Механизм, предназначенный для ступенчатого изменения частоты вращения ведомого вала при постоянной частоте вращения ведущего путем изменения передаточного отношения называют коробкой скоростей. Такое изменение достигается вращением различных зубчатых кинематических пар между валами. Коробки скоростей обеспечивают стандартный ряд частот вращения шпинделя.
Известно большое число различных конструкций коробок скоростей, но все они представляют собой сочетание отдельных типов механизмов.
Привод с шестеренной коробкой скоростей является наиболее распространенным типом привода главного движения в металлорежущих станках. Его достоинством являются компактность, удобство в управлении и надежность в работе. Но приводы с шестеренными коробками скоростей не имеют бесступенчатого регулирования скорости, у них сравнительно низкий КПД на высоких частотах вращения при широком диапазоне регулирования.
Существует много различных конструкций коробок скоростей, однако все они представляют собой сочетание отдельных типовых механизмов. Коробки скоростей различают по способу переключения скоростей и компоновке.
|
|
По способу переключения скоростей коробки бывают с передвижными (скользящими) колесами; с кулачковыми, фрикционными и электромагнитными муфтами; с комбинированным переключением; со сменными колесами.
Применение того или иного способа переключения в коробках скоростей зависит от назначения станка, от частоты переключений и продолжительности рабочих ходов. Передачи с передвижными блоками колес могут передавать большие крутящие моменты при сравнительно небольших размерах зубчатых колес. Кроме того, в таких коробках в зацеплении находятся только те зубчатые колеса, которые передают вращение шпинделю. Значит, остальные колеса в это время не изнашиваются. Указанные преимущества позволяют широко применять для изменения частоты вращения шпинделя передвижные блоки зубчатых колес в коробках скоростей главным образом универсальных станков. В передвижных блоках используют прямозубые колеса.
Недостатки этих коробок скоростей: невозможность переключения передач на ходу; необходимость блокировки, предотвращающей одновременное включение в работу блоков зубчатых колес, совместная работа которых не предусмотрена; относительно большие размеры по длине.
Для коробки с кулачковыми муфтами характерны малые осевые перемещения муфт при переключениях, возможность использования в передачах косозубых и шевронных колес, а также меньшие усилия для переключения, чем у передвижных блоков колес. Вместе с тем кулачковые муфты не позволяют переключать передачи на ходу при большой разности частот вращения; им присущи потери мощности на вращение неработающей пары колес и изнашивание.
|
|
Использование фрикционных и электромагнитных муфт в коробках скоростей дает возможность быстрого и плавного переключения передач на ходу. Недостатками таких коробок являются потери мощности на вращение неработающей пары колес и изнашивание; большие радиальные и осевые размеры при передаче больших крутящих моментов; снижение КПД станка вследствие трения в выключенных муфтах; нагревание муфт; необходимость их частого регулирования; передача теплоты от муфт шпиндельному узлу.
При относительно редкой наладке привода шпинделя на операцию в автоматах, полуавтомататах, специальных и операционных станках в массовом и серийном производстве используют сменные колеса. Частоту вращения шпинделя в этом случае изменяют путем смены колес а и b между смежными валами при неизменном расстоянии между их осями. Так как расстояние между осями этих колес остается неизменным, то обязательным условием правильного сцепления сменных колес при такой конструкции привода является постоянство суммы их чисел зубьев (а + b = const). Сменные колеса в приводе главного движения применяют иногда в сочетании с шестеренными коробками скоростей.
В зависимости от компоновки различают коробки скоростей, встроенные в шпиндельную бабку, и коробки скоростей с разделенным приводом. У некоторых моделей токарных, револьверных и фрезерных станков коробка скоростей вынесена из шпиндельной бабки, вращение шпинделю передаётся через ремённую передачу. Разделённый привод с разгруженным шпинделем обеспечивает более плавное вращение шпинделя и его часто применяют в точных станках.
Коробки скоростей с электромагнитными муфтами, позволяющими применять дистанционное управление, применяют в различных автоматах, в том числе станках с ЧПУ. Для унификации привода главного движения таких станков выпускают унифицированные автоматические коробки скоростей (АКС) семи габаритов, рассчитанные на мощность от 1,5 до 55 кВт; число ступеней скоростей от 4 до 18.
Некоторые схемы коробок скоростей показаны на рис. 1.
Рисунок 1 – Схемы коробок скоростей:
а - на две скорости; б – на три скорости; в, г – на четыре скорости.
В схеме двухваловой коробки со скользящим блоком зубчатых колес Z1 и z3, расположенных на валу I со шлицами, (рис. 1, а), зубчатые колеса z2 и z4 установлены на валу II неподвижно. Расстояние между колесами z2 и z4 немного больше длины подвижного блока колес, при этом зубчатые колеса z1 и z2 и колеса z3 и z4 выведены из зацепления. При переключении зубчатых колес обязательным условием является их остановка. Схема на три частоты вращения изображена на рис. 1, б. В схеме на четыре частоты вращения (рис. 1, в), на валу I расположены два подвижных блока, состоящие соответственно из колес Z1 и z3; z5 и z7, на валу II — неподвижные зубчатые колеса z2, z4, z6, z8. Передвижение блоков обеспечивает зацепление зубчатых колес z1 с z2, z3 с z4, z5 с z6, z7 с z8. Эту схему используют при наличии блокировки, исключающей возможность одновременного включения двух пар колес. Блокировочное устройство может быть конструктивно выполнено как механически, так и с применением гидравлики. Трехваловые коробки скоростей на четыре частоты вращения (рис. 1, г) состоят из двух последовательно расположенных элементарных коробок скоростей на две частоты вращения.