Вокальная импровизация

 

Импровизация – диалог:

 

Что там в небе летит?

Что там в небе гудит?

То летит самолет,

То гудит самолет.

(Н. Найденова «Самолет»)

 

Кто копытом бьет – цок-цок?

Это резвый мой конек.

(«Конек»)

 

Здравствуй, поезд, как дела?

Мчусь я быстро, как стрела.

Поезд, поезд, ты куда?

Еду в села города.

(М. Ивенсен «Поезд»)

 

Ты куда идешь, медведь?

В город елку поглядеть.

Да на что тебе она?

Новый год встречать пора.

Где поставишь ты ее?

В лес возьму, в свое жилье.

Что ж не вырубил в лесу?

Жалко. Лучше принесу.

(Г. Виеру «Медведь»)

 

 Импровизация на выученный текст. Главная задача – создание яркого образа.

Как в бою, в лихой погоне,

Раздается дробь копыт.

Это кони, кони, кони,

Это конница летит.

(С. Маршак)

 

Продолжается работа над ритмизацией текстов с опорой на жанровое начало. Тексты, предложенные для импровизаций, позволяют педагогу создавать с детьми и небольшие инсценировки на заданные темы, и пластические импровизации.

 

Музыкально-пластическая деятельность

 

Уметь передавать в движении характер музыки;

 Продолжать освоение метрической пульсации в музыке, связанной с движением;

 Имитировать движение всадника, играть в «атаку кавалеристов», менять характер и темп движения в соответствии с формой музыкального произведения;

В игре «Поезд» на музыку М. Старокадомского дети имитируют движение колес поезда, инсценируют сценку отправления поезда, путешествия на поезде и его прибытия, постепенно ускоряя и замедляя движения в соответствии с изменением темпа;

Осознание понятий тихо (p) и громко (ƒ), и в связи с этим изменения характера и амплитуды движений. Демонстрация эффекта приближения и удаления, в связи с изменениями динамики;

Пластические импровизации: «Кто как двигается» и «Трансформеры». Повторение маршей, танцев и упражнений, звучавших в первой четверти для закрепления понятий жанра (по желанию учителя).

 

«Марши» М. Раухвергера, В. Мурадели, Д. Покрасса, Л Сидельникова.

П. Чайковский        «Игра в лошадки»

Р. Шуман                «Смелый наездник»

А. Гречанинов         «Моя лошадка»

М. Старокадомский «Поезд»

И. Арсеев                 Игра «В гости»: «Пешком», «На велосипеде»,                                              «На машине»

Т. Ломова                «Ускоряй и замедляй»

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах

1. Закрепление приемов игры на треугольнике. Освоение приемов игры на металлофонах (с ограниченным набором пластинок) и кастаньетах.

2. Уметь исполнять на элементарных музыкальных инструментах ритмическое эхо в форме фразы, затем – предложения. Использовать различные виды эхо: эхо – дословное повторение; эхо с изменением динамики в ответе; эхо с изменением тембра в ответе; ленивое эхо- повторение с пропуском первой фразы; старательное эхо – двойное повторение.

3. Исполнение метрической пульсации и ритмического аккомпанемента:

 

В. Ребиков       «Игра в солдатики»

Д. Кабалевский «Кавалерийская»

Е.Тиличеева     «Конь»

П.Чайковский    «Марш деревянных солдатиков»

 

4. Исполнение ритмической партитуры:

 

Д. Шостакович «Марш», «Шарманка»

З. Компанеец    «Паровоз»

 

5. Имитация шумовых эффектов в музыкальных играх и инсценировках.

 - закрепление приемов игры на треугольнике;

 - освоение приемов игры на детских ксилофонах и кастаньетах;

 - исполнение ритмического аккомпанемента, метрической пульсации.

 

III ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Сказки Королевы музыки»

Задачи, стоящие перед учителем в первом полугодии, остаются актуальными, при этом процесс восприятия должен становиться все более полным глубоким и целостным. Усложняется музыкальный материал: укрупняются произведения, усложняется музыкальный язык. Особенное внимание учитель уделяет в III четверти анализу выразительных средств музыки: характеру интонации, темпу, ритму, динамике, жанру, их изменениям и связи этих изменений с характером музыки и содержанием пьес, предлагаемых ребенку для прослушивания. Закрепление понятий: регистр, ритм, темп. Наблюдение динамических изменений в музыке, освоение понятий «forte и piano».

Обязательно включаются в работу прослушанные ранее пьесы Р. Шумана, П. Чайковского, Д. Шостаковича и т.д. для сравнения по принципам общности и различия с новыми музыкальными произведениями, предлагаемыми детям для слушания.

 

Музыкальные произведения для слушания

 

Р. Шуман     «Альбом для юношества»:

«Марш»,

«Первая утрата»,

«Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»,

«Дед Мороз»

А. Хачатурян «Вечерняя сказка»

В. Кикта        «Синеглазка»

А. Лядов          «Колыбельная» из цикла «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра».

Г. Гладков      «Колыбельная».

П. Чайковский «Детский альбом»:

«Колыбельная песнь в бурю»,

«На тройке» (фрагмент),

«Баба-Яга»,

«Нянина сказка»

С. Слонимский «Марш Бармалея»

С. Прокофьев «Сказочка»

В. Агафонников «Сани с колокольчиками»

 

Для прослушивания педагог выбирает пять-шесть произведений для серьезного анализа и запоминания, несколько произведений для сравнительного анализа.

Музыкальная грамотность

 

В области музыкальной грамотности дети продолжают освоение регистра («Игра в регистр»), темпа, динамики («Игра в прятки»). Продолжение освоения круга интонаций, связанных с V и III ступенями лада. Введение VI ступени (РА) и освоение круга интонаций, связанных с V-VI-III ступенями лада. Продолжается работа по развитию навыка сольфеджирования, совершенствуется умение читать ритм в размере 2/4. Вводится новая длительность – половинная нота.

Регулярно проводятся ритмические игры (различные виды «Эхо»), исполняется ритмический аккомпанемент к песням и попевкам. Продолжается освоение первичных жанров.

Вводятся новые музыкально-дидактические игры: «Консонанс-диссонанс», «Игра в прятки», «Игра на определение жанра».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: