Индивидуальная образовательная программа

Сопровождение индивидуализации личности осуществляется посредством индивидуальной образовательной программы, которая реализует право субъекта на выбор содержания и видов деятельности.

Структура индивидуальной образовательной программы в системе планирования и сопровождения индивидуализации образовательного процесса зависит от тьюторской модели в образовании. Последовательно планирование можно представить на следующих уровнях: индивидуальный учебный план (ИУП), индивидуальная образовательная программа (ИОП, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) и индивидуальная образовательная траектория (ИОТ).

Индивидуальный учебный план (ИУП) разрабатывается на основе рабочего учебного плана, реализуемого в образовательной организации, и содержит перечень дисциплин базовой и вариативной части плана, определенных на основе личностных образовательных потребностей субъекта. ИУП разрабатывается на основе запроса учащегося на личностное образование с целью расширения и углубления знаний по интересующим предметам.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) содержит процессуальные компоненты личностного движения субъекта. ИОП разрабатывается с учетом видов образовательной деятельности, развивающих технологий их реализации, а также включает средства и методы диагностики результатов.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала субъекта в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. ИОМ обеспечивает обучаемому позицию субъекта выбора при проектировании и реализации программы с учетом его образовательных запросов, склонностей, интересов, способностей и познавательных возможностей.

Генеральная цель – это то, чего мы хотим достигнуть в результате проделанной работы, к чему мы стремимся.

Цели 1, n … - второстепенные цели, способствующие реализации главной цели, в иерархической последовательности. Второстепенные цели могут быть как составляющие для достижения главной цели (без их успешного выполнения – никак не выполнить главную), так и дополнительные (можно обойтись, но не желательно).

Для успешной реализации последующих целей необходимо проводить рефлексию: Что удалось достигнуть? Какие затруднения возникли? Как преодолеть трудности?

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) представляет собой линию движения субъекта в пространстве по заданным «точкам», в которых он находится или будет находиться относительно выбранной индивидуальной цели личностного развития. ИОТ предусматривает ИОМ, т.к. маршрут характеризует эффективность личностно-развивающей среды в образовательном пространстве. Индивидуальная траектория включает ресурсные точки реализации потенциала обучающегося в образовательном процессе. Индивидуальная образовательная траектория находится в тесной взаимосвязи с лич­ностно-ресурсной картой, так как «точки» личностного роста соотносятся с её временными и ресурсными показателями.

При проектировании ИОТ следует отметить, что она может быть реализована во всех познавательных областях при условии, что будут выполнены последовательно следующие компоненты действия:

- Определены смысловые и целевые компоненты.

- Сформулированы предполагаемые результаты деятельности в виде сформированных интеллектуальных качеств личности, приобретённых компетенций или др.

- Выбраны оптимальные способы познания и средства их реализации.

- Подобраны оценочные средства конечного результата, которые будут определять необходимость коррекционной работы в дальнейшем или переход на новый уровень развития.

Все представленные компоненты планируются с учетом индивидуальных способностей субъекта, которые являются основой проявления его индивидуализации. Это проявляется в следующем:

- при решении познавательной задачи субъекту предлагается найти свой вариант решения, даже фантазийного плана;

- субъекта помещают в ситуацию поиска собственного варианта решения поставленной задачи;

- предлагаются готовые варианты действия, которые субъект должен критически проанализировать и предложить свой способ.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория формируется с применением технологии индивидуализации позволяющей находить креативные способы решения задачи в каждой «точке» личностного развития субъекта. Движение по траектории развития представляет нелинейный характер и может быть затруднено временными и ресурсными возможностями. В данном случае необходима система навигации.

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)2

Ответить письменно на вопросы

1. Дать определение понятиям индивидуальный подход и индивидуализация, выявить их черты сходства и различия.

2. Дать краткую характеристику процессуальной составляющей трех технологий индивидуализации в образовательном процессе.

3. Дать определение понятиям: индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория.

 

Литература

Основная литература

1. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Л. Рыбцова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. — 92 c. — 978-5-7996-1140-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68391.html. – ЭБС IPRbooks.

2. Костихина Н.М. Педагогика физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебник / Н.М. Костихина, О.Ю. Гаврикова. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2013. — 296 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65001.html. – ЭБС IPRbooks.

3. Циулина, М.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. –227с.

Дополнительная литература

4. Безусова Т.А. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов 4 курса по специальности Математика / Т.А. Безусова. — Электрон. текстовые данные. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2011. — 72 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47900.html. – ЭБС IPRbooks.

5. Гладкая,Е.С. Теория и практика внедрения прикладных интерактивных технологий в естественнонаучном образовании [Текст]: монография / Е.С. Гладкая.–Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос.гуман.-пед.ун-та, 2017. –189с.

6. Соколков Е.А. Технологии проблемно-модульного обучения. Теория и практика [Электронный ресурс]: монография / Е.А. Соколков. — Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2012. — 384 c. — 978-5-98704-624-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66331.html. – ЭБС IPRbooks.

7. Гладкая Е.С. Технологии тьюторского сопровождения / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 93 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: