Импровизация – диалог:
Что там в небе летит?
Что там в небе гудит?
То летит самолет,
То гудит самолет.
(Н. Найденова «Самолет»)
Кто копытом бьет – цок-цок?
Это резвый мой конек.
(«Конек»)
Здравствуй, поезд, как дела?
Мчусь я быстро, как стрела.
Поезд, поезд, ты куда?
Еду в села города.
(М. Ивенсен «Поезд»)
Ты куда идешь, медведь?
В город елку поглядеть.
Да на что тебе она?
Новый год встречать пора.
Где поставишь ты ее?
В лес возьму, в свое жилье.
Что ж не вырубил в лесу?
Жалко. Лучше принесу.
(Г. Виеру «Медведь»)
Импровизация на выученный текст. Главная задача – создание яркого образа.
Как в бою, в лихой погоне,
Раздается дробь копыт.
Это кони, кони, кони,
Это конница летит.
(С. Маршак)
Продолжается работа над ритмизацией текстов с опорой на жанровое начало. Тексты, предложенные для импровизаций, позволяют педагогу создавать с детьми и небольшие инсценировки на заданные темы, и пластические импровизации.
Музыкально-пластическая деятельность
Уметь передавать в движении характер музыки;
Продолжать освоение метрической пульсации в музыке, связанной с движением;
Имитировать движение всадника, играть в «атаку кавалеристов», менять характер и темп движения в соответствии с формой музыкального произведения;
В игре «Поезд» на музыку М. Старокадомского дети имитируют движение колес поезда, инсценируют сценку отправления поезда, путешествия на поезде и его прибытия, постепенно ускоряя и замедляя движения в соответствии с изменением темпа;
Осознание понятий тихо (p) и громко (ƒ), и в связи с этим изменения характера и амплитуды движений. Демонстрация эффекта приближения и удаления, в связи с изменениями динамики;
Пластические импровизации: «Кто как двигается» и «Трансформеры». Повторение маршей, танцев и упражнений, звучавших в первой четверти для закрепления понятий жанра (по желанию учителя).
«Марши» М. Раухвергера, В. Мурадели, Д. Покрасса, Л Сидельникова.
П. Чайковский «Игра в лошадки»
Р. Шуман «Смелый наездник»
А. Гречанинов «Моя лошадка»
М. Старокадомский «Поезд»
И. Арсеев Игра «В гости»: «Пешком», «На велосипеде», «На машине»
Т. Ломова «Ускоряй и замедляй»
Игра на элементарных музыкальных инструментах
1. Закрепление приемов игры на треугольнике. Освоение приемов игры на металлофонах (с ограниченным набором пластинок) и кастаньетах.
2. Уметь исполнять на элементарных музыкальных инструментах ритмическое эхо в форме фразы, затем – предложения. Использовать различные виды эхо: эхо – дословное повторение; эхо с изменением динамики в ответе; эхо с изменением тембра в ответе; ленивое эхо- повторение с пропуском первой фразы; старательное эхо – двойное повторение.
3. Исполнение метрической пульсации и ритмического аккомпанемента:
В. Ребиков «Игра в солдатики»
Д. Кабалевский «Кавалерийская»
Е.Тиличеева «Конь»
П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
4. Исполнение ритмической партитуры:
Д. Шостакович «Марш», «Шарманка»
З. Компанеец «Паровоз»
5. Имитация шумовых эффектов в музыкальных играх и инсценировках.
- закрепление приемов игры на треугольнике;
- освоение приемов игры на детских ксилофонах и кастаньетах;
- исполнение ритмического аккомпанемента, метрической пульсации.
III ЧЕТВЕРТЬ
Тема: «Сказки Королевы музыки»
Задачи, стоящие перед учителем в первом полугодии, остаются актуальными, при этом процесс восприятия должен становиться все более полным глубоким и целостным. Усложняется музыкальный материал: укрупняются произведения, усложняется музыкальный язык. Особенное внимание учитель уделяет в III четверти анализу выразительных средств музыки: характеру интонации, темпу, ритму, динамике, жанру, их изменениям и связи этих изменений с характером музыки и содержанием пьес, предлагаемых ребенку для прослушивания. Закрепление понятий: регистр, ритм, темп. Наблюдение динамических изменений в музыке, освоение понятий «forte и piano».
Обязательно включаются в работу прослушанные ранее пьесы Р. Шумана, П. Чайковского, Д. Шостаковича и т.д. для сравнения по принципам общности и различия с новыми музыкальными произведениями, предлагаемыми детям для слушания.
Музыкальные произведения для слушания
Р. Шуман «Альбом для юношества»:
«Марш»,
«Первая утрата»,
«Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»,
«Дед Мороз»
А. Хачатурян «Вечерняя сказка»
В. Кикта «Синеглазка»
А. Лядов «Колыбельная» из цикла «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра».
Г. Гладков «Колыбельная».
П. Чайковский «Детский альбом»:
«Колыбельная песнь в бурю»,
«На тройке» (фрагмент),
«Баба-Яга»,
«Нянина сказка»
С. Слонимский «Марш Бармалея»
С. Прокофьев «Сказочка»
В. Агафонников «Сани с колокольчиками»
Для прослушивания педагог выбирает пять-шесть произведений для серьезного анализа и запоминания, несколько произведений для сравнительного анализа.
Музыкальная грамотность
В области музыкальной грамотности дети продолжают освоение регистра («Игра в регистр»), темпа, динамики («Игра в прятки»). Продолжение освоения круга интонаций, связанных с V и III ступенями лада. Введение VI ступени (РА) и освоение круга интонаций, связанных с V-VI-III ступенями лада. Продолжается работа по развитию навыка сольфеджирования, совершенствуется умение читать ритм в размере 2/4. Вводится новая длительность – половинная нота.
Регулярно проводятся ритмические игры (различные виды «Эхо»), исполняется ритмический аккомпанемент к песням и попевкам. Продолжается освоение первичных жанров.
Вводятся новые музыкально-дидактические игры: «Консонанс-диссонанс», «Игра в прятки», «Игра на определение жанра».