Это первый шаг к слышанию гармонии. Дети слушают консонансные созвучия и делают мягкое движение кистью; при диссонирующем звучании кисть открывается навстречу педагогу, а пальцы скрючиваются, как бы приготовившись царапать. Термины вводятся сразу через сказку.
Для игры можно использовать вначале диссонирующие созвучия, аккорды, интервалы, а затем и примеры из музыкальной литературы:
Д. Кабалевский «Ежик»
П. Чайковский Тема Феи Карабос из балета «Спящая
красавица»
И. Стравинский «Русский танец» из балета «Петрушка»
(переложение для фортепиано)
Фрагменты из сюиты № 2
А. Пярт «Танец маленьких утят»
Г. Уствольская «Пляска и плакса»
М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» (фрагмент)
ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА
Как правило, к моменту поступления в школу дети имеют представление о марше и танце. После введения в тему следует предлагать детям игру-движение на определение этих двух жанров. Договорившись о характере движений (под марш – маршируем, под вальс - делаем мягкие кругообразные движения руками, под польку – легкие подскоки с ноги на ногу, держа руки на поясе), учитель предлагает детям различные, всегда завершенные по форме, фрагменты маршей и танцев. Учитель изменяет жанр, не предупреждая детей. Те, кто прослушал и не изменил движение, «вылетают» из игры, садятся. На каждый урок надо подготовить пять-шесть фрагментов, какие-то произведения повторяются, но обязательно включаются каждый раз три-четыре новых произведения. Помимо определения жанра в процессе игры необходимо следить за правильностью выполнения метрической пульсации, за красотой и грамотностью выполнения движений. В эту игру дети играют в первых – третьих классах, причем в первом – втором классе игра повторяется практически на каждом уроке.
|
|
Музыкальным материалом могут служить и знакомые детям песни, прослушанные ранее пьесы, а также фрагменты пьес из «Детского альбома» П. Чайковского, «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Детской музыки» С. Прокофьева, «Танцев кукол» Д. Шостаковича, а также пьесы из специальных пособий по ритмике: Г. Бырченко «С песенкой по лесенке», Т. Бырченко, Г. Франио «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике» и других.
Игра: «В ПРЯТКИ»
Игра на освоение динамики. Вначале дети осваивают понятия тихо и громко, затем термины forte и piano.
Игра проводится так: учитель играет пьесу на фортепиано. Если фраза исполняется громко, дети прохлопывают пульс (метр) или ритм (что труднее), если фраза исполняется пиано – хлопки прекращаются, а те, кто ошибся, садятся на место. Можно сопровождать хлопки энергичным шагом в марше, но на piano – идти осторожно, крадучись, на носочках, без хлопков; можно просто прятаться, приседая у парты, когда музыка звучит тихо. Фразы, исполняемые в разной динамике, чередуются, каждое произведение повторяется неоднократно, на нескольких уроках, пока ошибок станет совсем мало, затем можно предложить детям и сюрпризы – неожиданное изменение динамики, стараясь при этом не нарушать смысл, стиль и содержание музыки. Для этой игры подходят небольшие пьесы с четким делением на фразы, с повторно-вариантным строением фраз. Можно использовать многие марши, танцы, песни, где четко ощущается метрическая пульсация. Интересно также использовать клавирную музыку XVII – XVIII в., в которой обычно сопоставляются фразы с контрастной динамикой.
|
|
Игра: «РИТМИЧЕСКОЕ ЭХО»
Самым простым видом этой игры является такая: учитель прохлопывает ритм фразы – ребенок без паузы (ведь музыка продолжается) ее повторяет. Фраза вначале состоит из двух тактов в размере 2/4. Затем учитель исполняется уже предложение – его надо запомнить и повторить, в итоге получается период. Можно и усложнить это задание, например: в ответе изменить динамику, тембр (использовать элементарные музыкальные инструменты). Следующий этап – варьирование ответа учеником, то есть ответ с изменением:
Учитель: I I P I
Ученик: P I I I
По сути дела, это пример ритмической импровизации. Еще интереснее дать детям задание по принципу «эхо» - прохлопать ритмический рисунок прослушанного музыкального фрагмента (фразы, предложения со знакомым ритмом).
Роль учителя со временем могут выполнять музыкально способные дети, кто-то из детей будет оценивать и работу учителя, и работу ученика. В дальнейшем (2 – 4 класс), по мере освоения метро-ритма игра усложняется: вводятся новые длительности, паузы, пунктирный ритм; новые размеры – 3/4 и 4/4 ; увеличивается объем задания до периода (восьмитакт). Эта игра рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе и может быть продолжена в средней школе на более сложном музыкальном материале.
Ритмизация стихотворений
Эта игра сближает в сознании ребенка ритмические закономерности речи и музыки – ритм речи и ритм музыки. Через ритмизацию стихотворений ребенку легче освоить соотношение долгих и коротких звуков, особенности метра, музыкальной формы (фраза, предложение и так далее).
В основе ритмизации обычно слог – звук; единица ритма – восьмая; строчка – обычно фраза.
Начинать надо с двухдольного стихотворного размера с ударением на первом слоге (хорей).
Буря мглою небо кроет. P P P P
Вихри снежные крутя. P P P I
То, как зверь, она завоет. P P P P
То заплачет, как дитя. P P P I
Мы получили классический восьмитактный период.
Начинать надо с одной-двух фраз, постепенно увеличивая объем стихотворных строчек. Для знакомства с размером, освоения понятия о сильной и слабой доле ритмизация – незаменимый метод. Через ритмизацию легко ввести и понятие о такте и тактовой черте. Естественно, что ритмизация не заменяет звучания музыки. Все тексты, которые используются для ритмизации, как правило, предлагаются детям для вокальной импровизации, сочинения мелодии.