Игра на определение регистра

Вначале учитель знакомит детей с характерными пьесами в низком и высоком регистре (Г. Галынин «Медведь», С. Майкапар «Мотылек»), выясняется эмоционально-образное содержание пьес и, исходя из содержания пьес, звуки называются низкими (тяжелые, сердитые, темные) и высокими (легкие, летящие, звонкие, как колокольчики). Некоторое время дети играют в игру, различая звуки высокие и низкие. Когда высокие и низкие звуки дети различают без ошибок, вводятся средние звуки (звуки, которые мы поем). Для определения среднего регистра лучше вначале предлагать детям мелодии песен. По мере усвоения сути явления учитель сообщает детям, что высотой звуков в Музыкальном Королевстве командует министр Регистр. С этого времени дети играют в регистры. Учитель постоянно пользуется этим термином, и к концу года дети обычно тоже им овладевают.

 

Музыкальные произведения для игры на определение регистра:

Г. Свиридов   «Колдун»

Г. Свиридов   «Зима»

В. Ребиков               «Медведь»

«Елка» (начало вальса)

Г. Галынин              «Медведь»

                     «Слон»

Э. Григ           «В пещере горного короля»

«Птичка»

«Весна»

В. Моцарт     «Откуда приятный и нежный звон» из оперы «Волшебная флейта» (вступление к хору)

А. Гречанинов «Необычайное происшествие»

С. Майкапар «Мотылек»

                 «Капельки росы»

Г. Фрид          «Ночью в лесу»

М. Мусоргский «Старый замок» (начало)

                  «Быдло» (начало)

А. Бородин              «Симфония №2» (главная тема)

В. Жубинский «Сказка»

М. Глинка         «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

(вторая часть)

«Жаворонок» (вступление)

К. Сен-Санс    «Слоны» из цикла «Карнавал животных»

Д. Шостакович «Вальс-шутка»

И. Стравинский «Вальс» из сюиты № 2

Р. Шуман       «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

из «Альбома для юношества»

Л. Бетховен   «Немецкий танец»

Г. Свиридов   «Ласковая просьба»

П. Чайковский «Детский альбом»:

«Марш деревянных солдатиков»,

«Новая кукла»,

«Полька»

«Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» (начало)

С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами»

А. Лядов         «Музыкальная табакерка» (второй период)

 

Сочетание различных регистров:

 

Г. Фрид          «Флейта и контрабас»

А. Александров «Медведь танцует под флейту»

Р. Шуман       «Дед Мороз» из «Альбома для юношества»

Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка»

М. Глинка       «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (первая часть)

Э. Григ            «Птичка» (игра с инсценировкой, на основе изменения регистра)

 

Игра в «Маскарад» (изменение регистра в произведении, надо узнать произведение по интонационной и ритмической структуре темы).

 

Певческая деятельность

 

Певческий интонационный рефлекс формируется на протяжении достаточно продолжительного времени, поэтому задачи стоящие перед учителем в течение учебного года остаются неизменными, а усложняется и меняется музыкальный материал.

В процессе работы учитель должен научить детей:

- петь выразительно, передавая в пении эмоциональное содержание песни;

- освоить певческую установку:

 

Ножки – раз, ручки – два, спинка – три,

В певческой позе замри!

- уметь одновременно начинать и заканчивать пение;

- понимать дирижерский жест (внимание, дыхание, начало и окончание пения, ведение фразы), осваивать метод свободного дирижирования;

- петь простейшие попевки и песни в небольшом диапазоне (квинты – сексты) от d1 – es1 до h1 – c2. Работать над чистотой интонирования;

- петь напевно, естественным, полетным, мягким, негромким звуком, используя мягкую атаку. Постепенно овладевать кантиленой в процессе пения песен;

- дышать, не поднимая плеч; распределять дыхание на фразу;

- соблюдать законы вокальной орфоэпии (вокальное деление на слоги), правильно выговаривать слова, единовременно произносить текст;

- исполнять песни в унисон, сознательно вливаясь в хоровое звучание;

- уметь слушать себя и хор в процессе пения.

Попевки. Распевания

 

Ряд песен-попевок на материале которых осваивается интонация малой терции (V и III ступени):

 

«Часы с кукушкой»,

«Кукушка»,

«Два кота» (сольфеджирование),

«Кап-кап» (сольфеджирование),

«Мишка» (сольфеджирование).

Песни

Т. Потапенко     «Нас школа ждет»;

Г. Струве           «Все новое»,

«Мы сидим за партами впервые» из цикла «Мы первоклассники»;

М. Красев           «Осень»;

Д. Васильев-Буглай «Осень»;

М. Ройтерштейн    «Доброй ночи»;

М. Парцхаладзе     «Песенка белочки»;

Ю. Литовко     «Ути-ути»;

А. Александров     «Наша песенка простая»;

В. Витлин          «Серенькая кошечка».

 

Вокальная импровизация

 

 

1. Спой свое имя.

2. Импровизация – диалог.

- Что ты хочешь, кошечка?

- Молочка немножечко.

В стихах диалогической структуры вопросы, постоянно изменяя интонацию, поет учитель - отвечают дети.

По мере освоения материала можно поручить задавать вопросы самым способным детям. Стихотворение можно использовать фрагментарно, если его запоминание вызывает сложности у детей.

3. Ритмизация текстов с последующим сочинением мелодии.

 

Музыкально-пластическая деятельность

- уметь передать в движении характер и содержание музыки;

- уметь изменять движение в соответствии с изменением характера музыки;

- уметь передать в движении метрическую пульсацию в марше и танце. Осваивать понятие пульс (метр);

- освоить шаг различного вида: бодрый шаг, высокий шаг;

- освоить танцевальные движения: подскоки, шаг с притопом, плавные покачивания корпусом;

- уметь изменять движение в соответствии с изменением жанра;

- начать работу по освоению элементов формы в движении: показ фразы рукой в виде полукруга в процессе певческой деятельности, а также в музыкальных произведениях, исполняемых с движением;

- участвовать в музыкальных играх на материале «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского и «Марша» Д. Шостаковича;

- пластические импровизации на тему «Кто как двигается?».

 

Музыкальные произведения для организации музыкально-пластической деятельности:

Г. Галынин              «Медведь»

М. Глинка       «Марш Черномора»

С. Майкапар «Мотылек»

Р. Шуман       «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

                            «Марш»

Д. Верди         «Марш» из оперы «Аида»

Ш. Гуно          «Марш» из оперы «Фауст»

П. Чайковский «Марш мальчишек» из оперы «Пиковая дама»

«Марш», «Вальс» из балета «Спящая красавица»

И. Дунаевский «Марш» из кинофильма «Дети капитана Гранта»

Д. Шостакович «Марш» из цикла «Танцы кукол»

М. Глинка     «Полька»

П. Чайковский «Полька»

Ф. Шуберт        «Экосезы» (D-dur, G-dur и Es-moll)

Л. Бетховен   «Экосезы» (№ 1)

А. Гречанинов «Вальс» (F-dur)

     Е. Марченко «Вальс»

Д. Кабалевский «Вальс»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: