Реверсивные механизмы

Реверсивные механизмы предназначены для изменения направления вращения. Реверсирование движений осуществляют изменением направле­ний вращения ротора электродвигателя, гидродвигателя или через ци­линдрические и конические колёса с помощью передвижных блоков шесте­рён и двухсторонних муфт. Наиболее часто применяют реверсивные меха­низмы с цилиндрическими и коническими колёсами. Реверсирование осу­ществляется переключением муфт или перемещением блока колёс.

Гидравлическое реверсирование осуществляется изменением направлением потока масла в рабочий цилиндр, чаще всего с помощью золот­никовых распределителей.

 

Рисунок 9 - Механизмы реверса, составленные из цилиндрических (а,б), конических (в.г), зубчатых колёс и в виде составного зубчатого колеса(д):

1; 11; 111 – номера валов; 1 – муфта.

Суммирующие механизмы

Суммирующие механизмы (дифференциальные) предназначены для алгебраического сложения однородных движений и применяют для увели­чения диапазона настройки цепей с целью расширения технологических возможностей затыловочных, зуборезных, резьбошлифовальных и др. станков. В качестве суммирующих механизмов используют реечные, вин­товые, червячные, планетарные зубчатые и др. передачи. Планетарной называется передача, в которой оси некоторых колёс являются подвиж­ными. Звено, на котором установлены зубчатые колёса с подвижными осями, называется водилом. Зубчатые колёса, оси которых подвижны, называются сателлитами. При подвижном водиле сателлиты, вращаясь вок­руг своих осей, в то же время вращаются вместе с ними. Неподвижная ось около которой вращается или может вращаться водило, называется основной осью. Сцепляющиеся с сателитами зубчатые колёса, оси которых совпадают с основной осью, называются центральными колесами. Пе­редача, полученная из планетарной - остановка водила, называется простой передачей. Планетарные механизмы, в которых подвижны все три основных звена, называются дифференциалами. Планетарные передачи позволяют получать широкий диапазон передаточных отношений (особен­но больших передаточных отношений) и осуществлять сложение (алгеб­раическое) движений. К достоинствам планетарных передач относятся малые размеры, масса, незначительные потери на трение. Переход от обычных передач к планетарным обеспечивает снижение массы в 1,5 - 5 раз.

 


Рисунок 10 – Суммирующие механизмы


Муфты

Муфты служат для постоянного или периодического соединения двух соосных валов и для передачи при этом вращение от одного вала к другому.

Различают следующие муфты: постоянные, служащие для постоянно­го соединения валов; сцепные, соединяющие и разъединяющие валы во время работы; предохранительные, предотвращающие аварии при внезапном превышении нагрузок; муфты обгона, передающие вращение только в одном направлении.

Постоянные муфты применяют в тех случаях, когда нужно соединить два вала, которые в процессе работы не разъединяются. При этом могут быть соединены жёстко или при помощи упругих элементов.

Сцепные муфты применяются для периодического соединения валов, например, в приводе главного движения или приводе подач станков.

В станках часто применяются сцепные кулачковые муфты в виде дисков с торцовыми зубьями - кулачками и зубчатые муфты. Недостатком сцепных муфт является то, что при больших разностях скоростей враще­ния ведущего и ведомого элементов муфты включить практически нельзя. Фрикционные муфты имеют то же назначение, что и кулачковые, но они свободны от недостатка, присущего кулачковым муфтам, т.е. фрикцион­ные муфты можно включать при любых разностях скоростей вращения эле­ментов муфты. У фрикционных муфт при перегрузках ведомое звено может проскальзывать и тем самым предотвращать аварию. Наличие нескольких поверхностей трения даёт возможность передавать значительные крутя­щие моменты при относительно малых величинах давления на поверхнос­тях трения дисков.

Фрикционные муфты бывают конусные и дисковые.

Предохранительные муфты предназначены для предохранения меха­низмов станка от аварий при перегрузках. У некоторых муфт предохра­няющим звеном является штифт, сечение которого рассчитывается на пе­редачу определённого крутящего момента. При перегрузках этот штифт срезается, происходит разрыв соответствующей кинематической цепи и тем самым предотвращается повреждение ответственных деталей станка.

Часто используются кулачковые, шариковые предохранительные муф­ты, муфты со смещением при перегрузке подвижных элементов в радиаль­ном направлении, электромагнитные муфты и др.

Муфты обгона применяются для сообщения одному и тому же валу двух различных движений (медленного и ускоренного), осуществляемых отдельным кинематическим цепям. В качестве муфт обгона ис­пользуют муфты с храповым механизмом, роликового типа и др.

 

 

Рисунок 11 – Муфты для соединения валов.

А – жёсткая типа втулки; б – с упругими элементами; в – крестово-подвижная; г – кулачковая; д – многодисковая с механическим приводом; е- электромагнитная; 1 – шайба; 2 – диск; 3 – шарик; 4,5,8,12 – втулки; 6 – гайка; 7 – пружина; 9 – катушка; 10 – диски; 11 – якорь.

 

 


Рисунок 12 – Кулачковая (а) и шариковая (б) предохранительные муфты:

1 – кулачки; 2 – подвижный элемент; 3 – пружина; 4 – гайка; 5 – шарик.

 

 

Рисунок 13 – Роликовая муфта обгона:

1 – пружина; 2 – вилка; 3 – ролик; 4 – ступица; 5 – обойма.

 

 


Контрольные вопросы

1  Какие детали станков называются базовыми?

2  Какие требования к ним предъявляются?

3  Какая часть станины наиболее ответственна? Особенность их конструкций?

4  В каких случаях применяются гидростатические и аэродинамические направляющие?

5  Назначение шпиндельного узла? Материал, конструктивная форма шпинделей?

6  Перечислить механизмы применяются для преобразования вращательного движения в поступательное.

7  Какие механизмы обеспечивают прямой и обратный ход за один оборот ведущего звена?

8  В каких механизмах изменение направления движения достигается изменением направления вращения ведущего звена?

9  Какие механизмы служат для преобразования вращательного движения и качательного в прерывистое? В каких механизмах станков они используются?

10 Для чего нужны реверсивные механизмы? Как осуществляется реверсирование?

11  Для чего предназначены суммирующие механизмы. Какими они бывают?

12  Для чего служат муфты? Как их различают?

 

У Ρ Ο Κ N 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: