Слушаю – ощущаю – чувствую – делаю – понимаю

 

Подобный подход А. Мелик-Пашаев называет методом сопереживания, имея в виду, что сознательной деятельности с терминами, понятиями, знаками должен предшествовать эмоционально – чувственный опыт.

Принципиально важная особенность музыкального мышления, по мнению Н. Сусловой, состоит в том, что «в музыкальном мышлении процесс имеет принципиально двойственное обобщающее направление: значение элементов познается только через целое, но и структурное видение целого возможно только через понимание элементов».

Овладение музыкальными понятиями – элементами музыкального языка позволяет сделать наиболее полным и адекватным восприятие смысла музыкального произведения.

Важнейшей для восприятия операцией музыкального мышления является сравнение. Согласно концепции Б. Асафьева в основе восприятия «становления» музыки лежит именно процесс сравнения интонаций предшествующего и последующего звучаний в одном произведении, повторяющихся комплексов созвучий в разных произведениях. Ориентация в процессе интонационного развития музыки, дифференцирование способов развития (повторения, контрастного сопоставления, вариантности и вариационности и т. д.) основано также на операции сравнения.

Н. Суслова раскрывает значение сравнения как операции музыкального мышления на различных уровнях музыкального синтаксиса.

- сравнение звуков по высоте и длительности дает представление о ладовой и ритмической организации интонаций и мотивов;

 - сравнение мотивов и фраз лежит в основе восприятия масштабно-тематических структур;

 - сравнение частей и разделов подводит к осмыслению формы и типа развития;

 - сравнение произведений выявляет жанр и стиль.

Ассоциативность. Ассоциации возникают на основе установления временных связей между анализаторами в коре головного мозга. Ассоциации лежат в основе мыслительной деятельности, составляют материальную основу музыкальной памяти. Музыка вызывает у человека самые различные ассоциации: образные, зрительные, смысловые, двигательные, осязательные, а также чисто музыкальные. Характер и объем ассоциаций зависит от самой личности воспринимающего. Обилие ассоциаций, их яркость свидетельствуют о богатой творческой фантазии, художественной одаренности человека.

У ребенка, прежде всего, возникают ассоциации, связанные с его реальной жизнью, его жизненным опытом, жизненными ценностями, и это позволяет сделать познание музыкального искусства личностно значимым для ребенка.

Музыкальные ассоциации возникают на основе генетического родства речевой и музыкальной интонации на основе коммуникативной функции жанра, отражающей социальный опыт человечества, на основе жанровой характеристичности музыкального тематизма, проявляющейся в трех типах музыкального тематизма: моторности, декламационности, кантилене.

Создание ассоциаций, ассоциативного ряда, актуализация собственных ассоциаций ребенка способствуют запоминанию и полноценному восприятию.

Важным источником ассоциаций являются литературные произведения. Привлечение знакомых литературных образов, персонажей легко включает ребенка в необходимую эмоционально-образную ситуацию. Например, пьесы Э. Грига «Птичка» и «Танец эльфов» прекрасно воспринимаются в контексте сказки Г. Андерсена «Дюймовочка».

Не менее важны и собственные литературные, творческие работы детей: сочинение стихов, историй, сказок, в которых отражена логика развертывания музыкального образа в предлагаемом музыкальном произведении. Критерием качества выполненной работы является соответствие эмоционально-образного характера работ и содержания музыкального произведения. Выставка работ детей (все работы детей демонстрировать необходимо) с последующим обсуждением позволяет создать широкий ассоциативный ряд, выявить наиболее яркие стороны музыкального образа, лучше дифференцировать его, глубже осмыслить, а значит, – лучше запомнить. Это один из вариантов использования метода инверсии.

Многочисленные ассоциации рождаются в связи с просмотром кинофильмов, прослушиванием теле- и радиопередач, но они не всегда продуктивны («Бетховен – это имя собаки»), а иногда несут и отрицательный заряд (некорректное использование классической музыки в рекламе). Учитель должен очень деликатно использовать необходимый материал для создания ассоциативного ряда.

Огромные возможности для создания и расширения круга ассоциаций предоставляет нам изобразительное искусство. Тщательно и тактично, соответственно эпохе, художественно-историческому стилю подобранные иллюстрации обеспечивают более полноценное и глубокое восприятие музыкальных произведений. Примеров тому – великое множество: В. Васнецов «Три богатыря» - А. Бородин Вторая симфония, «Сиротка» М. Мусоргского – «Тройка» В. Перова, «Менуэты» И. Гайдна и В. Моцарта – галантные празднества А. Ватто и т.п. Ряд картин на библейские темы настроит, подготовит детей к слушанию духовной музыки, пейзажи И. Левитана помогут услышать, ощутить, увидеть красоту «равнинной песенности» (Б. Асафьев) С. Рахманинова.

Слайдов и репродукций должно быть немного (1-2), т. к. произведения изобразительного искусства обладают огромной силой воздействия, требуют достаточного напряжения, внимания, активного осмысления, вызывая яркие эмоции у ребенка. Демонстрация шедевров изобразительного искусства (а надо выбирать именно шедевры) сопровождается краткой информацией о времени жизни автора, а, иногда, и о некоторых особенностях его творчества. Каждая картина, скульптура, которую мы показываем детям должна быть в необходимом объеме проанализирована, объяснена, а также, что очень важно, выяснена степень взаимосвязи музыкального произведения и произведения изобразительного искусства (метод создания художественного контекста). Главное – всегда помнить о том, что музыка и изобразительное искусство могут быть собеседниками, вступающими в диалог или спор, но на уроке музыки главной остается все – таки Музыка.

Избирательность – проявляется в произвольном или в непроизвольном выделении отдельных средств музыкального языка и основана на деятельности музыкального слуха и мышления. В широком смысле избирательность проявляется в предпочтении (осознанном или неосознанном) определенного стиля, жанра и т.д. В этом смысле избирательность музыкального восприятия может стать основой формирования музыкального вкуса.

Вариативность проявляется в изменчивости восприятия одним и тем же человеком одного и того же музыкального произведения в разных условиях. Симфония в концертном зале воспринимается иначе чем в прослушивании дома в звукозаписи, одно и тоже произведение в интерпретации разных исполнителей воспринимается по-разному.

Константность – как свойство музыкального восприятия лежит в основе процессов узнавания. В музыке, константными являются мелодия, тембр, ритм, гармония, фактура.

Константность облегчает восприятие, организует его. Для эффективной работы по развитию музыкального восприятия, важно помнить о стадиях музыкального восприятия (В. Белобородова).

I. Нерасчлененность, диффузность.

II. Углубленное рассмотрение, анализ с последующим синтезом.

III. Повторное восприятие, обогащенное ассоциациями.

Естественно, что эти стадии могут быть сближены или растянуты во времени, а могут сливаться, то есть подобная схема может иметь различные индивидуальные отклонения. На наш взгляд, данная последовательность стадий музыкального восприятия должна быть методологической основой работы учителя музыки в этой области, при условии первоначального целостного восприятия.

О глубине и качестве восприятия музыкального произведения учитель может судить по особой тишине, стоящей в классе, по позе, мимике, взгляду, непроизвольным движениям ребенка в процессе восприятия, а также по мгновениям тишины, наступившей после окончания звучания музыки. Мои ученики обычно аплодируют, как на концерте, и поэтому можно судить о качестве восприятия еще и по силе и продолжительности аплодисментов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: