Бхактиведанта Свами: Да

Преданный: Это проще.

Бхактиведанта Свами: Вы должны идти к Богу через Его представителя.

йасйа прасадад бхагават-прасадах

“По милости духовного учителя на человека нисходит милость Кришны”. Если вы доставляете удовольствие представителю Бога, то тем самым доставляете удовольствие: Богу, благодаря чему вы сможете непосредственно увидеть Его.

Гость: А как доставить удовольствие представителю Бога?

Бхактиведанта Свами: Нужно выполнять его указания, вот и все. Представитель Бога — это гуру. Он просит вас делать что-то, и если вы исполняете это, он доволен.

йасйапрасадан на гатих куто 'пи

“Без милости духовного учителя невозможно ничего достичь”. Если он недоволен вами, то вы ничего не достигнете. Поэтому мы поклоняемся гуру.

сакшад-дхаритвена смаста-шастраир

уктас татха бхавйата эва садбхих

кинту прабхор йах прийа эва тасйа

ванде гурох шри-чаранаравиндам

(“Духовного учителя следует почитать наравне с Верховным Господом, потому что он — самый близкий Его слуга. Это признают все богооткровенные писания, и этому следуют все авторитеты в духовный науке. Поэтому я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя — истинного представителя Господа Кришны”.) Гуру нужно принимать как самого Господа. Это предписывают все шастры.

Боб: Гуру следует считать представителем Бога?

Бхактиведанта Свами: Да, гуру —  это представитель Бога. Гуру —  это внешнее проявление Кришны.

Боб: Но он отличается от воплощений Кришны, приходящих сюда?

Бхактиведанта Свами:  Да.

Боб: Как отличается внешнее проявление гуру, скажем, от внешнего проявления Кришны или Чайтаньи, когда Они являются на землю?

Бхактиведанта Свами: Гуру —  представитель Кришны. Его можно узнать по определенным признакам. Общие признаки описаны в Ведах.

тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет

самит-паних шротрийам брахма-ништхам

Гуру должен принадлежать к цепи ученической преемственности и надлежащим образом выслушать Веды от своего духовного учителя. Основной признак гуру —  то, что он совершенный преданный. Этого достаточно. И гуру служит Кришне, проповедуя Его учение.

Боб: А Господь Чайтанья — Он был гуру иного типа нежели вы?

Бхактиведанта Свами: Нет, нет. Гуру не могут быть разных типов. Все гуру одного типа.

Боб: Но Он был… Он был в то же время и воплощением?

Бхактиведанта Свами: Да. Он — Сам Кришна, но выступал в роли гуру.

Боб: Я… я понял.

Бхактиведанта Свами: Да.

Боб:  И еще…

Бхактиведанта Свами: Кришна — Бог, и Он требовал:

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

“Оставь все другие религии и предайся Мне”. Но люди не поняли Его. Поэтому Кришна еще раз пришел в качестве гуру и учил людей, как предаться Ему.

Шйамасундара: Разве Он не говорит в “Бхагавад-гите”: “Я — духовный учитель”?

Бхактиведанта Свами: Да. Он изначальный духовный учитель, потому что Его принял своим духовным учителем Арджуна. Так в чем же трудность? Шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам. Арджуна сказал Господу: “Я — Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе. Пожалуйста, наставляй меня”. Если бы Кришна не был духовным учителем, как бы Арджуна стал Его учеником? Кришна — изначальный гуру. Тене брахма хрида йа ади-кавайе: “Именно Он сначала вложил ведическое знание в сердце Брахмы, первого сотворенного существа”. Следовательно, Он — изначальный гуру.

Боб: Кришна?

Бхактиведанта Свами: Да. Он изначальный гуру. Следующий гуру —  Брахма, Его ученик. Затем Нарада, ученик Брахмы. Следующий гуру —  Вйаса, ученик Нарады. Такова гуру-парампара (преемственность духовных учителей). Эвам парампара-праптам: трансцендентное знание передается по цепи ученической преемственности.

Боб: Таким образом, гуру получают знания по цепи ученической преемственности, а не непосредственно от Кришны? А получаете ли вы какие-либо знания непосредственно от Кришны?

Бхактиведанта Свами: Да. Есть наставления, исходящие прямо от Кришны — “Бхагавад-гита”.

Боб: Я понимаю, но…

Бхактиведанта Свами: Но вы должны получить их по цепи ученической преемственности, иначе вы не сможете понять их правильно.

Боб: Но сейчас вы не получаете информацию прямо от Кришны? Она приходит по цепи ученической преемственности, из книг?

Бхактиведанта Свами: Между этими двумя способами нет разницы. Предположим, я говорю: “Вот карандаш”; вы скажете кому-то другому: “Это карандаш”; и если он скажет кому-то еще: “Это карандаш”, — какая разница между его и моими наставлениями?

Боб: А сейчас вы это знаете по милости Кришны?

Бхактиведанта Свами: Вы тоже можете воспользоваться милостью Кришны при условии, что это знание передается без искажений. Так же, как мы передаем знание, содержащееся в “Бхагавад-гите”. В “Бхагавад-гите” Кришна говорит:

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

“Оставь все другие религии и предайся Мне”. И мы сейчас говорим, что вы должны оставить все и предаться Кришне.

Следовательно, между наставлениями Кришны и нашими нет разницы. Здесь нет никаких отклонений. Если вы получаете знание таким совершенным образом, то это почти то же самое, что получать наставления непосредственно от Кришны. Мы не вносим никаких изменений.

Боб: Когда я молюсь с верой и благоговением, слышит ли меня Кришна?

Бхактиведанта Свами:  Да.

Боб: Без посредников?

Бхактиведанта Свами: Да, потому что Он — в вашем сердце. Он всегда слышит вас, молитесь вы или нет. Когда вы занимаетесь ерундой, Он тоже слышит вас. А когда вы молитесь — это прекрасно. Кришна ждет этого.

Боб: А когда мы молимся Кришне, Он слышит это лучше, чем когда мы говорим всякий вздор?

Бхактиведанта Свами: Нет. Он совершенен. Он слышит все. Даже если вы не говорите, а просто думаете: “Я сделаю так”, — Он слышит вас. Сарвасйа чахам хриди саннивиштах: Кришна пребывает в сердце каждого.

Боб: Но молиться надо, не так ли?

Бхактиведанта Свами: Да, это его дело — молиться.

Боб: Чье дело?

Бхактиведанта Свами: Каждого живого существа. Это наша единственная обязанность. Эко бахунам йо видадхати каман. Так утверждают Веды.

Боб: А что это означает?

Бхактиведанта Свами: Он дает все и дает всем. Он дает пищу каждому. Следовательно, Он — наш отец. Так почему бы вам не молиться Ему: “Отец, дай мне это”? Как у христиан в Библии: “Отче наш, хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Это хорошо, они признают Верховного Отца. Но когда дети вырастают, они должны не просить у отца, а наоборот, быть готовы служить ему. Это называется бхакти (преданностью).

Боб: Вы так замечательно отвечаете на мои вопросы. (Все смеются.)

Бхактиведанта Свами: Большое вам спасибо.

Боб: Могу ли я задать еще вопрос?

Бхактиведанта Свами: Да, конечно!

 

Три гуны природы (28 февраля 1972 года, продолжение)  

 

     

Боб;  Я читал, что есть три гуны —  страсти, невежества, благости. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее, особенно о том, что подразумевается под гунами невежества и благости?

Бхактиведанта Свами: В благости вы способны понимать и получать знание. Вы можете понять, что есть Бог, и что Он создал этот мир. Вы способны получить реальное знание и о многом другом — например, о том, что представляет собой Солнце и Луна. Если человек обладает каким-то знанием, даже несовершенным, это проявление гуны благости. Под влиянием гуны страсти человек отождествляет себя с материальным телом и старается удовлетворять свои чувства. Это страсть. А невежество — это животное состояние. Под влиянием гуны невежества живое существо не осознает, что такое Бог, как достичь счастья, почему мы оказались в этом мире. Например, если вы поведете животное на бойню, оно пойдет за вами. Это невежество Но человек будет протестовать. Если козлу за пять минут до того, как его зарезать, дать пучок травы, он будет счастлив, что ест Совсем как ребенок — даже когда его собираются убить, он радуется и смеется, потому что ничего не понимает Это неведение.

Боб: То, под влиянием каких гун мы находимся, определяет нашу карму? Правильно я понимаю?

Бхактиведанта Свами: Да. Деятельность человека оскверняется в зависимости от того, под влиянием каких гун природы он находится.

каранам гуна-санго 'сйа

сад-асад-йони-джанмасу

Человек получает более высокое или более низкое рождение в зависимости от того, под влиянием каких гун (качеств природы) он находится.

Боб: А обман и тому подобное — какая это гуна?

Бхактиведанта Свами: Обман — это страсть, смешанная с невежеством. Предположим, один обманывает другого. Это означает, что он хочет получить что-то, то есть им владеет страсть. Но тот, кто совершает убийство, не знает, что за это ему придется страдать, следовательно, это смесь страсти и невежества.

Боб: А когда человек помогает другому?

Бхактиведанта Свами: Это благость.

Боб: Почему именно благость? Что в этом разумного? То есть я хочу сказать, какое знание проявляется в этом? Вы сказали, что благость — это когда у человека есть знание.

Бхактиведанта Свами:  Да.

Боб: Разум.

Бхактиведанта Свами:  Да.

Боб: Значит, помогать другому человеку?

Бхактиведанта Свами: Это значит, что тот, кому вы помогаете, пребывает в неведении, а вы стараетесь просветить его.

Боб: Значит, давать человеку знание…

Бхактиведанта Свами: Да, это благость.

Боб: А если просто оказываешь помощь?

Бхактиведанта Свами: Это тоже благость.

Боб: Если у нищего нет ни гроша, а вы подаете ему милостыню…

Бхактиведанта Свами: Это тоже может быть благостью. Однако на Бауэри-стрит тоже подают милостыню, и нищий тотчас же отправляется за бутылкой, напивается и падает. (Все смеются.) Такая вот благотворительность. Но это уже не благость, а невежество.

Боб: Благотворительность — невежество?

Бхактиведанта Свами: Есть три вида благотворительности: в благости, в страсти и невежестве. Действовать в благости — значит давать милостыню там, где следует. Вот, например, движение сознания Кришны: тот, кто дает пожертвования на это движение, действует в благости, потому что способствует распространению сознания Бога, сознания Кришны. Это благость. Но если кто-то занимается благотворительностью, чтобы что-то за это получить, то это страсть. А если человек дает милостыню не ко времени и в неподходящем для этого месте, не испытывая почтения к тому, кому он жертвует, или дает деньги недостойному, например, человеку с Бауэри — это невежество. Но Кришна говорит:

йат кароши йад ашнаси

йадж джухоши дадаси йат

“Все, что ты делаешь, ешь, жертвуешь и отдаешь, а также аскезы, которые ты совершаешь — все должно выполняться как подношение Мне”. Если Кришна принимает ваше подношение — в этом совершенство благотворительности. Или если представитель Кришны примет предлагаемое — это совершенство.

Боб: А к какому виду благотворительности можно отнести раздачу пищи голодным?

Бхактиведанта Свами: Это зависит от обстоятельств. Допустим, врач запретил больному принимать твердую пищу, но он просит ее, и если вы в порядке благотворительности дадите ему такую пищу, то не принесете ему добра. Это невежество.

Боб: А преданные не зарабатывают карму? Эти преданные — ощущают ли они карму? Влияют ли на них эти гуны? Пребывают ли они под влиянием гуны благости?

Бхактиведанта Свами: Они выше благости! Шудха-саттва.  Преданные не находятся в материальном мире. Они пребывают в духовном мире. Об этом говорится в “Бхагавад-гите”:

мам ча йо 'вйабхичарена

бхакти-йогена севате

са гунан саматитйаитан

брахма-бхуйайа калпате

(“Тот, кто полностью посвятил себя преданному служению, кто не падает ни при каких обстоятельствах, сразу же возвышается над гунами материальной природы и достигает уровня Брахмана”) Преданные не находятся ни в благости. ни в страсти, ни в невежестве. Они трансцендентны ко всем этим качествам.

Боб: Этого уровня достигает искренне верящий преданный?

Бхактиведанта Свами: Да. Преданный… Вы тоже, как и они, можете стать преданным. Это не трудно. Нужно просто посвятить себя трансцендентному любовному служению Господу, только и всего.

Боб: Я бы хотел больше узнать о Боге и сильнее ощущать присутствие Бога. Дело в том, что без этого, по-моему, жизнь не имеет смысла.

Бхактиведанта Свами: Да! Если не воспользоваться человеческой формой жизни, потеря будет огромной. Для живого существа это редчайший шанс, который дается ему, чтобы оно могло вырваться из сетей материального существования.

Боб:  Я так благодарен, что вы позволили мне задать вам все эти вопросы…

Бхактиведанта Свами: Что ж, вы можете узнавать все больше и больше.

Боб: У меня все же… мои связи с домом, близкими. Женитьба… Я помолвлен…

Бхактиведанта Свами: Да нет, здесь нет никаких препятствий. Среди преданных много семейных. (Он показывает на Шйамасундару) Он женат. Брак — это не препятствие. Я уже говорил вам о четырех стадиях духовного развития: брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса. Когда заканчивается период брахмачарйи, можно жениться. Но это не обязательно. Можно оставаться наиштика-брахмачари  всю свою жизнь. Но брахмачари может и жениться. А когда заканчивается период семейной жизни, наступает период ванапрастхи. Это означает, что человек отходит от семьи — муж и жена живут отдельно. Между ними больше нет физической близости. А затем, достигнув полного отречения, освободившись от привязанности к семейной жизни, человек принимает санньясу.

Боб: И тогда он совершенно забывает о своей жене?

Бхактиведанта Свами: Да. Если постараться, то забыть не так уж трудно. С глаз долой — из сердца вон. (Все смеются) Как у меня: жена, дети, внуки. Но с глаз долой — из сердца вон. Вот и все. В ведической системе это очень хорошо предусмотрено — ванапрастха и санньяса.

 

Путь очищения (29 февраля 1972 года)  

 

     

Боб:  Я очень благодарен вам за то, что вы позволили мне задать эти вопросы

Бхактиведанта Свами: Это моя миссия. Люди должны понять науку о Боге. Если мы не сотрудничаем с Верховным Господом, наша жизнь лишена смысла. Я много раз приводил такой пример: деталь, выпавшая из машины, не представляет никакой ценности. Но если ту же самую деталь поставить на место, она обретает ценность Так и мы — неотъемлемые частицы Бога Поэтому много ли мы значим без Бога? Абсолютно ничего? Мы должны восстановить свою связь с Богом, и тогда обретем ценность.

Боб: Сегодня я говорил с человеком, который приходил сюда днем. Вам это может показаться смешным, но он зашел, потому что слышал, что в Майапуре хиппи.

Бхактиведанта Свами: Что?

Боб: Он слышал, что в Майапур приехали хиппи. Сначала с ним поговорил я, а потом преданные. Он говорил мне о таких вещах, на которые я не смог найти ответа. Он сказал, что придет завтра, чтобы снова увидеться с некоторыми преданными Если вы позволите, я хотел бы передать вам наш разговор. То, что он говорил, смутило меня.

Бхактиведанта Свами: Он индиец?

Боб: Да, индиец. Он живет здесь неподалеку и хорошо говорит по-английски. В юности он каждый день очень усердно поклонялся богине Кали (В Индии широко распространено поклонение этой полубогине), но однажды случилось наводнение. Людям тогда пришлось очень трудно, я с тех пор он отошел от религии. Он говорит, что теперь находит счастье, пробуждая в людях любовь друг к другу. И я не нашел, что сказать ему, чтобы Бог и религия вошли в его жизнь. Он сказал: “После смерти я, возможно, стану частицей Бога, а может быть, и нет”. А пока он не видит причины беспокоиться об этом. Он говорит, что обращался к различным видам религиозной практики, но это ему ничего не дало. Я спрашиваю об этом еще и потому, что, вернувшись в Америку, встречу немало таких людей. Они видят, что религиозная практика, как например, поклонение Кали и тому подобное, не приносит результатов. И я не знаю, как убедить их, что это стоит попробовать.

Бхактиведанта Свами: Не пытайтесь делать этого сейчас. Сначала постарайтесь убедить самого себя.

Боб: Я предложил ему встретиться с преданными. Потом я снова увидел его, когда он уходил отсюда, и сказал ему: “Приходите еще”, — но… Да, да, вы правы.

Бхактиведанта Свами: Прежде всего вы сами должны быть убеждены. А потом пытайтесь убедить других. Чайтанья Махапрабху говорил, что вы сможете улучшить положение других только тогда, когда достигнете успеха в собственной жизни:

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара

джанма сартхака кари' кара пара-упакара

Сначала сделай совершенной собственную жизнь, потом старайся научить других.

Боб: Преданные сказали мне, что, если не пребывать постоянно в сознании Кришны, невозможно быть счастливым. Но я иногда чувствую себя счастливым.

Бхактиведанта Свами: Иногда, но не всегда.

Боб:  Да.

Бхактиведанта Свами: Но если вы придете в сознание Кришны, то будете чувствовать себя счастливым всегда.

Боб: Они имели в виду, что нельзя чувствовать себя счастливым, не находясь в сознании Кришны.

Бхактиведанта Свами: Это факт. Например, вас, обитателя суши, бросают в воду. Но вы не можете быть счастливы в воде. Если же вас вернут на землю, вы будете счастливы. Аналогично этому, мы — неотъемлемые частицы Кришны и не можем быть счастливы, если не будем действовать как Его частицы. Как в предыдущем примере: деталь машины сама по себе, вне нее, не имеет никакой ценности, но когда ее ставят на место, она снова обретает ценность. Мы — частицы Кришны, и должны соединиться с Ним. И вы можете сразу соединиться с Кршной, осознав истину: “Я принадлежу Кришне. Кришна — мой”. Только и всего.

Боб: Как вы сказали? Кришна…

Бхактиведанта Свами: Кришна — мой.

Боб: Мой?

Бхактиведанта Свами: Да, мой. Мой Кришна.

Боб:  А-а…

Бхактиведанта Свами: Кришна мой. Кришна мой.

Боб:  Да.

Бхактиведанта Свами: А я принадлежу Кришне. Таково наше истинное положение.

Боб: Мы — частицы Кришны.

Бхактиведанта Свами: Да. Все существующее — неотъемлемая часть Кришны, потому что все является энергией Кришны и порождается ею.

Гость: Бхактиведанта Свами, у меня вопрос. Что представляет собой служение без преданности?

Бхактиведанта Свами: Хм-м? Это не служение, это — бизнес. (Все смеются.) Например, здесь, в Майапуре, мы наняли подрядчика. Это не служение, а бизнес. Разве нет? Иногда можно встретить такую рекламу: “Покупатель — наш хозяин”. Так они говорят? Звучит красиво — “Покупатель — наш хозяин”, но это бизнес, потому что если у вас нет денег, то вы и не покупатель. В служении все иначе. Чайтанья Махапрабху молился Кришне:

йатха татха ва видадхату лампато

мат-прана-натхас ту са эва напарах

“Что бы Ты ни делал со Мной, Я буду поклоняться Тебе, Мой Господь”. Это и есть служение. “Я ничего не прошу взамен”, — вот что такое служение. Если вы хотите получить что-либо взамен — это бизнес.

Боб: Я хотел спросить вашего совета на будущее. Что я должен делать, чтобы чувствовать себя ближе к Богу? Скоро я расстанусь с вами, и тогда я…

Бхактиведанта Свами: Вы должны очиститься.

Боб: Иногда я прихожу в храм, но, уходя, не знаю, много ли я уношу с собой.

Бхактиведанта Свами: На это не требуется много времени. Через шесть месяцев вы почувствуете, какого прогресса вы добились. Но для этого нужно следовать принципам, которые будут регулировать вашу жизнь. И тогда придет успех. Вот как к этим юношам и девушкам.

Боб: Да, я понял это.

Бхактиведанта Свами: У них нет никакого желания ходить в кино или рестораны. Они отказались от всего, что зовется анартхой —  ненужным.

Боб: Мне кажется, что, когда я вернусь, они…

Бхактиведанта Свами: Цель человеческой жизни — очищение.

Боб: Да.

Бхактиведанта Свами:

тапо дивйам путрака йена саттвам

шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам

Саттва означает “существование”. Если вы не очистите свое существование, вам придется менять тело. Из одного тела вы будете переходить в другое. Иногда это будет более высокое рождение, а иногда — более низкое. Скажем, если вы нездоровы и не лечитесь, то ваша болезнь может принести вам много неприятностей. Так, если вы не очистите свою жизнь, вам придется переселяться из одного материального тела в другое. Существуюточень тонкие законы природы. Сейчас у вас нет никакой гарантии, что в будущем вы получите очень удобное тело или опять родитесь американцем. Поэтому человеку очень важно очистить свою жизнь. Пока вы этого не сделаете, вы будете гоняться за счастьем, но не сможете всегда быть счастливым.

Боб: Надеюсь, что когда я вернусь в Нью-Йорк к своей прежней работе, то стану чистым, но уверен, что не таким, как ваши преданные здесь. Я… Я не могу себе представить, что смогу жить, как они.

Бхактиведанта Свами: Вы можете делать то же, что и они. Вначале они не были чистыми, но теперь очистились. Вы тоже можете очиститься. Например, когда вы были ребенком, у вас не было знаний, теперь же вы образованный человек.

Боб: Так что же я смогу сделать? Вернувшись, я должен…

Бхактиведанта Свами: А когда вы возвращаетесь?

Боб: Я поеду обратно в Чаибасу, буду работать там, а потом…

Бхактиведанта Свами: А что там, в Чаибасе?

Боб: Это место, где я преподаю. Я живу там.

Бхактиведанта Свами: Так лучше не учить, потому что вы не знаете, чему учить.

Боб (смеясь): Я собираюсь… Мне не слишком нравится преподавать, и в мае я вернусь в Америку, но пока я здесь, я должен это делать, потому что подписал контракт на время пребывания в Индии.

Бхактиведанта Свами: Если вы действительно серьезны, то сможете оставаться чистым везде. Не имеет значения, в Америке или в Индии. Но вы должны знать, как оставаться чистым. Только и всего.

Боб: Вы имеете в виду соблюдение этих принципов?

Бхактиведанта Свами: Да. Вот я, например, ездил в Америку, но я там, и в Индии остаюсь самим собой.

Боб: Я… Я старался как-то следовать этим принципам после того, как встретился с вами (короткая поездка в Калькутту в ноябре 1971 года).

Бхактиведанта Свами: Хм-м… Но следовать — значит следовать неукоснительно, если вы действительно серьезны.

Боб: Может быть… хорошо, может быть, то, что я сейчас скажу, это самое глупое из всего, что я говорил, но разрешите мне сказать о том, что я чувствую.

Бхактиведанта Свами: Нет, нет, не глупое. Я не говорю — глупое, я говорю — несовершенное.

Боб: Хорошо. (Смеется.) Несовершенное. Но позвольте мне об этом сказать. Я восхищаюсь вашими преданными и уважаю их, но не чувствую себя одним из них и даже не испытываю большого желания стать одним из них. Я чувствую, что просто хочу… Я хотел бы поступать правильно, приближаться к Богу, и если… и если моя следующая жизнь будет лучше этой, то я буду доволен.

Бхактиведанта Свами: Очень хорошо.

Боб: Это, наверное, привязанность к материальному, но…

Бхактиведанта Свами: Просто следуйте их примеру, и ваше желание осуществится. Мы учим их, как очиститься и стать счастливыми. В этом наша миссия. Мы хотим, чтобы все были счастливы: сарве сукхино бхаванту. Люди не знают, как стать счастливыми. Они идут не тем путем, который ведет к счастью. Они выдумывают собственный путь. Вот в чем проблема. Поэтому Ришабхадева дал своим сыновьям такой совет: “Мои дорогие дети, нужно всего лишь совершать аскезы ради трансцендентного осознания”. Аскезу совершает каждый. Я знаю одного юношу, которому пришлось уехать в другую страну, чтобы выучиться на менеджера. Сейчас он занимает высокий пост. Таким образом, каждый совершает какую-либо аскезу ради будущего. Так почему бы не совершать эту аскезу ради постоянного  счастья? Вы должны очистить свою жизнь и свое тело. До тех пор пока вы будете получать материальные тела, вам придется оставлять их. Но как только вы обретете духовное тело, вопрос о смене тел отпадет. У вас уже есть духовное тело. Сейчас из-за материального загрязнения мы развиваем материальное тело, но если мы приобщимся к духовной жизни, то будем развивать духовное. Я часто привожу такой пример: положите железный прут в огонь, и он сам станет, как огонь. Ведь так?

Боб: Положить железный прут в огонь?

Бхактиведанта Свами: Да, и он раскалится, как огонь.

Боб: Конечно.

Бхактиведанта Свами: Хотя останется железом.

Боб:  Да.

Бхактиведанта Свами: Так и вы, если все время будете заняты духовной деятельностью, ваше тело станет действовать духовно, хотя оно и материально. Тот же пример: дотронувшись до раскаленного железа, вы обожжетесь, потому что оно приобрело свойства огня. Аналогично этому, занимаясь деятельностью в сознании Кришны, вы одухотворяетесь. Ваши поступки станут духовными, материальные желания исчезнут.

Боб: Как это можно осуществить?

Бхактиведанта Свами: Этим методом. Преданные так и делают. Вы видели этих юношей — шестерых молодых людей, которые сегодня получили посвящение? Это очень просто. Вам нужно соблюдать четыре принципа и повторять мантру на четках. Это очень просто.

Боб: Да, но понимаете ли, когда я вернусь в Бихар и буду жить там как обычно, то… если я стану следовать всем регулирующим принципам… некоторым из них я следую уже сейчас, но не всем…

Бхактиведанта Свами: Что значит — “некоторым”?

Боб: “Некоторым”?

Бхактиведанта Свами: Регулирующих принципа всего четыре. “Некоторым” — это трем или двум?

Боб: Двум или трем.

Бхактиведанта Свами: Что мешает вам следовать еще одному?

Боб: Нет, нет. Я имею в виду, что я следую одному или двум. Сейчас я придерживаюсь одного или двух регулирующих принципов.

Бхактиведанта Свами (смеясь): А почему не трех других? Что тут трудного? Какого из принципов вы придерживаетесь?

Боб: Какого принципа? Ну, я почти вегетарианец. Правда, я ем яйца.

Бхактиведанта Свами: Значит, и этот принцип вы соблюдаете не полностью.

Боб: Да, даже этот не полностью. После того как я встретился с вами в прошлый раз (в ноябре), я стал вегетарианцем, но…

Бхактиведанта Свами: Вегетарианство не является каким-то особым достижением.

Боб: Да, вы правы.

Бхактиведанта Свами: Голуби тоже вегетарианцы. Обезьяны, негоднейшие твари, тоже вегетарианцы.

Боб:  Да.

Бхактиведанта Свами: Обезьяны — вегетарианцы. Эти голые санньяси, живущие в лесу… величайшие проказники…

Боб: Я… Я ощутил некоторый прогресс, потому что вначале было трудновато, а потом стало легче, и я снова…

Бхактиведанта Свами: Нет, вы сможете строго следовать всем регулирующим принципам при условии, что примете сознание Кришны. В противном случае это невозможно.

Боб: Да, это именно так. Когда я вернусь в Бихар, и… мои друзья, возможно, скажут… как это бывало: вечером мы сидим все вместе, делать совершенно нечего, разве что сражаться с москитами, и тут они говорят: “А не покурить ли нам марихуаны?” И я отвечаю: “Конечно, ведь все равно нечего делать”, — сажусь рядом и наслаждаюсь целый вечер. Мы часто так делали, и нас куда-то уносило. Мы курили марихуану каждый вечер, понимая, что наносим себе большой вред, потом переставали это делать, но все же от случая к случаю мы…

Бхактиведанта Свами: Вы должны жить с нами, тогда ваши друзья не скажут вам: “Ну как там насчет марихуаны?” (Боб смеется.) Постоянно общайтесь с преданными. Мы специально открываем центры сознания Кришны, чтобы дать людям возможность общаться с нами. Для чего мы купили столько земли (в Майапуре)? Тот, кто искренне хочет, придет сюда и будет жить вместе с нами. Общение оказывает колоссальное влияние. Общаясь с пьяницами, вы станете пьяницей, а общаясь с садху, станете садху.

Шйамасундара: Он может приехать и пожить с вами в Бомбее.

Бхактиведанта Свами: Да, вы можете жить с нами в Бомбее. Но ему нужны друзья с марихуаной. Вот в чем беда.

Боб: Разрешите задать еще один вопрос, а потом я, может быть, вернусь к этому. Я пришел к выводу, что слишком много думаю о самом себе, поэтому не могу думать достаточно много о Боге. Где бы я ни находился, я думаю о себе. Как мне забыть о себе, чтобы сосредоточиться на главном?

Бхактиведанта Свами: Так же, как это сделали они (преданные).

Боб (смеясь):  Вы говорите, что мой путь… Я понимаю, вы хотите сказать, что, для того чтобы очиститься, я должен стать преданным.

Бхактиведанта Свами: Вы в этом сомневаетесь?

Боб: Ну, я…

Бхактиведанта Свами: Очень трудно стать преданным?

Боб: Для меня — да. Я… Я не испытываю особого желания. С самого начала преданные сказали мне, что они отказались от материальной жизни. Эти четыре регулирующих принципа, о которых они мне говорили, означают отказ от материальной жизни, и я понимаю это. Но вместо этого у них есть…

Бхактиведанта Свами: Что, по-вашему, означает материальная жизнь? (Боб молчит.) Я сижу на этой кровати. Материальна она или духовна?

Боб: Материальна.

Бхактиведанта Свами: Так как же мы отказались от материальной жизни?

Боб: В моем понимании материальная жизнь — это, наверное, стремление к материальной выгоде…

Бхактиведанта Свами: А что значит “материальная”?

Боб: Трудиться ради материальных благ и не отказываться от материального.

Бхактиведанта Свами: Материальная жизнь — это когда вы хотите удовлетворять свои чувства. Вот что такое материальная жизнь. А когда вы стремитесь служить Богу, это духовная жизнь. В этом разница между материальной и духовной жизнью. Сейчас мы хотим служить своим чувствам. Но когда мы служим Богу — это духовная жизнь. В чем разница между тем, что делаем мы, и тем, что делают другие? Мы пользуемся всем: столом, кроватью, магнитофоном, пишущей машинкой — так в чем же разница? В том, что мы все используем для служения Кришне.

Боб: Преданные говорили мне, что чувственные наслаждения, от которых они отказались, заменяются духовными, но дело в том, что я этого не ощутил.

Бхактиведанта Свами: Духовное наслаждение приходит тогда, когда у вас появляется желание доставлять удовольствие Кришне. Это духовное наслаждение. Так, например, мать получает больше наслаждения, когда кормит своего ребенка, чем когда ест сама. Сама она не ест, но ей доставляет удовольствие наблюдать, как с аппетитом ест ее ребенок.

Боб:  Хм-м. Значит, духовное наслаждение в том, чтобы доставлять удовольствие Богу?

Бхактиведанта Свами: Духовное наслаждение подразумевает, что наслаждается Кришна.

Боб: Доставлять удовольствие Кришне.

Бхактиведанта Свами: Да. Материальное наслаждение заключается в удовлетворении чувств. Только и всего. В этом разница. Когда человек старается доставить удовольствие Кришне — это духовное наслаждение.

Боб:  Я думал… в моем представлении доставлять удовольствие Богу…

Бхактиведанта Свами: Не изобретайте собственных способов удовлетворения Бога. Не выдумывайте. Например, если мне хочется доставить вам удовольствие, я должен спросить у вас: “Что я могу для вас сделать?”. Я не должен ничего выдумывать. Это не доставит вам никакого удовольствия. Предположим, я хочу воды. И если вы начнете рассуждать так: “Свамиджи доставит больше удовольствия, если я принесу ему стакан молока, горячего молока”, — мне это не понравится. Если вы хотите сделать мне приятное, то спросите меня: “Что мне сделать, чтобы доставить вам удовольствие?”. И если вы сделаете то, о чем я прошу, я буду удовлетворен.

Боб: То есть, доставлять удовольствие Кришне — это быть преданным Кришны?

Бхактиведанта Свами: Преданный — это тот, кто всегда доставляет удовольствие Кришне. Это единственная его забота, единственное занятие. Таков преданный.

Боб: Не могли бы вы рассказать еще о повторении Харе Кришна? Я некоторое время повторял эту мантру, но не регулярно, а время от времени, понемногу. У меня совсем недавно появились четки, и иногда я чувствую, что мне очень приятно повторять мантру, а иногда этого чувства нет вообще. Может, я повторяю неправильно? Я не знаю.

Бхактиведанта Свами: Необходим метод. Чтобы чего-то достичь, вы должны воспользоваться каким-то методом.

Боб: Преданные говорили мне, что во время повторения мантры они ощущают экстаз.

Бхактиведанта Свами: Да, чем больше вы очищаетесь, тем сильнее экстаз. Процесс повторения мантры —  это процесс очищения.

 

Совершенный преданный (29 февраля, вечер)  

 

     

Шйамасундара. Бхактиведанта Свами, сегодня днем мы говорили об аскезах

Бхактиведанта Свами: Мм-м?

Шйамасундара: Если мы не совершаем аскез добровольно, то будем вынуждены совершать те или иные аскезы против своей воли.

Бхактиведанта Свами: Да, под руководством духовного учителя следует… Сами вы не очень склонны совершать аскезы, но, принимая духовного учителя, вы должны следовать его наставлениям. Это и есть аскеза.

Шйямасудара: Даже если вы не хотите совершать аскезу, вы все равно должны это делать.

Бхактиведанта Свами: Да, должны. Раз вы предались своему духовному учителю, его указания для вас обязательны. Поэтому, даже если вам это не нравится, вы должны следовать им. Чтобы удовлетворить меня. (Шйамасундара вздыхает.) Но вам это не нравится… (Смеется.) Никому не нравится поститься, но духовный учитель говорит: “Сегодня у нас пост”, — поэтому что тут поделаешь? (Шйамасундара смеется) Ученик это тот, кто добровольно согласился обучаться у духовного учителя. В этом и заключается аскеза.

Шйамасундара: Например, наши родители и многие другие люди в материальном мире очарованы материальной жизнью, они не хотят совершать аскез или испытывать физическую боль, но тем не менее не могут этого избежать. Природа заставляет их терпеть лишения.

Бхактиведанта Свами: Это вынужденная аскеза. От нее нет пользы. Помогает только добровольная.

Шйамасундара: Если вы не совершаете аскезу добровольно, вам все равно придется терпеть лишения.

Бхактиведанта Свами: Это отличает человека от животного. Животное не может совершать аскез, а человек может. В кондитерских так много всяких лакомств, и вам хочется их отведать, но если у вас нет денег, вы воздержитесь. Но корова не может пройти мимо вкусной еды. Вы можете бить ее палкой, а она не обратит на это внимания. Она все равно будет продолжать есть. Так что животное не способно на аскезы. Аскеза, которую совершаем мы, очень приятна. Мы поем Харе Крана, танцуем и едим чудесную пищу, которую нам дает Кришна. Вот и все. Почему бы вашим соотечественникам не согласиться на такую аскезу? Петь, танцевать и вкушать замечательную пищу? Боб: Я не совсем вас понял.

Бхактиведанта Свами: Поскольку мы совершаем аскезы, Кришна посылает нам чудесные вещи, и мы не остаемся в проигрыше. Когда вы “кришнаизируетесь”, то получите гораздо больше приятного по сравнению с тем, что имеете сейчас. Это факт. Я жил в одиночестве на протяжении двадцати лет, но у меня не было никаких трудностей. До того как принять санньясу, я жил в Дели. Так вот, я не испытывал никаких трудностей, хотя я жил один.

Шйамасундара: Если не соблюдать духовной дисциплины, то природа причинит много страданий.

Бхактиведанта Свами: О да. Об этом говорится в “Бхагавад-гите”:

даиви хй эша гунамайи

мама майа дуратйайа

мам эва йе прападйанте

майам этам таранти те

(“Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы, но тот, кто предался мне, легко может выйти из-под ее влияния”.) Майа причиняет нам столько неприятностей, но как только вы предадитесь Кришне, никаких трудностей не будет.

Шйамасундара: Мы были так глупы, что постоянно думали: “Я добьюсь счастья”.

Бхактиведанта Свами: Да, это и есть майа, иллюзия. Это как с ослом: вы сидите верхом на нем и держите перед его мордой пучок травы, а осел думает: “Еще шаг, и я схвачу траву”. (Боб смеется.) Но она всегда остается на расстоянии фута от осла. Это “ослизм”. (Все смеются.) Каждый думает: “Еще немного, и я добьюсь своего. Я буду так счастлив!”

Боб: Я… Я очень благодарен вам за…

Бхактиведанта Свами: Хм-м?

Боб: Завтра я вынужден буду с вами расстаться, и…

Бхактиведанта Свами: Не говорите “расстаться”, скажите “остаться”.

Боб: Я пока не могу, я думаю о том, как завтра вернусь в свой город. Но…

Бхактиведанта Свами: Не возвращайтесь туда.

Боб: Вы думаете, мне следует завтра остаться здесь?

Бхактиведанта Свами: Оставайтесь здесь.

Боб: Раз вы мне говорите, я останусь.

Бхактиведанта Свами: Да, вы очень хороший молодой человек. (Следует долгая пауза. Атмосфера стала гораздо спокойнее.) Это очень просто. Когда живые существа за- бывают Кришну, они оказываются в материальном мире. “Кришна” — это Его имя. Его форма. Его обитель, Его игры — все.

Боб: Что вы назвали последним?

Бхактиведанта Свами: А? Игры.

Боб: Игры.

Бхактиведанта Свами: Когда мы говорим о царе, то имеем в виду его правительство, дворец, его царицу, сыновей, придворных, армию — всех. Разве не так?

Боб:  Да.

Бхактиведанта Свами: И когда мы думаем о Кришне, Верховной Личности Бога, это значит, что мы думаем обо всех энергиях Кришны. Все это заключено в словах “Радха-Кршна”. Радха представляет Собой всю энергию Кришны. А Кришна — это Верховный Господь. Поэтому, говоря о Кришне, мы говорим и о живых существах, ведь они энергии, различные энергии, относящиеся к Его высшей энергии. Когда энергия не служит источнику энергии, это называется материальным существованием. Весь этот мир не служит Кришне. Они служат Кришне иначе, другим образом. Они служат Ему косвенно, как, например, неповинующиеся граждане косвенно служат правительству. Заключенные отбывают наказание в тюрьме за то, что нарушали законы страны. Теперь же, в тюрьме, их заставляют подчиняться этим законам. Так и все живые существа в этом мире не признают Бога либо по невежеству, либо по собственному выбору. Они не желают признавать главенство Бога. Они демоничны. Мы же стараемся вернуть их в изначальное положение. Такова цель движения сознания Кришны.

Боб: Я хотел бы спросить вас о том, что я уже обсуждал с некоторыми преданными, о медицине. Сегодня я с не- сколькими преданными ходил к реке. Я простужен и потому сказал, что мне лучше не купаться. Но некоторые считали, что я должен купаться, потому что это Ганга, а другие говорили, что не стоит, раз я простужен. Я так и не понял, как мне лучше было поступить. Скажите, мы заболеваем из-за того, что совершали какие-то дурные поступки в прошлом?

Бхактиведанта Свами:  Да.

Боб: Но когда человек…

Бхактиведанта Свами: Все несчастья, которые с нами происходят, — следствие наших прошлых поступков.

Боб: Но когда человек освобождается от влияния кармы…

Бхактиведанта Свами: Да?

Боб: … он все-таки болеет?

Бхактиведанта Свами: Нет. Даже если он заболеет, то не- надолго. Например, вот этот вентилятор сейчас работает, а если его выключить, он остановится не сразу. Тогда им движет уже не электричество, а сила — как она называется в физике?

Шйамасундара: Инерция.

Бхактиведанта Свами: Инерция. Но как только она перестанет действовать, он остановится. Аналогично этому, даже если человек, предавшийся Кришне, страдает из-за каких-то материальных последствий, то это временное явление. Поэтому преданный никогда не считает материальные несчастья действительно несчастьями. Он принимает их как милость Кришны, милость Бога.

Боб: Совершенная душа, преданный, чистый преданный…

Бхактиведанта Свами: Совершенная душа — это тот, кто посвящает все свое время деятельности в сознании Кришны. В этом заключается совершенство. Это трансцендентное положение. Быть совершенным — значит действовать в соответствии со своим изначальным положением. Это совершенство. Об этом говорится в “Бхагавад- гите”:

све све карманй абхиратах

самсиддхим лабхате нарах

“Каждый может достичь совершенства, если будет исполнять предписанные ему обязанности”. Это полное совершенство. Самсиддхи. Сиддхи значит “совершенство”. Это уровень осознания Брахмана, духовного осознания. А самсиддхи —  это преданность, которая приходит уже после осознания Брахмана.

Боб: Не могли бы вы повторить последнюю фразу?

Бхактиведанта Свами: Самсиддхи.

Боб:  Да.

Бхактиведанта Свами: Сам значит “полный”.

Боб: Так.

Бхактиведанта Свами: А сиддхи “совершенство”. В “Бхагавад-гите” говорится, что тот, кто возвращается домой, обратно к Богу, достигает абсолютного совершенства. Таким образом, человек достигает совершенства тогда, когда осознает, что он — не материальное тело, а духовная душа. Это называется брахма-бхута —  осознание Брахмана. Это совершенство. А самсиддхи —  следующая ступень после осознания Брахмана, когда человек посвящает себя преданному служению, поэтому тот, кто занят преданным служением, уже осознал Брахман, и его называют самсиддхи.

Боб: Не сочтите за нескромность, но я хотел бы спросить: болеете ли вы когда-нибудь?

Бхактиведанта Свами:  Хм-м?

Боб: Лично у вас бывают недомогания и болезни?

Бхактиведанта Свами:  Да.

Боб: Это результат вашей прошлой кармы?

Бхактиведанта Свами:  Да.

Боб: Значит, в материальном мире не удается полностью избавиться от кармы?

Бхактиведанта Свами: Нет, удается. Для преданных кармы не существует. Никаких кармических реакций.

Боб: Но вы, вероятно, лучший из преданных.

Бхактиведанта Свами: Хм-м… Нет, я не считаю себя лучшим преданным. Я самый последний из преданных.

Боб: Нет!

Бхактиведанта Свами: Это вы — лучший преданный.

Боб (смеясь): О, нет, нет! Но видите ли, вы говорите… То, что вы говорите, всегда кажется правильным.

Бхактиведанта Свами:  Да.

Боб: Значит, вы лучший преданный.

Бхактиведанта Свами: Дело в том, что даже лучший из преданных, проповедуя, опускается до уровня преданных второго класса.

Боб: А как бы вел себя лучший преданный?

Боб: Лучший преданный не проповедует.

Боб: А что же он делает?

Бхактиведанта Свами: Он понимает, что проповедовать незачем. Для него все преданные. (Боб смеется.) Да, для него нет больше непреданных — все преданные. Его называют уттама-адхикари. Но раз я проповедую, как я могу утверждать, что я лучший преданный? Вот Радхарани, Она никого не считает непреданным. Поэтому мы стараемся приблизиться к Радхарани.

Боб: А кто это?

Бхактиведанта Свами: Радхарани — супруга Кришны.

Боб: А-а-а.

Бхактиведанта Свами: Того, кто приходит к Радхарани, Она представляет Кришне: “Вот лучший преданный. Он лучше Меня”, — и Кришна не может отвергнуть его. Вот что такое лучший преданный. Но это нельзя имитировать, считая: “Я стал самым лучшим преданным”.

ишваре тад-адхинешу

балишешу двишатсу ча

према-маитри-крипопекша

йах кароти са мадхйамах

(Бхаг. 11. 2. 46)

Преданный второго класса видит, что некоторые души завидуют Богу, но лучшие преданные видят все по-иному. Лучший преданный думает: “Никто не завидует Богу. Все лучше меня”. Как автор “Чайтанья-чаритамрты” Кришнадас Кавираджа. Он говорит: “Я ниже навозного червя”.

Боб: Кто так говорит?

Бхактиведанта Свами: Кришнадас Кавираджа, автор “Чайтанья-чаритамрты”: пуришера кита хайте муни се лагхиштха. Это не показное. Он действительно так считает: “Я хуже всех. Все лучше меня, а я ниже всех. Все служат Кришне, а я не служу”. Чайтанья Махапрабху говорил: “Во Мне нет ни капли преданности Кришне. Мои слезы притворны. Если бы Я был предан Кришне, то уже давно бы умер. Но Я живу. И это значит, что Я не люблю Кришну”. Так думает лучший преданный. Он настолько поглощен любовью к Кришне, что говорит: “Ничто не стоит на месте, жизнь идет своим чередом, а я по-прежнему хуже всех, поэтому я не могу увидеть Бога”. Таков лучший преданный.

Боб: Значит, преданный должен трудиться для того, чтобы каждый получил освобождение?

Бхактиведанта Свами: Да. Преданный должен действовать под руководством истинного духовного учителя, а не имитировать лучших преданных.

Боб: Простите?

Бхактиведанта Свами: Преданный не должен имитировать лучшего преданного.

Боб: Имитировать? А, я понял.

Шйамасундара: Вы как-то говорили, что иногда испытываете недомогание или боль из-за греховных поступков своих учеников. Может ли иногда болезнь быть вызвана этим?

Бхактиведанта Свами: Да, Кришна говорит:

ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишйами ма шучах

“Я избавлю тебя от всех последствий греха. Не бойся”. Это значит, что Кришна настолько могуществен, что может тотчас же снять грехи со всех живых существ и мгновенно сделать их праведниками. Но когда живое существо действует от имени Кришны, оно тоже отвечает за греховные поступки своих учеников. Поэтому быть гуру —  нелегкая задача. Понимаете? Он должен поглотить весь яд. Поэтому иногда — ведь гуру не Кришна — у него бывают трудности. Вот почему Чайтанья Махапрабху предупреждал: “Не принимайте много шишйев, учеников”. Но чтобы проповедовать, для расширения проповеди мы должны принимать много учеников, даже если при этом страдаем сами. Это факт. На духовного учителя ложится ответственность за все греховные поступки его учеников. Поэтому принимать много учеников рискованно, если вы не способны “поглотить” все их грехи.

ванчха-калпа-тарубхйаш ча

крипа-синдхубйа эва ча

патитанам паванебхйо

ваишнавебхйо намо намах

(“Я почтительно склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Они подобны древу желаний, способному исполнить желания каждого, и полны сострадания к обусловленным падшим душам”.) Он берет на себя ответственность за все падшие души. Об этом говорится в Библии. Иисус Христос взял на себя грехи всего человечества и пожертвовал своей жизнью. Такова ответственность, возложенная на духовного учителя. Кришна — это Кришна, Он апапа-виддха, то есть Его действия не влекут за собой никаких греховных последствий. Но живое существо иногда подвергается их влиянию, потому что оно ничтожно мало. Большое пламя и маленький костер. Если положить крупный предмет в небольшой костер, он может погаснуть, но что бы вы ни бросили в сильное пламя, для него это не опасно… Сильное пламя поглотит все.

Боб: В этом и была причина страданий Христа?

Бхактиведанта Свами: Мм-м?

Боб: Страдал ли Христос?

Бхактиведанта Свами: Я это уже объяснял. Он взял на себя грехи всего человечества и потому страдал.

Боб: Понятно.

Бхактиведанта Свами: Он говорил, и это есть в Библии, что взял на себя грехи всего человечества и пожертвовал своей жизнью, но те, кто называет себя христианами, постановили: “Пусть Христос страдает, а мы тем временем будем делать всякие глупости”. (У Боба вырывается короткий смешок.) Такие глупцы! Они предложили Иисусу Христу подписать контракт: он возьмет на себя все последствия их грехов и тогда они смогут продолжать заниматься всякой ерундой. Такова их религия. Христос настолько великодушен, что взял на себя все их грехи, расплатился за них своими страданиями, но даже это не смогло остановить их — они продолжают грешить. Они не смогли понять даже такой простой вещи, и отнеслись к этому очень спокойно: “Пусть Господь Иисус Христос страдает, а мы будем творить всякие глупости”. Разве не так?

Боб: Да, это так.

Бхактиведанта Свами: Им должно было быть стыдно: “Господь Иисус Христос страдал из-за нас, а мы продолжаем грешить”. Он сказал: “Не убий”, — но они убивают, думая: “Господь Иисус Христос простит нас и возьмет на себя все наши грехи”. И так продолжается до сих пор. Мы должны быть очень осторожны: “Из-за моих грехов будет страдать мой духовный учитель, поэтому я не должен совершать ни малейшего греховного поступка”. Это долг ученика. Когда человек получает посвящение, все его греховные реакции уничтожаются. Если после этого вы снова будете совершать греховные поступки, за это придется страдать вашему духовному учителю. Ученик должен помнить об этом: “Из-за моих грехов будет страдать духовный учитель”. Если духовный учитель заболевает, это происходит из-за греховных поступков других людей. “Не принимай много учеников”. Но мы делаем это, потому что проповедуем. Что ж, пусть мы будем страдать, но все равно мы будем принимать их. Вы спрашивали, являются ли мои страдания следствием моих прегрешений в прошлом. Кажется, так? Мое прегрешение в том, что я принял некоторых учеников, занимающихся всякой ерундой. Вот мое прегрешение.

Боб: Такое иногда происходит?

Бхактиведанта Свами: Да. Это неизбежно будет происходить, потому что мы принимаем очень многих. Обязанность ученика быть осторожным. “Мой духовный учитель спас меня. Я не должен вновь заставлять его страдать”. Когда духовный учитель страдает, его спасает Кришна. Кришна думает: “Он взял на себя такую огромную ответственность, чтобы освободить падших”. Так что Кришна всегда рядом:

каунтейа пратиджанихи

на ме бхактах пранашйати

(“О сын Кунти, смело провозглашай, что Мой преданный никогда не погибнет”.) Потому что духовный учитель идет на риск ради Кришны.

Боб: Ваши страдания это не та же боль, что…

Бхактиведанта Свами: Нет, это не следствие кармы. Иногда духовный учитель испытывает боль, и ученики должны понимать: “Духовный учитель страдает из-за наших греховных поступков”.

Боб: Вы сейчас выглядите хорошо.

Бхактиведанта Свами: Мне всегда хорошо… в том смысле, что даже если я страдаю, я знаю, что Кришна защитит меня. Но я страдаю не из-за своих греховных поступков.

Боб: Но, скажем, когда я… в городе, где я живу, пью кипяченую воду, потому что от сырой можно заболеть… Так вот, если я достаточно возвышен, должен ли я продолжать кипятить воду, чтобы не заболеть? Значит ли это, что я могу пить любую воду? А если я поступал неправильно, я все равно заболею.

Бхактиведанта Свами: Находясь в материальном мире, вы не должны пренебрегать его законами. Предположим, вы отправитесь в джунгли, где живет тигр. Если вы знаете, что он наверняка нападет на вас, зачем добровольно подвергать себя такой опасности? Преданному не следует считать, что, пока у него физическое тело, он обязательно должен им рисковать. Мы не бросаем вызова материальным законам: “Я стал преданным и могу больше не считаться с законами”. Это глупость.

анасактасйа вишайан

йатхархам упайунджатах

нирбандхах кришна-самбандхе

йуктам ваирагйам учйате

Преданному рекомендуется принимать то, что необходимо для жизни, не привязываясь к этому. Он будет пить кипяченую воду, но если кипяченой нет, значит ли это, что он вообще не будет пить воды? Если ее нет, он будет пить сырую воду. Мы едим прасад Кришны, но во время путешествий нам иногда приходится есть в гостиницах. Если человек стал преданным, должен ли он думать: “Я не буду ничего есть в гостинице. Я буду голодать”? Если я буду голодать, я ослабну и не смогу проповедовать.

Боб: Теряет ли преданный свою индивидуальность из-за того, что…

Бхактиведанта Свами: Нет, он полностью сохраняет свою индивидуальность, чтобы доставлять удовольствие Кришне. Кришна говорит: “Предайся Мне”. И он добровольно предается Ему. Это не значит, что при этом он утрачивает свою индивидуальность. Она сохраняемая. Как Арджуна: сначала, обладая индивидуальностью, он хотел уклониться от сражения. Но, приняв Кришну своим духовным учителем, он стал шикшйей, учеником, и с этого момента на все повеления Кришны он отвечал “да”. Это не означает, что он утратил индивидуальность. Он добровольно согласился на это: “Я буду делать все, что велит Кришна”. Мои ученики не утратили своей индивидуальности, они подчинили ее Кришне. Именно это и требуется. Предположим, какой-то человек отказался от секса. Это не значит, что он стал импотентом. Если он захочет, он сможет делать это хоть тысячу раз. Но он добровольно отказывается от этого. Парам дриштва нивартате: у него высший вкус. Иногда мы постимся, но это не значит, что мы больны. Мы постимся добровольно. Это не означает, что я не голоден или не могу есть. Мы добровольно постимся.

Боб: А сохраняет ли преданный свои наклонности?

Бхактиведанта Свами: Да, полностью.

Боб: Вкус к различным вещам?

Бхактиведанта Свами: Хм?

Боб: Преданному по-прежнему что-то нравится, а что-то нет?

Бхактиведанта Свами: Да, все это остается, но он отдает предпочтение тому, что нравится Кришне. Предположим, мне нравится что-то, но Кришна говорит: “Нет, ты не должен пользоваться этим”. И я не пользуюсь. Я делаю это ради Кришны.

нирбандхах кришна-самбандхе

йуктам ваирагйам учйате

Кришна прямо говорит: “Мне нравится это”. И мы должны предлагать Кришне то, что Ему нравится, поэтому мы принимаем прасад. Кришна любит Радхарани, поэтому гопи стараются устроить так, чтобы Радхарани оказалась с Кршной. “Кришне нравится эта гопи. Что ж, давайте сделаем так, чтобы Она была с Ним”. В этом сознание Кришны. Удовлетворять чувства Кришны, а не свои собственные. Это бхакти. Это называется премой, любовью к Кришне. “О, Кришне это нравится, я должен дать Ему это”.

Боб: А вот, скажем, прасад (пища, предложенная Кришне). Его предлагают, и затем мы его едим. Подают различные блюда, некоторые мне нравятся, а некоторые нет.

Бхактиведанта Свами: Этого не должно быть. Совершенство заключается в том, чтобы принимать все, что предложено Кришне. В этом совершенство. Нельзя говорить: “Это мне нравится, а это нет”. Пока вы делаете эти различия, вы еще не поняли, что такое прасад.

Преданный: Что если кто-то говорит, что это ему нравится, а другое нет? Предположим, кто-то готовит прасад…

Бхактиведанта Свами: Этому у нас нет места. Все, что нравится Кришне, замечательно!

Преданный: Да, ну а если кто-то готовит прасад очень хорошо, и…

Бхактиведанта Свами: Нет, если прасад готовится искренне, с преданностью, он нравится Кришне. Так было с Виду. Виду кормил Кришну бананами, но так глубоко задумался, что сами бананы выбрасывал, а Кришну кормил кожурой, и Он ел. (Все смеются.) Кришна видел его преданность, Он может съесть что угодно, если это предложено Ему с преданностью. Материальный вкус не играет никакой роли. Так и преданный: он принимает прасад Кришны независимо от того, хорош он на вкус или нет. Мы должны принимать все.

Преданный: А если нет преданности, как в Индии…

Бхактиведанта Свами: Если нет преданности, Кришне не понравится никакая пища, неважно, вкусная она или невкусная. Он не примет ее.

Преданный: В Индии… кто-то…

Бхактиведанта Свами: О, Индия, Индия. Не говорите об Индии! Говорите о философии. Если нет преданности, Кришна не примет ничего ни в Индии, ни в вашей стране. Господь Кришна не обязан принимать какие-то дорогие блюда только потому, что это вкусно. У Кришны на Ваикунтхе много лакомств. Он не жаждет вашей пищи. Он принимает вашу преданность, бхакти. Ценится преданность, а не пища. Кришна не принимает никакой пищи из этого материального мира. Он принимает только преданность.

патрам пушпам пхалам тойам

йо ме бхактйа прайаччхати

тад ахам бхактй-упахритам

ашнами прайататманах

(“Если кто-то с любовью и преданностью предложит Мне листок, цветок, плод или воду, Я приму это”.) “Потому что это было предложено Мне с преданностью и любовью”, — вот что требуется. Поэтому мы не позволяем готовить непреданный. Кришна ничего не принимает из рук непреданного. Чего ради Он должен принимать? Он не голоден. Он не нуждается ни в какой пище. Он принимает только преданность, и ничего больше. Вот что главное. Поэтому нужно стремиться стать преданным, а не хорошим поваром. Преданный же станет и искусным поваром, это произойдет само собой. Поэтому нужно просто стать преданным. Тогда все хорошие качества появятся сами собой. Если же человек не предан Кришне, всем его достоинствам грош цена. Такой человек действует на уровне ума, поэтому не имеет никаких хороших качеств. (Наступает длительная пауза.)

Бхактиведанта Свами: Который час?

Шйамасундара: Шесть часов.

Бхактиведанта Свами: Нужно задавать вопросы и слушать ответы. Это принесет пользу всем.

Боб: Мне хотелось бы задать еще один вопрос о прасаде.

Бхактиведанта Свами: Сута Госвами говорит:

мунайах садху пришто 'хам

бхавадбхир лока-мангалам

йат критах кришна-сампрашно

йенатма супрасидати

(“О мудрецы, вы правильно поступили, задав эти вопросы. Они ценны тем, что связаны с Господом Кришной, и несут благо всему миру. Только такие вопросы могут полностью удовлетворить наше истинное „я"”.) Кришна-сампрашнах,  это замечательно. Когда вы обсуждаете их и слушаете, то это лока-мангалам, благоприятно для всех. Как вопросы, так и ответы.

Боб: Я все еще не очень хорошо понимаю, что такое прасад. Но если хотите, я еще подумаю и завтра снова спрошу вас об этом.

Бхактиведанта Свами: Прасад всегда прасад. Но поскольку наш духовный уровень недостаточно высок, иногда прасад нам не нравится.

Боб: Некоторые блюда слишком остры, и у меня болит желудок.

Бхактиведанта Свами: Что ж… Это оттого что мы не можем по достоинству оценить прасад, но повар все же должен принимать это во внимание. Кришне нужно предлагать самые лучшие блюда, поэтому если мы предлагаем третьесортные, то не выполняем свой долг. Но Кришна может принять что угодно, если это предлагает Ему преданный, и преданный может вкушать любой прасад, даже очень острый. Хиранйакашипу дал своему сыну яд, и мальчик (предложив яд Кришне) выпил его, словно нектар. Даже если кому-то прасад кажется очень ост


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: