинная цель жизни — познать Бога?

Бхактиведанта Свами: Да. Вернуться домой, обратно к Богу. Это и есть истинная цель жизни. Вода, испаряющаяся с поверхности моря, образует облака, затем проливается дождем на землю, и ее истинная цель — влиться в реки и с их водами вернуться в море. Так и мы — ушли от Бога, а теперь запутались в материальной жизни. Поэтому мы должны стремиться выбраться из этого затруднительного положения и вернуться домой, обратно к Богу. Такова истинная цель жизни.

мам упетйа пунар джанма

духкхалайам ашашватам

напнуванти махатманах

самсиддхим. парамам гатах

(“Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда не возвращаются в этот преходящий мир, полный страданий, потому что уже достигли высшего совершенства”.) Так сказано в “Бхагавад-гите”. “Тот, кто приходит ко Мне (мам упетйа), уже не возвращается”. Куда? В этот мир — духкхалайам ашашватам. Этот мир — место страданий. Это знает каждый. Но люди одурачены так называемыми лидерами, вождями. Материальная жизнь — жизнь, полная страданий. Кришна, Бог, говорит, что этот мир — духкхалайам —  место страданий, и что он ашашватам —  преходящий. Здесь невозможны компромиссы: “Ладно, пусть это место страданий, но я останусь здесь и буду американцем или индийцем”. Нет. Это тоже невозможно. Вы не останетесь американцем надолго. Вот вы родились в Америке и, наверное, думаете, что вам очень повезло. Но вам не удастся долго оставаться американцем. Вас вышвырнут с этого места, а что будет в следующей жизни, вы не знаете! Потому-то этот мир “ — духкхалайам ашашватам —  преходящий и полный страданий. В этом заключается наша философия.

Боб: Но если у вас есть хоть какое-то знание о Боге, то жизнь не так мучительна?

Бхактиведанта Свами; Нет! Неполное знание вам не поможет. Вы должны обладать совершенным знанием:

джанма карма ча ме дивйам

эвам йо ветти таттватах

Таттватах означает “в совершенстве”. Совершенное знание изложено в “Бхагавад-гите”, поэтому мы даем каждому человеку шанс изучить “Бхагавад-гиту” как она есть и сделать свою жизнь совершенной. Это и есть цель движения сознания Кришны. Что говорит ваша наука о перевоплощении души?

Боб: Я думаю… что наука… не может ни отрицать, ни подтвердить это. Наука ничего не знает об этом.

Бхактиведанта Свами: Поэтому я и говорю, что наука несовершенна.

Боб: Впрочем, кое-что наука может сказать. Наука утверждает, что энергия никогда не исчезает, она только изменяется.

Бхактиведанта Свами: Хорошо. Но что происходит с энергией дальше, науке уже неизвестно. Куда она направляется? Каковы ее проявления в зависимости от различного использования? Например, электроэнергия. Ее по-разному используют в нагревательных приборах и в холодильниках. Это предметы прямо противоположного назначения, но электроэнергия в них одна и та же. Так и эта энергия — живая энергия — куда она направляется? Кто ей управляет? Как она действует и какие плоды приносит в следующей жизни? Этого ученые не знают. Но в “Бхагавад-гите” это объясняется на очень простом примере: васамси джирнани йатха вихайа

На вас одежда, рубашка. Когда эта рубашка изнашивается, вы меняете ее. Это тело подобно рубашке или пальто. Когда оно изнашивается, мы должны сменить его.

Боб: Кто это “мы”, которым приходится менять тело? Что остается неизменным?

Бхактиведанта Свами: Душа.

Боб: Она остается неизменной при переходе из одной жизни в следующую?

Бхактиведанта Свами: Это душа — “я”. Кто тот “вы”, который говорит сейчас? Вы! Что за “я” говорит? Личность — атма, то есть душа.

Боб: А моя душа отлична от вашей?

Бхактиведанта Свами: Да. Вы индивидуальная душа, и я индивидуальная душа.

Боб: Вы избавились от воздействия кармы. Если бы и я избавился от нее, наши души были бы одинаковыми или разными?

Бхактиведанта Свами: Все души качественно одинаковы. Сейчас вы находитесь под влиянием определенных представлений о жизни, и эти ваши соотечественники (преданные) также находились под влиянием определенной жизненной концепции, но в процессе обучения они пришли к другому пониманию жизни. Следовательно, высшая цель Обучения — прийти к сознанию Кришны. Это и есть совершенство.

Боб: Если два человека находятся в сознании Кришны, одинаковы ли их души?

Бхактиведанта Свами: Душа всегда одна, всегда одна и та же.

Боб: В каждом человеке? У всех ли души одинаковы?

Бхактиведанта Свами: Да.

Боб (показывая на двух преданных): Если они находятся в сознании Кришны: одинаковы ли их души?

Бхактиведанта Свами: Все души одинаковы, но они всегда индивидуальны, даже если живое существо и не находится в сознании Кришны. Например, вы человек и я человек. Несмотря на то что я не христианин, а вы не индус, оба мы — люди. Так же и душа — она может быть в сознании Кришны, а может и не быть — это не имеет значения. Душа есть душа.

Боб: Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

Бхактиведанта Свами: Душа — это чистый дух, поэтому все души равны, даже те, которые находятся в животных. Вот почему говорится: пандитах сама-даршинах —  тот, кто обладает подлинным знанием, не видит внешней оболочки — будь то человек или животное.

Боб: Можно я задам еще вопрос об этом?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: